Регистрация | Войти
Молочные реки

Журнал «Мама и малыш» объявляет конкурс рассказов об опыте грудного вскармливания «Молочные реки». Поделитесь своими историями, расскажите о том, как вы преодолели сложности, связанные с грудным вскармливанием.

Подробнее »»

Детский церебральный паралич

Возможности социальной адаптации

С того момента, как в медицинской карте ребенка появляется аббревиатура ДЦП, его близких не покидает чувство страха, горя и обреченности, поскольку в их понимании подобный диагноз означает беспомощность и изоляцию от обычной, полноценной жизни. Увы, детский церебральный паралич вылечить нельзя. Но во многих случаях родителям при помощи специалистов вполне по силам воспитать больного ребенка так, чтобы он чувствовал себя счастливым и востребованным человеком.


Психолог
Нравится
Прежде чем принимать меры к социальной адаптации малыша, страдающего ДЦП, важно ознакомиться с природой возникшей у него патологии, а также с основными трудностями, которые ему предстоит преодолевать. Детский церебральный паралич (ДЦП) - это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики. Основные причины ДЦП связаны с гипоксией, то есть с недостаточностью снабжения головного мозга плода во время беременности или новорожденного в родах кислородом. Форму ДЦП и степень тяжести заболевания устанавливает врач - невропатолог. При легкой степени ребенок обучаем, способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания. Средняя степень требует дополнительной помощи со стороны взрослых. Дети с тяжелым течением ДЦП полностью зависят от окружающих, интеллектуальное развитие колеблется между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Родителям больного малыша надо быть готовыми к тому, что самыми первыми проблемами, с которыми столкнется их ребенок, будут:
  1. выраженные нарушения в двигательной сфере.
  2. недостаточное речевое развитие, а в некоторых случаях и полное отсутствие речи.
  3. маленький запас знаний о явлениях окружающего мира.
Конечно, в одиночку семье будет очень трудно справиться с выпавшим на ее долю испытанием, и успех реабилитации во многом будет зависеть от слаженности и согласованной работы разных специалистов. Однако они занимают позицию консультантов и помощников, а ведущая роль этом трудоемком и продолжительном процессе все же отводится самым близким и родным для малыша людям.

Я сам!

К сожалению, в некоторых семьях малышу с ДЦП изначально отводится позиция так называемого "немощного сосуда". А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь свое чадо от "губительных" воздействий внешней среды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия. Конечно, малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Кроме того, у ребенка, воспитанного подобным образом, формируется стойкое потребительское отношение ко всем окружающим (а они вряд ли бросятся на помощь по первому зову). Вот почему очень важно, чтобы у крохи всегда были прямые обязанности, за которые отвечает только он сам. К примеру, во время уборки он может вытирать пыль, а если мама моет посуду, - пристроиться рядом и помыть кукольный сервиз. Дома есть аквариум? Тогда малыш может кормить рыбок. А возможно, будет с удовольствием поливать цветы на подоконнике. Главное, чтобы родители не забывали хвалить его даже за малейшее проявление активности и ни в коем случае не показывали своего недовольства - даже если следы "бурной деятельности" маленького хозяина придется устранять несколько часов. Это тот самый случай, когда терпение и определенная самоотверженность взрослых идет на пользу ребенку. Например, самостоятельное одевание способствует укреплению мышц рук, развитию координации движений и ориентировки в пространстве, даже позволяет обогатить активный словарный запас. Вначале пусть кроха оденет на прогулку куклу или плюшевого мишку и при этом объяснит маме, что и как он делает. Задача взрослого -поощрять ребенка говорить не только одно- двухсложными предложениями, но и полными развернутыми фразами. Со временем его речь будет меняться, и с каждой попыткой высказывания будут более похожи на те, которые он слышит от родителей. Впоследствии малышу можно доверить самостоятельно надеть свою шапочку или застегнуть "липучки" на ботинках.

Идем гулять

Прогулка - очень важное мероприятие, и она требует предварительной подготовки. Для начала можно познакомить ребенка с местностью, уточнить расположение различных сооружений на детской площадке, понаблюдать со стороны, как играют другие дети. Не стоит сразу включать кроху в коллективную игру. Некоторое время он может просто побыть рядом с играющими, чтобы привыкнуть к незнакомым людям, адаптироваться к новой ситуации. Затем малыш может предложить свою помощь детям, которые младше его. Например, если у соседской девочки никак не получается куличик из песка, а он уже давно научился делать замечательные куличики. К сожалению, попытка познакомиться с детьми во дворе далеко не всегда заканчивается успешно. При неудаче малыш замыкается в себе, теряет уверенность и отказывается от каких-либо действий вообще. Подобное положение можно исправить, "проиграв" травмирующие ситуации в спокойной обстановке. Например, с помощью домашнего кукольного театра. Инсценировка позволяет поэкспериментировать с различными реакциями в ответ на травмирующие моменты и выбрать наиболее рациональный тип поведения. Но если такие попытки вызывают протест со стороны малыша, не нужно настаивать. Лучше отложить игру на некоторое время и вернуться к ней, когда ребенок сам будет готов к этому.

Общение в гостях

Недостаток в контактах со сверстниками можно восполнить посещением знакомых и друзей. Для визитов лучше всего подобрать утренние часы или время после обеденного сна, когда малыш достаточно бодр и не успел устать от активной деятельности. Однако, если кроха, едва переступив порог чужого дома, вдруг залился безудержным плачем, огорчаться не стоит. Как и обольщаться, что удастся отвлечь его яркими игрушками или веселыми играми с другими детьми. Вряд ли, имея столь сильный очаг перевозбуждения, малыш сможет моментально переключиться на другой вид деятельности. А его негативное восприятие окружающей обстановки говорит лишь о том, что в данное время ребенок еще не готов принять изменившиеся условия как безопасное обстоятельство. В таком случае родителям стоит время от времени самим приглашать приятелей к себе в дом, чтобы малышу было легче привыкнуть к новым людям и включить их в круг своих близких знакомых. Как правило, дети с заболеваниями ЦНС хорошо чувствуют доброе отношение к себе, и сами тянутся к искренним, открытым людям. Имея высокую чувствительность нервной системы, они легко перенимают эмоциональный фон окружающей ситуации и реагируют соответствующим образом. В первую очередь, такие малыши замечают тембр и интонацию голоса, а уж в последнюю - прислушиваются к информационной части сказанного.

Я не одинок

В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой или няней), и ему необходимы контакты в детском коллективе. То есть, пора отправляться в детский сад. Этот момент, немаловажный и для здоровых детей, имеет особое значение для малыша с ДЦП. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе. В крупных городах существуют центры, где обучаются дошколята с ДЦП. Это могут быть отдельные группы для детей с нарушениями в развитии в массовых детских садах, куда принимают малышей не только с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и с задержкой психического развития или с интеллектуальной недостаточностью. Однако подобные учреждения не специализируются на социальной адаптации детей-инвалидов, и малыши с ДЦП не всегда получают там должную помощь. Гораздо эффективнее работают в этом направлении специализированные реабилитационные центры. Здесь дошколятам с церебральным параличом помогают решить проблему одиночества и страха перед окружающими, учат пониманию того, что, несмотря на многие ограничения, вместе можно добиться неплохих результатов, а общаться можно не только с помощью слов. По желанию родителей, малыши могут находиться в центре либо только днем, либо круглосуточно. Круглосуточный вариант подойдет тем детям, транспортировка которых вызывает особую сложность из-за тяжелых двигательных нарушений. В других случаях гораздо полезнее посещать группы дневного пребывания. Ведь находясь в центре сутками, ребенок ограничен во взаимодействии с окружающим миром, а это не лучшим образом отражается на его способности к социальной адаптации. И еще один важный момент: занимаясь в центре, кроха должен понимать, что находится вне домашнего очага только потому, что учится - общаться и играть, самостоятельно решать определенные задачи. Родители обязаны уделить особое внимание этому аспекту.

Получение образования

К сожалению, далеко не все общеобразовательные школы готовы принять ребенка с ДЦП. Но экспериментальные классы, где вместе с обычными школьниками обучаются и дети - инвалиды, все-таки существуют. В основном они встречаются в частных школах, где количество учеников намного меньше, чем в массовых, и где педагогу легче подобрать программу обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если же двигательные нарушения малыша настолько выражены, что не позволяют ему самостоятельно передвигаться и овладеть навыками самообслуживания, стоит подумать об обучении на дому или в школе - интернате.

Учимся дома

Обучение в домашних условиях имеет и достоинства, и недостатки. Конечно, в привычной, хорошо знакомой обстановке ребенок ощущает уверенность и защищенность. А индивидуальная работа педагога с малышом позволяет уделить ему максимальное внимание и тщательно контролировать процесс усвоения материала. Однако невозможно постигнуть всю полноту человеческих отношений, находясь только в кругу семьи или читая книги. Обучение один на один с преподавателем лишает больного ребенка необходимого общения со сверстниками. При таких условиях процесс социализации значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешенными.

Обучение в интернате

Этот способ получения образования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФК позволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но и подготавливает малыша к встрече с окружающим миром. Хочется привести в пример слова одного из выпускников такого интерната. В настоящее время это талантливый программист, директор преуспевающей рекламной фирмы. Как-то в беседе он сказал: "Я очень благодарен родителям за то, что они поместили меня в интернат. Именно там я научился самостоятельности. Если бы они этого не сделали, я не имел бы того, что имею сейчас". Однако родителям не стоит настраиваться на то, что научить их малыша всем премудростям жизни смогут только опытные педагоги. Чем раньше начаты коррекционные мероприятия, тем легче будет проходить процесс адаптации к окружающей действительности. А элементарные навыки самообслуживания надо постараться привить ребенку еще до наступления школьного возраста.

Обойдемся без профессионалов?

Некоторые мамы и папы предпочитают воспитывать своих детей с ДЦП дома, самостоятельно. Однако реальную помощь ребенку можно оказать только при условии совместной работы разных специалистов. Кроме того, многие реабилитационные центры имеют специально оборудованные спортивные залы, релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в таких учреждениях предусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия, направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития, логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И к тому же - ежедневный медицинский контроль.

Работа и карьера

Люди с легкой формой ДЦП могут овладеть многими специальностями. Это, прежде всего профессии умственного труда: экономисты, младший медицинский персонал, педагоги (но не преподаватели младших классов, где требуется каллиграфический почерк). Для людей со средней степенью ДЦП больше подойдут специальности, позволяющие работать на дому - это программисты, журналисты - фрилансеры и даже (при сохранности движений рук) швеи. В тяжелых случаях трудоустройство невозможно.

Законы успеха

Если мама и папа хотят воспитать своего малыша полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в обществе, несмотря на тяжелый недуг, им нужно усвоить два золотых правила эффективной работы:
  1. У каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки.
  2. Хорошего результата можно достичь лишь в том случае, если опираться на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха - это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа.
Но главное, что должен знать и чувствовать ребенок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным. А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе. Мамы и папы всегда должны помнить: каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших детей.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ:

Наталья Таланова

"Помогая другим, забываешь о собственных бедах"

Я - инвалид детства по ДЦП. Но, несмотря на диагноз, мне удалось окончить массовую школу - дело в том, что поражена была только правая рука, а ходить я могла самостоятельно (у меня гиперкинетическая форма). Издевательств, как со стороны детей, так и от педагогов, пришлось перетерпеть немало. Но перевести в специализированную школу меня не смогли, так как с успеваемостью проблем не было. По прогнозам врачей, мне грозила жизнь под опекой родителей. Однако такая перспектива меня не устраивала. Окончив 9 классов, я решила поступить в педагогическое училище. Но при прохождении медицинской комиссии мне категорически запретили поступать в какое-либо учебное заведение. Слова врача я, наверное, буду помнить всю жизнь: "Запомни! Ты никогда не будешь находиться среди людей и должна всячески избегать любых контактов. Я могу разрешить тебе учиться на профессию, где нет никаких отношений с людьми". Думаю, не стоит описывать мое состояние после того разговора (мне было тогда 16 лет). Через месяц состояние стресса прошло, и возникло желание доказать всем и, главное, себе, что я смогу преодолеть болезнь. В училище я все же поступила - вместо меня медкомиссию прошла другая девушка. Затем я уехала учиться в другой город, убедив родителей в том, что для моего будущего это необходимо. В институт прошла уже без проблем. Тему по ДЦП я выбрала на втором курсе. Когда я была ребенком, моим родителям и мне часто говорили, что из-за болезни я не смогу получить образование, так как по мере нарастания нагрузок мое состояние (в том числе, и интеллектуальные способности) будет ухудшаться. Поэтому первым желанием было просто узнать свои реальные возможности и понять дальнейшую перспективу. И по мере накопления теоретических знаний появилась возможность применять их на практике. Мне кажется, что я как психолог должна давать информацию, которая поможет людям, столкнувшимся с этой проблемой, адаптироваться к жизни, а не испытывать чувство отчаяния и безысходности. В 22 года я перенесла частичный паралич ног и уже приготовилась к тому, что прогнозы врачей все-таки сбудутся. Однако неожиданно я приняла решение, которое, наверное, не дало мне смириться со своим положением. Продолжая учиться (однокурсники помогали мне передвигаться), я решила попробовать заниматься практикой, чтобы меньше думать о новой "травме", и устроилась внештатным психологом в детский реабилитационный центр. На его базе была открыта школа для родителей, где я давала рекомендации по уходу, воспитанию и обучению детей, страдающих ДЦП. А, занимаясь с детьми, разрабатывала свою развивающую программу с применением арттерапии. В процессе работы пришла к выводу, что занятие творчеством для таких ребят просто необходимо, и дает великолепные результаты. Ведь продукт творчества является способом общения для "безречевых" малышей, дает им возможность связи с окружающим миром. Помогая детям, я забыла о собственных трудностях и через два года смогла свободно ходить. Много раз мне хотелось бросить все, вернуться домой к родителям, где мне бы обеспечили постоянный уход и заботу, где не пришлось бы переносить трудности иногороднего студента. Но сейчас я понимаю, что если бы поддалась тому состоянию, не имела бы то, что имею сейчас. Так мой личный интерес превратился в профессиональную увлеченность. Появились наработки, а затем первые пробные статьи. Наверное, мне легче этим заниматься, чем многим другим. Ведь я знаю о проблеме ДЦП "изнутри", а не по книгам.

Журнал «Мама и Малыш», №04, 2005

Источник фото: Shutterstock


Вам понравилась статья? Полезной ли она оказалась для Вас? Мы будем признательны, если вы оцените свои впечатления от прочитанного.

Статью оценили 1238 человек. Средний балл: 4.9 из 5
268 отзывов.




Отзывы о статье:

1—10 из 268
  • , 12 августа 2014 18:45
    у моей доченьки тоже дцп .сейчас начинает говорить ходит за руку.надеемся что будет лучше.не отчаивайтесь пробуйте все и у Вас получиться.

  • , 20 октября 2013 23:59
    То, что все говорят о неизлечимости ДЦП - это бессилие врачей. Всё это как раз говорят те кто действительно не может вылечить. Однако, то что невозможно для одних, несложно для других. Меня так же списали врачи (болезнь сердца), но помогла именно нетрадиционная медицина. Так же есть решение и с ДЦП.
    Пока не ясна глубинная первопричина болезни, невозможно на неё воздействовать и устранить. Пока же есть только масса теорий. Всё это напоминает поиски вслепую. Никто почему то не ищет причину ДЦП в энергетической плоскости. Так все знают, что главная причина болезней сердца являются спазмы сосудов и сердца. Так же и в случае ДЦП, где есть спазмы и нарушения нервной функции. Правильно было бы найти именно эту причину, а затем устранить её. Мало кто знает, что человек - это не только физическое тело, но ещё и энергетические каналы, чакры и Душа, которая является генератором энергий.
    Именно здесь кроется причина ДЦП. Точнее в свойствах негативных энергий, именно которые вызывают спазмы, боль и иные физические нарушения. Иными словами, в энергетике и каналах человека застревает негативная энергия, которая начинает оказывать свое вредоносное влияние на организм. Болезнь происходит от влияния негативных энергий в энергетике. Подобную острую отрицательную энергию может рождать сам человек в сильных негативных состояниях, она может появиться от инфекции, либо травмы. Причин немало. Не суть важно откуда появился негатив, важнее устранить такой отрицательный фактор влияний.
    Здесь немногие задумывались над тем, в чём же заключается несколько положительный результат от иглоукалывания и массажа? Всё здесь просто, через иголки выводится негативная энергия из энергетики, а без неё всё приходит в норму. То же относится и массажу, где растирая загрязнённые каналы, ведь из них медленно очищается негатив. Иными словами весь положительный результат при ДЦП происходит только в следствии очищения от негативной энергии. Положительный результат со временем болезни так же происходит из-за медленного рассеивания негативной энергии. ВОТ В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ НУЖНО ДВИГАТЬСЯ ЖЕЛАЯ ИСЦЕЛИТЬСЯ.
    Зная ГЛАВНУЮ первопричину болезни, можно целенаправленно её устранить и болезнь уходит навсегда. Лично я именно так полностью исцелился.
    Решение проблемы ДЦП кроется в энергетическом очищении. Там где никто её не ищет. Все чудесные исцеления святых - это воздействие очищающей любой негатив (первопричину болезни) энергией Любви. Так же альтернатива для родителей освоение лечения руками, где здоровье детей будет в их же собственных руках. Пока немногие знают, что они сами могут вылечить своего ребёнка освоив несложное лечение руками. У таких детей всегда гарантировано загрязнена теменная чакра и перекрыта связь с внешним источником.
    Научиться энергетическому воздействию руками совсем несложно, главное здесь знать как это делать. Развив чувствительность рук к энергиям, уже становится возможным и работать с энергетикой. Зная внутреннего врага здоровья ребёнка (негативную энергию), можно самостоятельно излечить своего ребёнка. Как этому научиться написано в статьях по данной теме.
    Статьи:
    Энергетическое здоровье человека.
    Гигиена Души - основа вашего здоровья.
    Азбука целителя.
    Практика целителя.
    Основы энергетического целительства.
    Внутренняя суть человека.
    и д.р.
    В сборнике статей ,,Энергетическое здоровье человека,, Автор Андрей Петрик
    Ссылка http://www.koob.ru/petrik_a/

  • , 16 мая 2013 20:02
    Надо пробовать все! Я знаю родителей, которые вывели своих детей их этих состояний с помощью продукции и приборов одной китайской компании. Даже сняли с учета ребенка!

  • , 8 ноября 2012
    Замечательная и жизнеутверждающая статья, дарящая надежду, что человек может многого добиться вопреки диагнозам и пресловутой(зачастую неадекватной) социальной среде. Как же хочется верить, что мой не ходящий 7 летний сын найдет в себе силы,твердость характера, а главное жизненный стержень , чтобы вопреки ну очень несовершенному социуму и множеству других за частую искусственно созданных жизненных препятствий , уверенно и высоко подняв голову ИДТИ к своей цели, покорять казалось бы нереальные вершины и с гордостью носить звание ЧЕЛОВЕК.А я уже сейчас горжусь даже малейшими достижениями сына и верю, что моя огромная любовь и поддержка помогут ему уверенно ИДТИ вперед.

  • , 27 октября 2012
    Здравствуйте.Я тоже инвалид детства 3 гр.Но не смотря на это я учились в общеобразовательной школе, закончила училище культуры,вышла замуж и родила детей.Ведь инвалидность это не приговор.Будьте здоровы и не отчаивайтесь.Всё будет так как вы сами этого захотите.

  • , 5 октября 2012
    Здраствуйте,спасибо за статью,у моей дочери тоже ДЦП левая сторона отстает,но мы растем и лечимся,но мне тяжело только в том что в специальный садик ходит с 9до17и невозможно с таким графиком на работу устроиться,а мы вдвоем сней,еще и снимаем квартиру.

  • , 26 сентября 2012
    здравствуйте! я воспитываю свою дочь 3 года диагноз ДЦП, у нее легкая стадия этого диагноза. я узнала что это по вине врачей которые принимали роды! она у меня не ходит у нее повышенный тонус в ногах, врачи говорят пойдет но не сейчас в итоге когда легли в больницу мне сказали что ребенок запущенный! операцию делать ей боюсь, сейчас обходимся диспортом! набралась сил терпения и жду ЧУДА!!!!

  • , 24 сентября 2012
    извените но вот у меня вопрос я училась в нормальной школе индивидульно ходила сама в школу и закончила 11 классов и теперь я не знаю на кого мне идти учится у меня ДЦП и 2 группа инвалидности посоветуйте на кого мне идти учится пожалуйста

  • , 15 сентября 2012
    Спасибо за статью, она вселяет надежду на будущее.
    У меня тоже ДЦП.

  • , 6 сентября 2012
    молодец. у меня тоже дцп. я чувствую себя счастливым.


Добавить отзыв:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.
 
 
Статистика: 0.182 c., 5.57 Мб
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted.