Регистрация | Войти
Конкурс на лучший рецепт
Любая мама заботится о здоровье своего малыша. А быть здоровым без здорового питания невозможно. Делитесь своими рецептами приготовления мясных детских блюд и выиграйте приз!
Подробнее »»

Я кушать не хочу... Причины плохого аппетита

Что делать?


Педиатр, кандидат медицинских наук
http://www.komarovskiy.net/
Нравится
Процесс поиска и поглощения пищи -- основа существования всех живых существ. Какой биологический вид ни возьми, и поведение, и анатомо-физиологические особенности, и среда обитания, и сезонность размножения ориентированы, прежде всего, на возможность добывать себе пропитание. Осознавать, что ты можешь принести в дом еду, видеть, как твой ребенок добытую пищу поглощает, -- это настоящий бальзам на душу, реализация заложенной в нас генетической программы, направленной не только на размножение, но и на вскармливание детенышей. Ощущать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он не хуже других, что он сыт, -- первейшая родительская потребность. Накормить ребенка любой ценой -- естественное материнское желание. А он иногда не хочет. И это невыносимо. Ибо противоречит привычным для нас основам бытия, не дает возможность реализовать родительский инстинкт, вызывает страстное желание немедленно ребенка спасать. Не хочет или не может? Это первый и важнейший вопрос. И, не ответив на него, ничего решить нельзя. Понятно ведь, что нежелание есть -- это одно, а невозможность есть -- это принципиально иная ситуация, и родительские действия в этих ситуациях разнятся весьма существенно. Всем своим поведением ребенок демонстрирует готовность поесть. Жадно набрасывается на материнскую грудь, хватает ручонками и тянет в рот бутылочку со смесью, охотно усаживается за стол, просит поесть, в конце концов. Но непосредственно после начала процесса поглощения пищи принимается капризничать, беспокоиться и отказываться от еды. Все это может быть обусловлено:
  • проблемами с поступлением еды - плоский сосок, "тугая" грудь, маленькая дырка в соске;
  • проблемами в полости рта, когда сосание, жевание или глотание вызывает боль -- молочницей и другими вариантами стоматита, воспалением десен в связи с прорезыванием зубов, просто зубной болью, воспалительными процессами в области глотки (тонзиллитом, фарингитом);
  • проблемами в кишечнике: у грудных детей, совсем не редка ситуация, при которой после начала сосания резко усиливается перистальтика (сократимость) кишечника. При повышенном газообразовании, при склонности к запорам, при наличии воспалительных процессов, упомянутая активная сократимость может провоцировать боли в животе;
  • нарушением дыхания -- если у малыша "забит" нос, то в процессе сосания появляется весьма ощутимый дискомфорт, поскольку дыхание через рот становится невозможным;
  • вкусом еды -- соленая, кислая, горькая и т.п., -- кормящая мама селедочки с чесночком отведала, папа лично супчик поперчил;
  • индивидуальной непереносимостью конкретного продукта -- трудно отрицать, но есть дети, у которых попадание в рот манной каши провоцирует рвотный рефлекс;
  • физическими характеристиками пищи -- горячая, холодная, кусочки крупные, а жевать ребенок еще не научился, вот и давится.
Родителям не всегда удается определить истинную причину невозможности есть, но отличить нежелание от невозможности, с учетом вышеописанного, совсем не сложно. Если действительно хочет, но не может -- это вполне закономерный повод к тому, чтобы обратится за медицинской помощью.

Может! Но не хочет!

Исключив (самостоятельно или с помощью врача) перечисленные выше причины, затрудняющие сам процесс поглощения пищи, констатируем: может. И сосать, и жевать, и глотать. Но не хочет. И здесь возникает вполне закономерный вопрос: почему? Почему наше любимое дитя отказывается от такой вкусной, такой полезной и такой необходимой ему еды? Для начала, следует немножко отвлечься и разобраться с очень важным понятием, к которому мы неоднократно будем обращаться. Речь идет о таком известном слове, как "аппетит". Классические определения: Аппетит -- желание есть, позыв к еде. (Толковый словарь под ред. С.И. Ожегова). Аппетит (лат. appetitio сильное стремление, желание) -- приятное ощущение, связанное с предстоящим приемом пищи (Энциклопедический словарь медицинских терминов). С учетом этих определений, понятно, что субъективные желания и ощущения, к которым понятие "аппетит", безусловно, относится, могут иметь разную степень выраженности -- от умеренного снижения до полного отсутствия аппетита, проявляющееся в реальной жизни полным отказом от какой бы то ни было еды.

Почему? Потому что заболел…

Причин отказа от еды множество, но первое, что приходит на ум обеспокоенным родственникам -- болезнь. И это, действительно, так. Ибо снижение аппетита - типичное проявление любой острой болезни и многих хронических. Этот очевидный факт требует разъяснений. Для начала, рассмотрим болезни острые, т.е. внезапно начавшиеся, к которым можно отнести и большинство детских инфекций, и травмы, и отравления, и аппендицит, и многое другое. Именно в детском возрасте, речь чаще всего идет об острых инфекционных заболеваниях, как правило, вирусных инфекциях, с которыми организм ребенка в подавляющем большинстве случаев вполне способен справиться самостоятельно и без всякой посторонней помощи. Если принять указанное положение за аксиому, то станет понятным следующее: любые усилия родственников должны осуществляться в направлении, подсказываемом инстинктивными побуждениями. А какое желание в начале болезни наиболее естественное? Отказ от еды. Хорошо это или плохо? Это нормально, поскольку отсутствие стремления к приему пищи обусловлено, прежде всего, биологической целесообразностью и симптом этот общий для всех млекопитающих. И больная кошка, и больная мышка есть не хотят. На первый взгляд, что-то здесь не логично. Надо ведь с болезнью бороться, силы нужны, энергия, как же можно в такой ответственный момент без еды? Но это только на первый взгляд. Основные проявления острых болезней (боль, стресс, повышение температуры тела, нехватка кислорода) приводят к стандартной реакции -- активизируется циркуляция крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, легкие), а сосуды в органах менее значимых -- сужаются. Сужение сосудов и значительное уменьшение активности кровотока особенно выражено в кишечнике. Снижается его перистальтика, меньше вырабатывается кишечных соков, они становятся более густыми. Понятно, что кишечнику, в такой ситуации, мягко говоря, не до еды. Расстройства кишечника (понос, боли, метеоризм) у детей могут возникнуть и часто возникают при любой болезни -- даже термин специальный для этого существует -- "кишечный синдром". Парадоксален, но легко объясним тот факт, что частота и выраженность кишечного синдрома прямо связаны не только с тяжестью заболевания, но и с усилиями родителей по кормлению заболевшего дитя. Печень -- важнейший орган системы пищеварения и в то же время главный борец с инфекциями. Именно печень -- активный участник синтеза иммуноглобулинов -- тех самых всем известных антител, что нейтрализуют вирусы и токсины бактерий. Опять-таки, печень -- мощный фильтр, который останавливает и обезвреживает яды, продукты распада тканей. Понятно, что при острой инфекции нагрузка на печень высока, а потеря аппетита -- важный защитный механизм, преследующий очевидную цель -- дать печени возможность сосредоточиться на функциях, более необходимых, чем переваривание пищи. Становится понятным следующее: отсутствие или снижение аппетита у заболевшего ребенка -- абсолютная норма. Чем серьезнее нагрузка на организм, тем более выражено снижение аппетита. По мере уменьшения нагрузки аппетит восстанавливается, и это один из симптомов, однозначно свидетельствующих о начале выздоровления. С болезнями хроническими, длительными -- ситуация не так однозначна. Растущий детский организм относительно быстро адаптируется к переменам, и аппетит сохраняется. При некоторых болезнях (например, при сахарном диабете) аппетит даже повышается, но в целом прослеживается вполне четкая тенденция -- если болезнь приводит к уменьшению затрат энергии (ребенок не может двигаться или двигается мало), то отражается это не столько на аппетите, сколько на количестве съедаемой еды. И только при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях возникает резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды. И это всегда очень серьезно. Итоговые рекомендации по питанию больного ребенка могут быть сведены к двум простым правилам:
  1. Главным критерием частоты и объема кормления является аппетит.
  2. Попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.
Очевидно, что качественный состав еды зависит от того, с какой конкретной болезнью мы имеем дело, -- понятно, что при кишечной инфекции, вирусном гепатите и переломе ноги выбор продуктов, позволительных для употребления, будет, мягко говоря, разным. Но диетотерапия конкретных болезней не является темой нашего общения. Наша задача -- выработать тактику родительских действий по отношению к конкретному симптому под названием "снижение аппетита". И вывод здесь однозначный: если снижение аппетита действительно симптом, т.е. один из признаков болезни, то не надо с этим симптомом бороться. Надо помочь организму справиться с конкретной болезнью, но основная тактическая и психологическая проблема как раз и состоит в том, что активное кормление больного ребенка вовсе не помогает ребенку выздороветь -- скорее наоборот.

От чего зависит аппетит?

Больной ребенок отказывается от еды… Такое положение вещей, хоть и нелегко для родственников психологически, но в целом понятно. Любой взрослый человек отдает себе отчет в том, что это временно, что виновата болезнь. Очень помогают успокоиться воспоминания из собственного "болезненного" опыта: я ведь, когда болею, тоже кушать не хочу. Совершенно другие мысли посещают любящих родственников в ситуации, когда никаких признаков болезни нет, но и аппетита нет. Это пугает неопределенностью, ибо самое логичное объяснение таково: болезнь все-таки есть, просто мы ее увидеть не можем. На самом же деле, снижение аппетита очень часто имеет под собой вполне физиологическую, т.е. нормальную, естественную основу.

Факторы, влияющие на аппетит

  1. Индивидуальные особенности обмена веществ, свойственные и детям, и взрослым. Это каждый может подтвердить на многочисленных бытовых примерах. Петя и Саша едят одинаково, Петя худой, а Саша толстый. Худая Маша ест много, а толстая Лена -- мало. Имеет значение не сколько еды ребенок съел, а сколько из съеденного усвоится и на сколько хватит этого "усвоенного". Здесь может быть вполне уместна не очень корректная, но понятная техническая аналогия -- один автомобиль "съедает" 20 л бензина на 100 км пути, а другой в тех же условиях только 5.
  2. Интенсивность выработки гормонов. Процесс роста не равномерен. На первом году жизни, в подростковом возрасте гормон роста, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, половые гормоны вырабатываются в большем количестве, ребенок активно растет, усиливается аппетит. Интенсивность роста зависит и от генетических особенностей. Если родители Васи под два метра ростом, то Вася, скорее всего, будет есть больше, чем Сережа, папа которого имеет метр шестьдесят. Существуют и сезонные закономерности -- зимой рост замедляется (меньше гормонов), летом - активизируется (больше гормонов). Понятно, что и аппетит летом получше.
  3. Уровень энергозатрат. Питание, по сути, преследует две глобальные цели: во-первых, обеспечить организм веществами, необходимыми для роста и нормального функционирования внутренних органов; во-вторых, покрыть текущие затраты энергии, обусловленные, прежде всего, двигательной активностью. Здесь все вполне очевидно -- чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше аппетит.

Образ жизни

Из трех перечисленных факторов, определяющих выраженность аппетита у здорового ребенка, два совершенно не подвластны родительскому влиянию. При всем желании, мы не можем воздействовать ни на выработку гормонов, ни на индивидуальные особенности обмена веществ. Но регулировать энергозатраты -- это абсолютно в компетенции родителей. Мы уже определились: текущие затраты энергии обусловлены, прежде всего, двигательной активностью, но не только ею. Огромное значение имеет поддержание температуры тела -- чем теплее и комфортнее, чем больше одежды, тем меньше энергозатраты, хуже аппетит. Соотношение интеллектуальных и физических нагрузок, распорядок дня, температурный режим -- основные составляющие такого общеизвестного понятия, как "образ жизни". Понятно, что и потребление пищи в этом списке, и взаимосвязь составляющих очень велика. Давайте со стороны и по возможности объективно посмотрим на классическую в рамках нашего бытия ситуацию, когда родители здорового ребенка крайне обеспокоены отсутствием у него аппетита. В подавляющем большинстве случаев семья не испытывает недостатка в продуктах питания, ребенку не бывает холодно -- на шубку, носочки и обогреватель средства всегда найдутся. Ребенок мало бывает на свежем воздухе, недостаточно двигается. Не редкость дополнительные нагрузки в виде занятий (развивающие игры и т.п.). В свободное от учебы время ребенок играет на компьютере или смотрит телевизор. Удивительно не то, что в такой ситуации у ребенка нет аппетита. Удивительно, что это удивляет его родителей. Цивилизация очень серьезно влияет на здоровье человечества. И это особенно актуально применительно к детям, -- ибо в самый ответственный период жизни, когда растут и формируется внутренние органы, когда на всю жизнь закладывается здоровье, -- так вот именно в этот период ребенок растет в абсолютно неестественных условиях. Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, с чего надо начать, -- осуществить коррекцию образа жизни, чтобы активизировать затраты энергии. Это справедливо для любого возраста. Исключение перегрева, гимнастика, прохладная вода, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе -- это одинаково важно и в 5 месяцев, и в 14 лет. Итак, основное, что нужно сделать родителям, встревоженным нежеланием ребенка есть, -- это установить причину плохого аппетита. И потом действовать! Возможно, требуется консультация врача, а может быть, дело не вашем чаде, а в том, как вы его растите. Еще раз повторюсь: не надо кормить ребенка насильно, необходимо, прежде всего, устранить причины потери аппетита. Продолжение статьи Евгения Комаровского читайте в следующем номере журнала.

Читайте также:

    Журнал «Мама и Малыш», №02-03, 2004


    Источник фото: Shutterstock


    Вам понравилась статья? Полезной ли она оказалась для Вас? Мы будем признательны, если вы оцените свои впечатления от прочитанного.

    Статью оценили 649 человек. Средний балл: 4.7 из 5
    114 отзывов.




    Отзывы о статье:

    1—10 из 114
    • , 12 ноября 2013 20:33
      Капец! Что за тупость? "Ничего нового не узнали." И не узнаете, человек млекопитающее, так было и так будет. Хули тут может быть нового? Какую бля панацею ищите? Еще и людей хаите, помочь не могут. Если ребенок здоров физически, значит причина в психике. Причем в 90% случаев, родители сами эти проблемы создают. Пища должна быть не только полезной, но и вкусной. Да и сам процесс приема пищи играет очень большую роль!

    • , 31 октября 2013 17:31
      В статье нет ни чего нового.Моему ребенку три года последнии три месяца он вообще ни чего ни ест.Только пьет жидкость вода, компоты, соки,молоко около литра в день выпивает в последнии дни если я ему пытаюсь затолкать хоть ложку у него рвотные позывы, помогите


    • , 31 августа 2013 22:41
      Ядрёна вошь,все врачи как 1, что ваши, что наши, сидят, иплом щёлкают. Не ест ребёнок, вот ел, ел и перестал. Чё делатэ, спрашиваю.
      "Нууу, заставлять есть мыы никого не моожем", ну заебца, совет на докторскую тянет. Ясен уй вы не можете и мы кстати тоже не можете, а накормить то как?

    • , 16 ноября 2012
      МОЙ СЫН 8ЛЕТ,РОСТ125,ВЕС25.ЕСТ ОЧЕНЬ ПЛОХО,ОСОБЕННО ПЕРВЫЕ БЛЮДА.КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ НЕ ЗНАЮ.

    • , 23 марта 2012
      я ничего нового для себя не нашла.У меня здоровый ребёнок,сейчас ему1.8,ещё в 1.3.молотил всё подряд,а сейчас от всего отказывается,пьёт только молоко,сегодня съел один банан и три ложки супа.плакать хочеться,что делать ума не приложу!

    • , 28 января 2012
      Я здесь для себя ничего не нашла.Ребенок гуляет много,гиперактивна,но ест мало и с неохотой.Мясо,рыбу,сыр с неохотой.В обед с трудом съедает тарелку супа.Рост 126 вес 21кг

    • , 26 января 2012
      Мой ребенок в год весит 7600...аппетита совсем нет, пьет только "взрослый" кефир. И все. Остальное выплевывает и отодвигает ложку. В статье не нашла ответов на мою ситуацию. Рассказано об отказе от пищи у больного ребенка, а если здоровый не ест...больной то выздоровеет и наладится аппетит, Какие то формулировки из словарей...зачем они мне? силой нельзя....тогда как...цветные ложечки и тарелочки не помогают, компания за столом кушающих тоже нет.....и что делать? ссылаться на генотип, как говорит наш педиатр, но , на мой взгляд, на одном кефире малышка не получит нужные микроэлементы для развития ...... Согласна, статья одна вода!!!!!!!! из словариков и разных статеек

    • , 24 января 2012
      а еще вспомнила случай про одну девушку,ее в детстве заставляли кушать,потом когда подросла,она не хотела есть и ей даже пришлось лежать в больнице под капельницей!это,наверно, самое ужасное последствие пичканья едой

    • , 24 января 2012
      насильно кормить ребенка нельзя!,сама убедилась на горьком примере.Аппетита у него не было никогда и приходилось его заставлять,сейчас ему 4 года и он вырывает от еды,которую не хочет...Как поднять аппетит я конечно пока не знаю,но пичкать не выход.Пробую в творожок ложить мармеладки,делать разных зверюшек и т.д,чтобы вызвать интерес,но думаю этого не достаточно,пока в поисках....

    • , 9 января 2012
      у меня ребенку 4 месяца отказывается сосать бутылку и вообще не хочет пить воду что делать не знаю и за этого у нее гемоглобин 180!помогите!


    Добавить отзыв:

    * - обязательные поля.

    Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
    Буквы чувствительны к регистру.
     
     
    Статистика: 0.205 c., 6.05 Мб
    Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted.