Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Игры с куклами
0 5

Развитие

Игры с куклами
Только для девочек?

Куклу ребенок отождествляет с живым существом, очень похожим на самого малыша. Благодаря этому сходству, вместе с куклой можно «прожить», примерить на себя многие жизненные ситуации.


г. Харьков

Именно в играх с куклами ребенок получает незаменимый опыт, который очень важен для гармоничной взрослой жизни.

Игры в куклы – штука далеко не бесполезная, как иногда считают мамы, предпочитающие подбирать для своих малышей и малышек исключительно «умные», развивающие игрушки. И если куклы остаются невостребованными, то это, скорее всего, потому, что малыша просто не научили ими играть, не показали, что с ними можно и нужно делать. Давайте научим наших детей играть, предложим им занятные сюжеты для игр – и очень быстро куклы станут одними из самых любимых игрушек!

Стереотипное мнение

До сих пор существует мнение, что куклы – это игрушки исключительно для девочек. Но в раннем детстве и мальчики, и девочки одинаково нуждаются в развитии. И развитие это должно быть всесторонним. Что лучше мягких игрушек и кукол поможет развить эмоции? Что плохого, если мальчик трепетно относится к плюшевому мишке и не прочь поиграть с куклой, покатать ее в коляске или приготовить для игрушек обед? А уж усаживание куклы в машину или строительство дома для нее – вообще замечательные мужские занятия! В игре будущий мужчина проигрывает всевозможные жизненные ситуации, ведь игра – это и есть своего рода подготовка к взрослой жизни. Что же удивительного в том, что многие взрослые мужчины считают заботу о ребенке и всякие бытовые хлопоты не мужским делом? Именно это им и внушили в раннем детстве, когда у мальчишек впервые возник совершенно нормальный интерес к «девчачьим» игрушкам. Так что обязательно покупайте своему маленькому мужчине не только машинки и конструкторы, но и кукол вместе с посудкой и одежками. И даже кукольную коляску. Играя с куклами, мальчик ни за что не превратится в девочку. Зато научится любви, нежности и заботе, будет развиваться эмоционально и духовно.

Каких кукол лучше выбирать для малышей? Не стремитесь покупать годовалому крохе новомодных пупсов, которые умеют говорить, ходить, смеяться, плакать и даже использовать по назначению подгузник. Самая первая кукла должна быть большая (около 30–40 см), «уютная», без лишних «наворотов». Чтобы можно было носить ее за собой, обнимать, укладывать рядом в кроватку. Малышу до 1 года лучше всего подойдет мягкая тряпичная кукла, а ближе к 2 годам крохи предпочитают резиновых пупсов, которых удобно переодевать, купать, катать в коляске.

Дочки-матери

До 1 года

Малыши этого возраста пока еще не смогут стать полноправными участниками игры. Но это вовсе не значит, что давать им куклы рано. Малыш будет подражать вам, если вы скажете: «Вот какая милая куколка! Вот как я люблю ее!» – и обнимите куклу. Кроха с удовольствием последует вашему примеру: он сможет научиться обнимать куклу, гладить по головке, жалеть, если она нечаянно упала с дивана, и грозить ей пальчиком («ну-ну-ну!»), если куколка вдруг вздумает пошалить. Спрашивайте у малыша: «Как куколка плачет? А-а-а-а… Как смеется? Ха-ха-ха». Подобные игры хороши для развития речи, расширения словарного запаса. Они стимулируют эмоциональное развитие ребенка, учат понимать речь и выполнять простые действия по просьбе взрослого.

1–2 года

Кукла хочет спать. Покажите малышу, как нужно баюкать куклу, как постелить ей кроватку и уложить спать, прикрыв одеяльцем. Годовалому малышу в самый раз купить кукольную коляску (причем, и мальчику, и девочке). Крохе, который только-только научился ходить, коляска станет дополнительной опорой при ходьбе и своеобразным стимулом: хочется повозить колясочку – нужно топать ножками… Пусть кроха уложит куклу в коляску, покатает ее, побаюкает.

Я колясочку катаю,
Кукле песню напеваю:
– Баю-баю, спит зайчишка,
Спи-усни, моя малышка…
(Ю. Каспарова)

Самые маленькие могут приговаривать нараспев, подражая маме: «А-а, а-а!» А с ребятишками постарше разучите несколько простых колыбельных песенок. Пойте сами, а малыш будет вам подпевать:

Баю-баюшки-бай-бай,
Маша, Маша, засыпай.
Крепче глазки закрывай,
Поскорее засыпай.
Глазки-глазки закрывай,
Баю-баю-баю-бай.

Учите дочурку или сына обращаться с куклой бережно, ласково, нежно, будто это настоящий малыш.

 

«Переодевалки». Наверное, вы не раз замечали, что малыш невероятно любит стягивать с кукол одежду. Это совершенно нормальные действия, связанные с детской любознательностью и некоторой склонностью к разрушительной деятельности. А вот созидать крохе пока не очень хочется. Потому куклы чаще всего так и валяются по комнате в неглиже.

А мы скажем вот что: «Ай-ай-ай, посмотри, куколка лежит раздетая. И ей холодно. Ты сам и в кофточке, и в штанишках, и в носочках, а куколку без одежды бросил! Давай вместе ее оденем!» Попросите малыша собрать кукольную одежду и принести вам. А потом покажите крохе, как правильно надеть на куклу трусики, заодно объясняя, где «лицо», а где «изнанка», где «зад», а где «перед». Потом наденем и остальную одежду. Кстати сказать, нежелание одевать куклу может быть связано еще и с тем, что у малыша эта процедура просто-напросто не выходит. Помогите ему, покажите, научите. Можно приговаривать подходящее стихотворение:

Мы наденем кукле Тане
Платье новое с цветами,
Бант на голову повяжем.
Как принцесса кукла наша!
(Ю. Каспарова)

«Покорми меня!» Подражая маме, малыш или малышка с удовольствием станут кормить своих кукол. Вам пригодится кукольная посудка:

На столе стоит посуда.
Это маленькое чудо!
Чашки, блюдца так милы,
Только очень уж малы!
(Ю. Каспарова)

Но вовсе необязательно использовать покупную посуду. Тарелки вполне можно заменить пластиковыми крышечками, ложки – палочками. Использование для игр предметов-заместителей особенно полезно малышам до 3 лет. Это способствует развитию фантазии, воображения, творческого мышления. Ведь крохе нужно разглядеть в деревянной палочке ложку и играть так, будто она и в самом деле настоящая. Эта же палочка может превратиться и в вилку, и в нож, и в соломинку для сока… Кстати сказать, детвора с успехом применяет эту тактику!

В качестве «еды» подойдут каштаны и желуди, лепестки цветов, вырезанные из картона овощи и фрукты, детальки от конструкторов и мозаик, ракушки, крупные пуговицы, фасолины. Только будьте очень осторожны при игре с мелкими предметами, внимательно следите, чтобы ребенок не проглотил маленькую игрушку или не засунул ее себе в нос или ухо. Можно вырезать картинки с продуктами из журналов и каталогов, наклеить их на картон и обернуть скотчем – замечательные игрушки готовы! Еще идея: вылепить фрукты, овощи, ягоды, даже яичницу-глазунью и все, что подскажет фантазия, из особого материала для творчества, именуемого пластикой. Пластика похожа на пластилин, но после тепловой обработки становится твердой, похожей на пластмассу. Налепите с малышом всякой «еды» – и она пригодится вам во всевозможных играх. Но можно, конечно, использовать и покупные наборы игрушечных продуктов.

Кстати, кормя кукол, можно параллельно придумывать разные «умные» игры. Например, рассортировать фрукты и овощи, разложить картонные кружочки разных цветов в тарелочки соответствующего цвета («кукла Маша любит красные конфетки, а кукла Даша – синие»), сосчитать, у кого сколько каштанов в тарелочке, поделить желуди поровну и т.п. Если малышу хочется усадить куклу с собою за стол и покормить фруктовым пюре или творожком, не возражайте. Вместе есть веселее, а потом не менее весело вместе отмывать запачканные мордашки…

Покормлю я куклу кашей,
Всю мордашку перемажу.
Но не нужно огорчаться,
Вместе будем умываться!
(Ю. Каспарова)

 

2–3 года

Кукольная стирка. Все малыши просто обожают возиться с водой. Предложите ребенку постирать кукольную одежду – и он воспримет такую игру на «ура»! Налейте в таз немного воды, поставьте его в ванной. Пусть малыш соберет кукольные вещи, а вы покажете ему, как их стирать (моющие средства добавлять не нужно). Потом продемонстрируйте, как отжать белье и развесить сушить. Такая игра – не просто развлечение. Она обучает ребенка простейшим бытовым навыкам, тренирует моторику, обогащает тактильный опыт.

Моем куклу. Купать куклу – это еще интереснее, чем стирать одежки! Пусть кроха возьмет куклу с собой в ванную и как следует потрет ее мочалкой. Скажите малышу: «Где у тебя пяточка? Потри ее мочалкой. А теперь потри мочалкой пяточку кукле!» Потом помоем локоток, ладошку, животик и т.д. С помощью такой нехитрой игры малыш очень быстро запомнит все части тела и у куклы, и у себя.

Кукольный домик. Было бы здорово устроить в уголке детской комнаты «стационарный» кукольный домик. Кукла будет там жить, у нее будет мебель и другие необходимые вещи, к ней в дом будут приходить гости, а на ночь малыш будет укладывать куколку спать в ее кукольную кроватку. И вовсе не обязательно покупать для пупса дорогую кукольную мебель. Самодельное оборудование домика принесет малышу куда больше пользы, чем реалистичная покупная мебель. Сделаем мебель из коробок, постелем в кроватку лоскуты ткани, приспособим кусочек старого меха в качестве ковра на полу. Можно сочетать игрушки покупные и самодельные. Главное, чтобы малышу было интересно со всем этим возиться.

Сюжетные игры

1–2 года

В этом возрасте малыш еще не может придумывать сюжеты игр самостоятельно. Но он с радостью подключится к игре, придуманной мамой. Главное, чтобы эти сюжеты были малышу понятны, чтобы он уже сталкивался с ними в повседневной жизни. Например, вы побывали на дне рождения у кого-то из малышей, и ваш кроха уже знает, что на такой праздник приглашают гостей, накрывают стол, устраивают веселые игры и приносят имениннику подарки. Значит, можно перенести знакомый сюжет в игру.

День рождения куклы. Сообщите малышу, что у куклы сегодня день рождения.

Кукла Катя в день рожденья
Принимает поздравленья.
Нарядилась, стол накрыла,
Чай душистый заварила.
(Ю. Каспарова)

Вместе с крохой сделайте кукле красивую прическу, нарядите ее, накройте кукольный стол. Может, малыш захочет сделать своей кукле подарок? Можно специально пойти в магазин и купить для нее какой-нибудь новый «аксессуар»: посудку, что-то из игрушечной бытовой техники, мебель, платье, сумочку и т.п. А можно смастерить подарок своими руками. Например, сделайте для куклы одежный шкаф из коробки или, скажем, нарисуйте поздравительную открытку. Подумайте, кого кукла захочет пригласить в гости. Соберите приглашенных: других кукол, мягкие и резиновые игрушки. А что они подарят кукле? Подберите подарки из того, что имеется в вашем домашнем игрушечном арсенале. Итак, гости приходят, поздравляют именинницу. Это важный воспитательный момент. Можно очень подробно проиграть разные ситуации этикета: как правильно дарить подарки, как их принимать, как вести себя в гостях и за столом. Потом приглашаем гостей к столу, говорим разные поздравления имениннице. А после праздничного обеда включаем веселую музыку и устраиваем танцы. Потанцуйте вместе с игрушками, ведь вы с малышом тоже в числе приглашенных…

 

Кукла идет в зоопарк. Если вы с крохой уже побывали в зоопарке, проиграйте этот сюжет. Сначала оборудуйте «зоопарк». Для этого отберите подходящих игрушечных зверей, попутно вспоминая, кого из них вы видели в зоопарке, где они живут, что любят есть и т.д. Из кубиков и разных подручных средств (подушки, коробки, стулья и т.п.) постройте для зверей вольеры. Когда все будут рассажены по своим местам, берем кукол и отправляемся вместе с ними на прогулку по нашему зоопарку. Когда кукла подходит к клетке и рассматривает какого-то зверя, предложите малышу «порычать» за него, показать, как этот зверь ходит (летает, прыгает, ползает). Можно «проиграть» и правила безопасности: кукла захотела покормить животных, кукла попыталась подойти слишком близко к тигру, кукла потерялась и т.п.

Новая кукла. Если у крохи появляется новая кукла (или любая другая игрушка), устраивайте всякий раз некий ритуал: знакомство «новенькой» со старыми игрушками. Соберите все самые любимые игрушки ребенка и представьте им новую куклу. Поиграйте в то, как они знакомятся. Пусть малыш пытается разговаривать от имени игрушек, называет их имена, говорит вежливые слова: здравствуй, привет, мы очень рады знакомству, давай дружить и т.п. Новая кукла должна непременно подружиться со всеми. С ребенком постарше можно поиграть так, будто кто-то из игрушек не захотел дружить с новой куклой, начал настраивать против нее другие игрушки… Но потом обязательно все заканчивается хорошо! Кстати, все ли куклы и звери вашего малыша имеют свои имена? Если нет, нужно срочно исправлять положение и придумывать им прозвища. Так игрушки сразу приобретают свой характер, становятся как бы одушевленными существами для ребенка.

Кукла в театре. А не пришло ли время сводить нашу куклу в театр? Особенно если и сам малыш уже успел там побывать. Сценой театра может выступать обычный журнальный столик, диван или пол. Поиграйте, как куклы собираются в театр, как стараются красиво, аккуратно одеться. Раздайте всем куклам билеты (кусочки картона), рассадите их вокруг сцены. А потом с помощью имеющихся в хозяйстве игрушек разыграйте любую сказку. Кроха по желанию может быть зрителем или помогать маме играть спектакль.

По схожему сценарию могут проходить и другие игры. Куклы могут отправиться в цирк: устраиваем арену на ковре и показываем им дрессированных животных, фокусников, канатоходцев, акробатов… Малыш недавно побывал в бассейне или аквапарке? Перебираемся в ванную и оборудуем там аквапарк… Из подручных средств можно соорудить парк аттракционов, дельфинарий, детскую игровую площадку, поиграть в кафе или детский клуб. Главное, чтобы тема игры была понятна и интересна крохе.

2–3 года

Малыш подрастает, приобретает новые знания и умения. И сюжеты игр становятся более сложными.

Кукла заболела. Однажды спросите у малыша: «Ой, а что это с нашей куколкой Танюшей? Почему она не играет, а лежит такая грустная? Может, она заболела?» Подобная игра может иметь множество возможных развитий событий. Сначала обсудите с малышом, почему куколка заболела. Возможно, она не послушалась маму, ходила по холодным лужам без резиновых сапожек, промочила ноги и простудилась? Или тайно добралась до вазочки с шоколадными конфетами, съела их все, и теперь у нее болит живот? После этого вы можете повезти куколку в больницу или вызвать врача домой. Роль врача будет выполнять другая кукла. Или, может, врачом будет сам малыш? Тогда для игры вам не помешает «докторский набор». Пусть кроха уложит куклу в постель, поухаживает за ней, покормит чем-нибудь вкусненьким, даст лекарства. А, может, воспользуемся советом В. Берестова из стихотворения «Больная кукла»? Предложите ребенку спеть куколке песенку, чтобы она поскорее выздоравливала:

Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

Подобные игры помогают малышу узнать много нового о жизни взрослых, побыть в роли доктора, учат ребенка сочувствию и сопереживанию, являются своего рода воспитательными играми.

Кукла едет в путешествие. Такая сюжетная игра будет особенно кстати, если вы собираетесь с малышом в настоящее путешествие или только вернулись из поездки. Придумайте, куда кукла решила отправиться, отыщите это место на карте, почитайте что-то интерсное в детских энциклопедиях и вместе с куклой рассмотрите картинки, обсудите с малышом, какой вид транспорта она выберет. После этого начинайте собирать куклу в путешествие. А потом поиграйте, как будто она пришла на вокзал, села в поезд или полетела на самолете, придумайте, что она увидела во время путешествия, с кем познакомилась, какие сувениры привезла домой своим друзьям.

Подобные кукольные игры хороши тем, что не имеют жесткого сценария. В любой момент можно повернуть сюжет в любую сторону, обыграть всякую ситуацию или просто повеселиться вместе с любимыми игрушками. Не навязывайте малышу свое видение игры, пусть он проявляет инициативу, придумывает сюжеты и самые невероятные повороты. Легонько направьте его, научите играть, покажите, как это можно сделать, а потом отойдите в сторону, дав возможность крохе придумать собственный мир. Мир самых первых игр. А когда ребенок станет взрослым, он научит играть в куклы уже своих собственных малышей…

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 0 до 1 года дети от 1 до 3 лет Игры развитие ребенка выбираем игрушки

Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Сейчас читают

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый