Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Музыкальное развитие детей с первых дней до 3 лет
1 3

Развитие

Музыкальное развитие детей с первых дней до 3 лет

Музыка это мир гармонии, источник энергии и вдохновения. Поговорим о «домашнем» музыкальном развитии, о простых играх и занятиях, которые осилит любая мама.


г. Харьков

Музыкальное развитие складывается из трех составляющих: из способности слушать музыку, воспринимать ее и воспроизводить. Но есть немало подросших ребятишек, которые не проявляют музыкальных способностей. Они не любят или стесняются петь, не станут слушать классическую музыку, не знают названий даже самых привычных музыкальных инструментов. Это происходит потому, что ребятам с самого раннего возраста не привили любовь к музыке. Но мы ведь с вами хотим, чтобы наш малыш развивался всесторонне! А потому было бы здорово включать всевозможные «музыкальные» игры в арсенал ежедневных занятий с крохой. Это просто, полезно и невероятно весело!

Музыкальное развитие

По словам Шиничи Сузуки, японского скрипача, педагога и философа, «музыка учит чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости». Это важная составляющая, один из кирпичиков в общем здании человеческой культуры. Без музыки невозможно полноценное эмоциональное развитие ребенка, ведь музыка – это и есть человеческие чувства и эмоции, облеченные в звуки. Умение понимать, «чувствовать» музыку и способность испытывать эмоции неразрывно связаны между собой. И если мы хотим воспитать малыша тонко чувствующим, умеющим переживать и сопереживать, понимать и любить, нам необходимо уделить внимание и его музыкальному развитию. А еще прослушивание музыки развивает чувство ритма и слух. Это важно не только для будущего музыканта, танцора или певца. Такие полезные навыки ни для кого не будут лишними, потому что находят себе применение во многих областях человеческой деятельности.

Из чего же складывается музыкальное развитие? Из способности слышать музыку, воспринимать ее и воспроизводить. Именно эти навыки мы и станем развивать у малыша посредством всевозможных игр.

Дети до 1 года

Слушаем музыку

Если с рождения малыш будет окружен музыкой, точно так же, как родной речью, – это станет важным началом его музыкального образования. И это действительно так!

Привыкнув к музыке с первых дней, кроха будет воспринимать ее как нечто само собой разумеющееся, как необходимую составляющую жизни. Но не стоит думать, что маленькому человечку можно давать слушать все что угодно, будто он ничего не понимает и ему все равно. Подбирая «репертуар» для малыша, отдавайте предпочтение спокойной, мелодичной, красивой музыке. Это может быть классическая музыка, мелодии для релаксации со звуками природы, народная и этническая музыка и т.п. Из классической музыки специалисты рекомендуют слушать Мо-царта, Баха (в обработке для детей), Вивальди, Генделя. Сейчас выпускается много дисков с мелодиями, специально адаптированными для детей, и их вполне можно использовать. Главное, чтобы музыка нравилась вам самим и находила эмоциональный отклик у ребенка. Если внимательно наблюдать за маленьким слушателем, можно понять, какая музыка ему нравится, а какая – нет, какие мелодии расслабляют и успокаивают, а какие, напротив, возбуждают, тонизируют.

Детские песенки. Это именно то, что нужно для нашего маленького непоседы. Песенки можно просто слушать, но будет лучше, если мама станет весело подпевать Крошке Еноту или Элли и ее друзьям, которые идут в Изумрудный город.

Во-первых, детям очень нравится, когда мама поет. Им интересно слушать, наблюдать за мимикой родного лица.

Во-вторых, так вы будете стимулировать желание малыша петь. Ведь почти всему кроха учится, подражая взрослым. Самостоятельное пение придет гораздо позже, но фундамент для этого мы закладываем именно сейчас.

"Танцуем" с мамой. Если у малыша хорошее настроение, включите веселую танцевальную музыку: детские песенки из мультфильмов, латиноамериканские или европейские танцевальные мелодии, народную танцевальную музыку разных стран и т.п. Затем возьмите кроху на руки и потанцуйте вместе с ним. Это развеселит не только малыша, но и маме обязательно поднимет настроение и зарядит энергией на целый день. К тому же, танцуя с крохой под музыку, мы развиваем у него чувство ритма.

 

Мамины колыбельные. Колыбельные в мамином исполнении – это тоже кирпичик в развитии детской музыкальности. К сожалению, поют своим малышам далеко не все мамы. Одни считают это не нужным, другие стесняются своего голоса. Но малышу так важны эти незамысловатые песни, а мамин голос для него – лучший на свете! Народные колыбельные хороши тем, что петь их можно на один мотив, одну за другой без перерыва, или «по кругу». Колыбельные обладают успокаивающим воздействием не только на малыша, но и на маму.

Первые музыкальные инструменты. Самые обычные и привычные погремушки – это и есть первые музыкальные инструменты для крохи. Они могут издавать звуки и подчиняются ручкам малыша: потрясешь сильно – звук будет громким, потрясешь слегка – получится тихий звук. Можно трясти быстро и медленно, менять ритм по своему желанию. Пока ребенок совсем мал, он трясет погремушку непроизвольно, ему просто интересна причинно-следственная связь: потряс погремушкой – получил звук. Старайтесь так подбирать погремушки для крохи, чтобы звуки, которые они издают, были разнообразными. Малышу наверняка понравятся колокольчики разной тональности, музыкальные игрушки с кнопками и клавишами, бубен – словом, все то, из чего сможет извлекать звуки самый маленький музыкант.

«Прятки» со звуками. А теперь поиграем. Спрячьте за спиной у малыша любую «звучащую» игрушку: погремушку, резиновую пищалку, поющую мягкую игрушку и т.п. Когда игрушка с вашей помощью издаст звук, малыш обернется на звук и найдет игрушку. Обязательно порадуйтесь вместе с ним: «Ура! Тимошенька нашел кошечку! Кошечка мяу-мяу!» Потом игру можно усложнить, пряча игрушку в коробку или накрывая ее пеленкой. А теперь малыш сможет отыскать источник звука? С хорошо ползающим или умеющим ходить малышом можно поиграть так: прячем «звучащие» предметы (будильник, поющую игрушку, мобильный телефон с играющей мелодией и т.п.) в комнате и пусть ребенок попробует их отыскать. Первое время будем ему помогать.

Шумовой оркестр

Малышей этого возраста невероятно привлекают звучащие игрушки. Значит, пришло время организовать дома маленький «шумовой» оркестрик. И начнем мы не с покупных игрушек, а с тех, которые можно в считанные минуты сделать своими руками. Вы даже не представляете, сколько всевозможных предметов, способных издавать звуки, отыщется в любой квартире, если привлечь в союзники фантазию и воображение.

Самодельные «шумелки». Итак, самое первое, что мы сделаем, это соберем несколько баночек и коробочек от разных продуктов: металлические банки из-под кофе, пластиковые бутылки, картонные коробочки и т.п. Если насыпать в них крупу, фасоль, сушеный горох, их можно будет использовать в качестве маракасов: трясем каждую коробочку и слушаем, какой звук она издает. Самое интересное, что в одинаковых коробочках разные наполнители будут издавать разные звуки. А как вам возможность использовать перевернутую кастрюлю в качестве барабана? Можно стучать по ней руками, можно использовать в качестве барабанных палочек картонные трубочки от бумажных полотенец или пластиковые бутылки, а можно и ложки. Подвесьте на веревочку металлическую крышку от большой кастрюли, и пусть малыш использует ее в качестве гонга, ударяя по ней ложкой. Пусть маленький музыкант попробует постучать теми же ложками, трубочками или просто руками по другим предметам: перевернутой картонной коробке, пластиковому контейнеру, собственным коленям. Каждый раз будет получаться новый звук. Научите маленького музыканта стучать тихо и громко, быстро и медленно.

Превращение обычных предметов в музыкальные инструменты очень нравится малышам, они готовы играть в подобные игры подолгу. Игру можно продолжить на улице, постучав палкой по дереву, скамейке и любым другим подходящим предметам. Это и знакомство с различными звуками, и тренировка воображения, и развитие творческих способностей, и просто познание окружающего мира и свойств предметов.

 

Танцы под музыку. Обычно малыши очень любят танцевать. Едва услышав ритмичную музыку, они начинают притопывать, прихлопывать и приседать. Это малышовое пристрастие будем всячески поощрять. Почаще включайте веселую музыку и танцуйте вместе со своим маленьким танцором. Только теперь уже не на руках, а самостоятельно. Возьмите его за ручки, покружитесь, потопайте вместе с ним, показывайте крохе простые движения. Пройдет немного времени – и малыш будет с удовольствием повторять все за вами.

Песенки-игры. Но танцевать можно не только под музыку, но и под мамины песенки. Есть множество игровых песенок для малышей, в которых они выполняют особые движения, о которых говорится в тексте. Это хорошо известные «Шел король по лесу», «Баба сеяла горох», «Мишка косолапый» и др. Играя в подобные игры, вы развиваете у малыша чувство ритма, координацию движений, учите понимать слова взрослого и согласовывать с ними свои действия. Поем песенку на любой подходящий мотив, показываем крохе движения, а он пусть пробует повторять:

За руки друзей берем,
вместе хоровод ведем,
А веселый каблучок
цок по полу, цок-цок-цок.
За руки друзей берем,
вместе хоровод ведем!
Прыгай, прыгай веселей,
прыгай, ножек не жалей,
А веселый каблучок
цок по полу, цок-цок-цок.
Прыгай, прыгай веселей,
прыгай, ножек не жалей!
Гляньте – пальчики у нас
тоже все пустились в пляс,
А веселый каблучок
цок по полу, цок-цок-цок.
Гляньте – пальчики у нас
тоже все пустились в пляс.
И опять идет-идет
Наш веселый хоровод…
(Е. Железнова)

Дети двух лет

Музыкальные опыты

Детские музыкальные инструменты. Игра на музыкальных инструментах (пусть даже игрушечных) помогает в формировании индивидуальности, развивает способность проявлять инициативу, учит справляться с застенчивостью и просто улучшает настроение. Так что пришло время пополнять наш «парк» музыкальных игрушек.

Бубен. Эта замечательная игрушка должна быть в арсенале каждого малыша. Она настолько проста, что извлекать из нее звук могут даже самые маленькие «музыканты». Пусть кроха играет в свое удовольствие. Показывайте малышу, что в бубен можно не просто стучать, а отбивать особый ритм. Начните с самого простого, пусть малыш попробует повторить за вами. Можно включить какую-нибудь детскую песенку и вместе с малышом попробовать отбивать ритм под музыку. Постепенно малыш научится это делать правильно без вашей помощи. Подобные игры очень хорошо развивают чувство ритма и слух.

Барабан. На барабане мы тоже будем учиться отбивать ритм. Расскажите ребенку какое-нибудь ритмичное стихотворение (например, «Ежик и барабан» Г. Виеру), отбивая ритм руками, а чуть позже – с помощью барабанных палочек. На начальных этапах можно просто хлопать в ладоши.

С барабаном ходит ежик, бум, бум, бум!
Целый день играет ежик, бум, бум, бум!
С барабаном за плечами, бум, бум, бум!
Ежик в сад забрел случайно, бум, бум!
Очень яблоки любил он, бум, бум, бум!
Барабан в саду забыл он, бум, бум, бум!
Ночью яблоки срывались, бум, бум, бум!
И удары раздавались, бум, бум, бум!
Зайцы здорово струхнули, бум, бум, бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, бум, бум!

Пусть теперь малыш расскажет любое стихотворение, какое знает, и подыграет сам себе на барабане, выстукивая ритм.

Дудочки. Купите малышу детскую дудочку, сопилку (украинская деревянная дудочка с дырочками, род флейты, очень хорошо подходит для самых крошечных музыкантов), свисток, губную гармошку. Извлекать из них звуки у крохи получится не сразу. Но такая тренировка будет очень полезна для здоровья и развития, укрепляя речевой аппарат и тренируя дыхательную систему. Пусть подудит в свое удовольствие, уж потерпите. А потом научите маленького трубача свистеть при помощи свистка или дудеть на дудочке ритм точно так же, как мы это делали с помощью бубна, барабана или маракасов.

Ксилофон, металлофон. На этих музыкальных инструментах ребенок сможет не только выстукивать ритм, но и научиться играть простенькие мелодии, например «Два веселых гуся» или «В лесу родилась елочка». А еще пусть звенит молоточками, выдумывает свои собственные мелодии.

 

Дети трех лет

Играем и поем

Малыш еще немного подрос. Теперь ему по силам и более сложные музыкальные игры и занятия.

Знакомимся с музыкальными инструментами. Познакомьте малыша с различными музыкальными инструментами. Сначала просто на картинках. Подберите соответствующую книжку или детскую энциклопедию и рассматривайте ее вместе с ребенком. Слушая несложные мелодии, попробуйте вместе с ребенком выделять из общего звучания отдельные музыкальные инструменты: гитару, балалайку, трубу, ударные инструменты узнать вполне можно.

Музыкальные сказки. Было бы здорово, если бы вы предлагали малышу слушать музыкальные сказки. Это и интересно, и полезно одновременно. Например, хорошо известная сказка С. Прокофьева «Петя и волк» – это своего рода путеводитель по симфоническому оркестру. Там каждому герою соответствует «свой» музыкальный инструмент: утка – гобой, птичка – флейта, кошка – кларнет и др. Многократно прослушивая сказку, малыш научится на слух распознавать звучание инструментов. Что еще слушать? Всевозможные музыкально-литературные композиции на основе балетов П. Чайковского («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»), С. Прокофьева («Золушка»), мюзикл-сказку «Хоттабыч», «Оле-Лукойе» на музыку Э. Грига и др.

Поем. Пойте с ребенком как можно чаще! Детские песенки и то, что нравится лично вам. Глядя на вас, ребенок тоже начнет подпевать, а потом и петь самостоятельно. Пение очень полезно для развития голосового аппарата, артикуляционных мышц, дыхательной системы. Только следите, чтобы кроха не пел слишком громко. Вот это для его голосового аппарата совсем не полезно! Вам пригодятся диски с караоке детских песенок. Конечно, малыш еще не сможет петь их сам, читая текст с экрана. Но это прекрасно сможет делать мама, а кроха будет подпевать. У вас получится замечательный, трогательный дуэт! А не создать ли вам трио, взяв в состав ансамбля еще и папу?

Озвучиваем сказку. Для этой игры нам пригодятся те самые самодельные маракасы, «шумелки» и музыкальные инструменты в виде обычных вещей, о которых говорилось выше. Будут не лишними и имеющиеся в хозяйстве игрушечные инструменты. Соберите возле себя арсенал разнообразных музыкальных приспособлений и садитесь вместе с малышом читать сказку. Например, «Колобок». Во время чтения попробуйте изобразить героев сказки, их действия, окружающую обстановку с помощью наших музыкальных инструментов. Примерно так же, как в сказке «Петя и волк». Вот возьмем Колобка: он веселый, беззаботный. Какой звук сможет показать его характер? А потом спойте вместе песенку Колобка, аккомпанируя себе при помощи бубна, маракасов или погремушки. Схожим образом подберите «звуковую одежду» для медведя, волка, зайчика, лисички. Вот прыгает зайчик, и ваши маракасы звучат небыстро и ритмично. Вот зайчик замер на месте, прислушивается – маракасы замолчали. Зайку что-то напугало, и он пустился наутек. Пусть ребенок изобразит и это с помощью звуков. Это невероятно интересная и творческая игра. Она наверняка вам понравится!

Угадайки. Игра эта проста: малыш отворачивается, а мама загадывает ему музыкальную загадку. Что только что звучало: барабан или бубен? Какой из «шумовых» инструментов издал звук: бутылочка с гречкой или коробочка с горохом? А потом, чтобы ребенку было интереснее, поменяйтесь с ним местами и поотгадывайте его загадки.

Домашний концерт. Такие концерты можно устраивать в любом возрасте малыша, даже в полгода. Если в семье кто-нибудь играет на музыкальном инструменте, пусть он это делает почаще – специально для малыша и всех членов семьи. Если же нет – не беда. Пусть каждый выступит со своим особым номером. Ребенок будет играть на детских музыкальных инструментах, а остальные члены семьи ему аплодировать, кричать «браво» и «бис»! Главное, чтобы подобная игра вызывала у крохи эмоциональный отклик, чтобы он почувствовал себя настоящим талантливым музыкантом, выступающим на сцене.

А напоследок пусть мама возьмет в руки палочки для ксилофона, малыш – барабан, папа – маракасы, и вместе исполните любимую песню всей семьи, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах. И пусть ваш ребенок не станет знаменитым музыкантом (хотя как знать!), пусть его вокальные данные будут далеки от совершенства, но эта детская радость, эта возможность прикоснуться к волшебному миру музыки останется с ним навсегда, делая жизнь полнее и счастливее.

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 0 до 1 года дети от 1 до 3 лет Игры развитие ребенка

Рассказать друзьям

Оцените статью:

1 комментариев

Подписаться на отзывы RSS
Версия для печати

Комментарии

1—1 из 1

Спасибо Автору статьи,очень много полезной информации!

4 августа 2013 13:05

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.




Конкурсы

Фотоконкурс "Мама и малыш"
Анастасия
Фото на конкурс
Фото на конкурс "Мама и малыш"
Марина
Вместе навсегда*
Вместе навсегда*
anykivee
Roxana & Anya Tansk
Roxana & Anya Tansk
Розалия
Мама и малыш
Мама и малыш
jaded
Первый день рождения
Первый день рождения
Евгения
Мама и малыш
Мама и малыш
OlkaGunko
Как, уже ночь? А мы ещё гуляем?
Как, уже ночь? А мы ещё гуляем?
kaspiya
Летняя прогулка
Летняя прогулка
Анастасия
маленькая принцесса
маленькая принцесса
Все конкурсы

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый