Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Игры с куклами
0 5

Развитие

Игры с куклами
Только для девочек?

Куклу ребенок отождествляет с живым существом, очень похожим на самого малыша. Благодаря этому сходству, вместе с куклой можно «прожить», примерить на себя многие жизненные ситуации.


г. Харьков

Именно в играх с куклами ребенок получает незаменимый опыт, который очень важен для гармоничной взрослой жизни.

Игры в куклы – штука далеко не бесполезная, как иногда считают мамы, предпочитающие подбирать для своих малышей и малышек исключительно «умные», развивающие игрушки. И если куклы остаются невостребованными, то это, скорее всего, потому, что малыша просто не научили ими играть, не показали, что с ними можно и нужно делать. Давайте научим наших детей играть, предложим им занятные сюжеты для игр – и очень быстро куклы станут одними из самых любимых игрушек!

Стереотипное мнение

До сих пор существует мнение, что куклы – это игрушки исключительно для девочек. Но в раннем детстве и мальчики, и девочки одинаково нуждаются в развитии. И развитие это должно быть всесторонним. Что лучше мягких игрушек и кукол поможет развить эмоции? Что плохого, если мальчик трепетно относится к плюшевому мишке и не прочь поиграть с куклой, покатать ее в коляске или приготовить для игрушек обед? А уж усаживание куклы в машину или строительство дома для нее – вообще замечательные мужские занятия! В игре будущий мужчина проигрывает всевозможные жизненные ситуации, ведь игра – это и есть своего рода подготовка к взрослой жизни. Что же удивительного в том, что многие взрослые мужчины считают заботу о ребенке и всякие бытовые хлопоты не мужским делом? Именно это им и внушили в раннем детстве, когда у мальчишек впервые возник совершенно нормальный интерес к «девчачьим» игрушкам. Так что обязательно покупайте своему маленькому мужчине не только машинки и конструкторы, но и кукол вместе с посудкой и одежками. И даже кукольную коляску. Играя с куклами, мальчик ни за что не превратится в девочку. Зато научится любви, нежности и заботе, будет развиваться эмоционально и духовно.

Каких кукол лучше выбирать для малышей? Не стремитесь покупать годовалому крохе новомодных пупсов, которые умеют говорить, ходить, смеяться, плакать и даже использовать по назначению подгузник. Самая первая кукла должна быть большая (около 30–40 см), «уютная», без лишних «наворотов». Чтобы можно было носить ее за собой, обнимать, укладывать рядом в кроватку. Малышу до 1 года лучше всего подойдет мягкая тряпичная кукла, а ближе к 2 годам крохи предпочитают резиновых пупсов, которых удобно переодевать, купать, катать в коляске.

Дочки-матери

До 1 года

Малыши этого возраста пока еще не смогут стать полноправными участниками игры. Но это вовсе не значит, что давать им куклы рано. Малыш будет подражать вам, если вы скажете: «Вот какая милая куколка! Вот как я люблю ее!» – и обнимите куклу. Кроха с удовольствием последует вашему примеру: он сможет научиться обнимать куклу, гладить по головке, жалеть, если она нечаянно упала с дивана, и грозить ей пальчиком («ну-ну-ну!»), если куколка вдруг вздумает пошалить. Спрашивайте у малыша: «Как куколка плачет? А-а-а-а… Как смеется? Ха-ха-ха». Подобные игры хороши для развития речи, расширения словарного запаса. Они стимулируют эмоциональное развитие ребенка, учат понимать речь и выполнять простые действия по просьбе взрослого.

1–2 года

Кукла хочет спать. Покажите малышу, как нужно баюкать куклу, как постелить ей кроватку и уложить спать, прикрыв одеяльцем. Годовалому малышу в самый раз купить кукольную коляску (причем, и мальчику, и девочке). Крохе, который только-только научился ходить, коляска станет дополнительной опорой при ходьбе и своеобразным стимулом: хочется повозить колясочку – нужно топать ножками… Пусть кроха уложит куклу в коляску, покатает ее, побаюкает.

Я колясочку катаю,
Кукле песню напеваю:
– Баю-баю, спит зайчишка,
Спи-усни, моя малышка…
(Ю. Каспарова)

Самые маленькие могут приговаривать нараспев, подражая маме: «А-а, а-а!» А с ребятишками постарше разучите несколько простых колыбельных песенок. Пойте сами, а малыш будет вам подпевать:

Баю-баюшки-бай-бай,
Маша, Маша, засыпай.
Крепче глазки закрывай,
Поскорее засыпай.
Глазки-глазки закрывай,
Баю-баю-баю-бай.

Учите дочурку или сына обращаться с куклой бережно, ласково, нежно, будто это настоящий малыш.

 

«Переодевалки». Наверное, вы не раз замечали, что малыш невероятно любит стягивать с кукол одежду. Это совершенно нормальные действия, связанные с детской любознательностью и некоторой склонностью к разрушительной деятельности. А вот созидать крохе пока не очень хочется. Потому куклы чаще всего так и валяются по комнате в неглиже.

А мы скажем вот что: «Ай-ай-ай, посмотри, куколка лежит раздетая. И ей холодно. Ты сам и в кофточке, и в штанишках, и в носочках, а куколку без одежды бросил! Давай вместе ее оденем!» Попросите малыша собрать кукольную одежду и принести вам. А потом покажите крохе, как правильно надеть на куклу трусики, заодно объясняя, где «лицо», а где «изнанка», где «зад», а где «перед». Потом наденем и остальную одежду. Кстати сказать, нежелание одевать куклу может быть связано еще и с тем, что у малыша эта процедура просто-напросто не выходит. Помогите ему, покажите, научите. Можно приговаривать подходящее стихотворение:

Мы наденем кукле Тане
Платье новое с цветами,
Бант на голову повяжем.
Как принцесса кукла наша!
(Ю. Каспарова)

«Покорми меня!» Подражая маме, малыш или малышка с удовольствием станут кормить своих кукол. Вам пригодится кукольная посудка:

На столе стоит посуда.
Это маленькое чудо!
Чашки, блюдца так милы,
Только очень уж малы!
(Ю. Каспарова)

Но вовсе необязательно использовать покупную посуду. Тарелки вполне можно заменить пластиковыми крышечками, ложки – палочками. Использование для игр предметов-заместителей особенно полезно малышам до 3 лет. Это способствует развитию фантазии, воображения, творческого мышления. Ведь крохе нужно разглядеть в деревянной палочке ложку и играть так, будто она и в самом деле настоящая. Эта же палочка может превратиться и в вилку, и в нож, и в соломинку для сока… Кстати сказать, детвора с успехом применяет эту тактику!

В качестве «еды» подойдут каштаны и желуди, лепестки цветов, вырезанные из картона овощи и фрукты, детальки от конструкторов и мозаик, ракушки, крупные пуговицы, фасолины. Только будьте очень осторожны при игре с мелкими предметами, внимательно следите, чтобы ребенок не проглотил маленькую игрушку или не засунул ее себе в нос или ухо. Можно вырезать картинки с продуктами из журналов и каталогов, наклеить их на картон и обернуть скотчем – замечательные игрушки готовы! Еще идея: вылепить фрукты, овощи, ягоды, даже яичницу-глазунью и все, что подскажет фантазия, из особого материала для творчества, именуемого пластикой. Пластика похожа на пластилин, но после тепловой обработки становится твердой, похожей на пластмассу. Налепите с малышом всякой «еды» – и она пригодится вам во всевозможных играх. Но можно, конечно, использовать и покупные наборы игрушечных продуктов.

Кстати, кормя кукол, можно параллельно придумывать разные «умные» игры. Например, рассортировать фрукты и овощи, разложить картонные кружочки разных цветов в тарелочки соответствующего цвета («кукла Маша любит красные конфетки, а кукла Даша – синие»), сосчитать, у кого сколько каштанов в тарелочке, поделить желуди поровну и т.п. Если малышу хочется усадить куклу с собою за стол и покормить фруктовым пюре или творожком, не возражайте. Вместе есть веселее, а потом не менее весело вместе отмывать запачканные мордашки…

Покормлю я куклу кашей,
Всю мордашку перемажу.
Но не нужно огорчаться,
Вместе будем умываться!
(Ю. Каспарова)

 

2–3 года

Кукольная стирка. Все малыши просто обожают возиться с водой. Предложите ребенку постирать кукольную одежду – и он воспримет такую игру на «ура»! Налейте в таз немного воды, поставьте его в ванной. Пусть малыш соберет кукольные вещи, а вы покажете ему, как их стирать (моющие средства добавлять не нужно). Потом продемонстрируйте, как отжать белье и развесить сушить. Такая игра – не просто развлечение. Она обучает ребенка простейшим бытовым навыкам, тренирует моторику, обогащает тактильный опыт.

Моем куклу. Купать куклу – это еще интереснее, чем стирать одежки! Пусть кроха возьмет куклу с собой в ванную и как следует потрет ее мочалкой. Скажите малышу: «Где у тебя пяточка? Потри ее мочалкой. А теперь потри мочалкой пяточку кукле!» Потом помоем локоток, ладошку, животик и т.д. С помощью такой нехитрой игры малыш очень быстро запомнит все части тела и у куклы, и у себя.

Кукольный домик. Было бы здорово устроить в уголке детской комнаты «стационарный» кукольный домик. Кукла будет там жить, у нее будет мебель и другие необходимые вещи, к ней в дом будут приходить гости, а на ночь малыш будет укладывать куколку спать в ее кукольную кроватку. И вовсе не обязательно покупать для пупса дорогую кукольную мебель. Самодельное оборудование домика принесет малышу куда больше пользы, чем реалистичная покупная мебель. Сделаем мебель из коробок, постелем в кроватку лоскуты ткани, приспособим кусочек старого меха в качестве ковра на полу. Можно сочетать игрушки покупные и самодельные. Главное, чтобы малышу было интересно со всем этим возиться.

Сюжетные игры

1–2 года

В этом возрасте малыш еще не может придумывать сюжеты игр самостоятельно. Но он с радостью подключится к игре, придуманной мамой. Главное, чтобы эти сюжеты были малышу понятны, чтобы он уже сталкивался с ними в повседневной жизни. Например, вы побывали на дне рождения у кого-то из малышей, и ваш кроха уже знает, что на такой праздник приглашают гостей, накрывают стол, устраивают веселые игры и приносят имениннику подарки. Значит, можно перенести знакомый сюжет в игру.

День рождения куклы. Сообщите малышу, что у куклы сегодня день рождения.

Кукла Катя в день рожденья
Принимает поздравленья.
Нарядилась, стол накрыла,
Чай душистый заварила.
(Ю. Каспарова)

Вместе с крохой сделайте кукле красивую прическу, нарядите ее, накройте кукольный стол. Может, малыш захочет сделать своей кукле подарок? Можно специально пойти в магазин и купить для нее какой-нибудь новый «аксессуар»: посудку, что-то из игрушечной бытовой техники, мебель, платье, сумочку и т.п. А можно смастерить подарок своими руками. Например, сделайте для куклы одежный шкаф из коробки или, скажем, нарисуйте поздравительную открытку. Подумайте, кого кукла захочет пригласить в гости. Соберите приглашенных: других кукол, мягкие и резиновые игрушки. А что они подарят кукле? Подберите подарки из того, что имеется в вашем домашнем игрушечном арсенале. Итак, гости приходят, поздравляют именинницу. Это важный воспитательный момент. Можно очень подробно проиграть разные ситуации этикета: как правильно дарить подарки, как их принимать, как вести себя в гостях и за столом. Потом приглашаем гостей к столу, говорим разные поздравления имениннице. А после праздничного обеда включаем веселую музыку и устраиваем танцы. Потанцуйте вместе с игрушками, ведь вы с малышом тоже в числе приглашенных…

 

Кукла идет в зоопарк. Если вы с крохой уже побывали в зоопарке, проиграйте этот сюжет. Сначала оборудуйте «зоопарк». Для этого отберите подходящих игрушечных зверей, попутно вспоминая, кого из них вы видели в зоопарке, где они живут, что любят есть и т.д. Из кубиков и разных подручных средств (подушки, коробки, стулья и т.п.) постройте для зверей вольеры. Когда все будут рассажены по своим местам, берем кукол и отправляемся вместе с ними на прогулку по нашему зоопарку. Когда кукла подходит к клетке и рассматривает какого-то зверя, предложите малышу «порычать» за него, показать, как этот зверь ходит (летает, прыгает, ползает). Можно «проиграть» и правила безопасности: кукла захотела покормить животных, кукла попыталась подойти слишком близко к тигру, кукла потерялась и т.п.

Новая кукла. Если у крохи появляется новая кукла (или любая другая игрушка), устраивайте всякий раз некий ритуал: знакомство «новенькой» со старыми игрушками. Соберите все самые любимые игрушки ребенка и представьте им новую куклу. Поиграйте в то, как они знакомятся. Пусть малыш пытается разговаривать от имени игрушек, называет их имена, говорит вежливые слова: здравствуй, привет, мы очень рады знакомству, давай дружить и т.п. Новая кукла должна непременно подружиться со всеми. С ребенком постарше можно поиграть так, будто кто-то из игрушек не захотел дружить с новой куклой, начал настраивать против нее другие игрушки… Но потом обязательно все заканчивается хорошо! Кстати, все ли куклы и звери вашего малыша имеют свои имена? Если нет, нужно срочно исправлять положение и придумывать им прозвища. Так игрушки сразу приобретают свой характер, становятся как бы одушевленными существами для ребенка.

Кукла в театре. А не пришло ли время сводить нашу куклу в театр? Особенно если и сам малыш уже успел там побывать. Сценой театра может выступать обычный журнальный столик, диван или пол. Поиграйте, как куклы собираются в театр, как стараются красиво, аккуратно одеться. Раздайте всем куклам билеты (кусочки картона), рассадите их вокруг сцены. А потом с помощью имеющихся в хозяйстве игрушек разыграйте любую сказку. Кроха по желанию может быть зрителем или помогать маме играть спектакль.

По схожему сценарию могут проходить и другие игры. Куклы могут отправиться в цирк: устраиваем арену на ковре и показываем им дрессированных животных, фокусников, канатоходцев, акробатов… Малыш недавно побывал в бассейне или аквапарке? Перебираемся в ванную и оборудуем там аквапарк… Из подручных средств можно соорудить парк аттракционов, дельфинарий, детскую игровую площадку, поиграть в кафе или детский клуб. Главное, чтобы тема игры была понятна и интересна крохе.

2–3 года

Малыш подрастает, приобретает новые знания и умения. И сюжеты игр становятся более сложными.

Кукла заболела. Однажды спросите у малыша: «Ой, а что это с нашей куколкой Танюшей? Почему она не играет, а лежит такая грустная? Может, она заболела?» Подобная игра может иметь множество возможных развитий событий. Сначала обсудите с малышом, почему куколка заболела. Возможно, она не послушалась маму, ходила по холодным лужам без резиновых сапожек, промочила ноги и простудилась? Или тайно добралась до вазочки с шоколадными конфетами, съела их все, и теперь у нее болит живот? После этого вы можете повезти куколку в больницу или вызвать врача домой. Роль врача будет выполнять другая кукла. Или, может, врачом будет сам малыш? Тогда для игры вам не помешает «докторский набор». Пусть кроха уложит куклу в постель, поухаживает за ней, покормит чем-нибудь вкусненьким, даст лекарства. А, может, воспользуемся советом В. Берестова из стихотворения «Больная кукла»? Предложите ребенку спеть куколке песенку, чтобы она поскорее выздоравливала:

Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

Подобные игры помогают малышу узнать много нового о жизни взрослых, побыть в роли доктора, учат ребенка сочувствию и сопереживанию, являются своего рода воспитательными играми.

Кукла едет в путешествие. Такая сюжетная игра будет особенно кстати, если вы собираетесь с малышом в настоящее путешествие или только вернулись из поездки. Придумайте, куда кукла решила отправиться, отыщите это место на карте, почитайте что-то интерсное в детских энциклопедиях и вместе с куклой рассмотрите картинки, обсудите с малышом, какой вид транспорта она выберет. После этого начинайте собирать куклу в путешествие. А потом поиграйте, как будто она пришла на вокзал, села в поезд или полетела на самолете, придумайте, что она увидела во время путешествия, с кем познакомилась, какие сувениры привезла домой своим друзьям.

Подобные кукольные игры хороши тем, что не имеют жесткого сценария. В любой момент можно повернуть сюжет в любую сторону, обыграть всякую ситуацию или просто повеселиться вместе с любимыми игрушками. Не навязывайте малышу свое видение игры, пусть он проявляет инициативу, придумывает сюжеты и самые невероятные повороты. Легонько направьте его, научите играть, покажите, как это можно сделать, а потом отойдите в сторону, дав возможность крохе придумать собственный мир. Мир самых первых игр. А когда ребенок станет взрослым, он научит играть в куклы уже своих собственных малышей…

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 0 до 1 года дети от 1 до 3 лет Игры развитие ребенка выбираем игрушки

Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.




Конкурсы

Фотоконкурс "Мама и малыш"
Marianna06
лето, мама, я!
лето, мама, я!
Yana
Маленькая модель
Маленькая модель
Елизавета
Владислав Андреевич, день рождения
Владислав Андреевич, день рождения
Надежда
Наша первая книга!
Наша первая книга!
Светлана Третяк
Маленькая и большая любительницы моря!
Маленькая и большая любительницы моря!
Дашулька
Закаляйся, если хочешь быть здоров!
Закаляйся, если хочешь быть здоров!
demina
Лябовь )
Лябовь )
Ольга
Вместе весело всегда, и в жару и в холода!!!
Вместе весело всегда, и в жару и в холода!!!
Наталья Родионова
мои красотки
мои красотки
Наталья
Мы из Космоса...))
Мы из Космоса...))
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый