Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Учим стихи с ребенком
0 5

Развитие

Учим стихи с ребенком

Родители детей, посещающих детский сад, часто получают задание: выучить с малышом стихотворение. Да и родственникам «домашних» деток хочется, чтобы кроха блеснул знанием классики.


Педагог-психолог, г. Чита
le>

Но порой веселый на первый взгляд процесс превращается для мамы и малыша в сущую пытку. Как не допустить этого и получить от заучивания стихов только положительные эмоции?

Учиться, учиться..

Каждый из нас может вспомнить и рассказать наизусть хотя бы одно стихотворение. Большинство из них мы храним в памяти с самого раннего детства, когда происходит первое знакомство с миром поэзии. Все дети очень любят веселые, забавные стишки и всегда с удовольствием их слушают и запоминают. Малышам очень нравится ритмичность, мелодичность, напевность поэтической речи. Поэтому многие детские авторы предпочитают писать свои произведения в стихотворной форме.

Научить кроху заучивать стихотворения – очень важная задача. И не только потому, что это умение пригодится ребенку в школе. Мы все понимаем, что чтение играет огромную роль в становлении личности малыша: в его развитии и воспитании, в формировании нравственных качеств и эстетического вкуса. Читая и рассматри-вая с ребенком яркую красочную книгу, вы не только развлекаете его – вы открываете ему целый мир, увлекательный и загадочный. С каждой прочитанной сказкой, рассказом, стихотворением расширяется кругозор малыша, формируется его мировосприятие, развивается познавательный интерес и любознательность.

Очень важной ступенькой на пути познания мира поэзии (и литературы в целом) является заучивание стихотворений. Оно развивает мышление (в частности, образное) и речь детей, пополняет их активный и пассивный словарный запас. А чем больше слов знает малыш, тем легче ему общаться: он не испытывает трудности в выражении своих мыслей и, скорее всего, раньше начнет писать и читать. У таких детей формируются интерес и внимательное отношение к слову, восприятие поэтической формы, лучше развивается фонематический слух (способность слышать, различать фонемы – звуки речи), что в дальнейшем также поможет при обучении в школе. Кроме того, декламация стихотворения развивает артикуляционный аппарат, что тоже очень важно.

Когда ребенок учит стихотворение, у него задействуются сразу несколько мозговых центров в правом и левом полушарии, что способствует гармоничному развитию головного мозга.

Чтение стихов наизусть развивает также творческие способности и фантазию малыша, ведь нужно не просто воспроизвести текст, но и передать его настроение, характер, чувства с помощью интонации, мимики и жестов.

Но самое главное, заучивание стихов тренирует нашу память – сложнейший из психических процессов, который состоит из нескольких действий: запоминания, хранения и воспроизведения информации.

 

Как заинтересовать ребенка

Заучивание стихотворения – сложный психический процесс, который, как и любое действие, требует определенной мотивации, т.е. побуждения. В младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольная память. Ребенок легко и быстро может запомнить стихотворение, не предпринимая при этом никаких усилий. Конечно, все дети разные. Кто-то выучит понравившееся стихотворение легко, быстро и охотно. Кому-то потребуется большее усилие. А некоторые малыши и вовсе откажутся его учить: им это либо не интересно, либо они не понимают, зачем это нужно. Чтобы заинтересовать ребенка заучиванием стихотворения, мама может описать ему яркую картину того, как он будет выступать перед зрителями (друзьями, знакомыми, родственниками), как все будут смотреть на него, слушать с восхищением, аплодировать, хвалить, благодарить. Можно пообещать за выступление какой-нибудь подарок или «приз».

Если это стихотворение к Новому году, нужно сказать малышу, что все дети готовят стишки для Деда Мороза и получают за это подарок от него. Можно заинтересовать ребенка, предложив ему подготовить стихотворение к домашнему мини-концерту, к которому подключатся и другие члены семьи. Хорошо сделать вместе с малышом сюрприз папе или бабушке, выучив стихотворение к их дню рождения или другому празднику. В общем, есть много способов увлечь кроху – стоит маме лишь проявить немного фантазии.

Все дети отличаются и характером, и темпераментом, у каждого свои психические особенности. Это следует учитывать при выборе стихотворения. Так, для активных, подвижных малышей больше подойдут ритмичные, веселые стихи, а для флегматиков, наоборот, плавные, спокойные. Конечно, нужно также учитывать интересы и возраст ребенка. Детям до 3 лет не следует предлагать учить длинные стихотворения.

Сейчас есть огромный выбор стихов для малышей. Но, бесспорно, лучшими детскими поэтами всегда были и остаются Агния Барто, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Елена Благинина, Самуил Маршак.

Первое знакомство

Первое знакомство ребенка с поэзией происходит в самом начале его жизни. Именно колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, которыми мама сопровождает повседневную жизнь младенца, помогают заложить в его подсознание определенный опыт, который в будущем облегчит ему сознательное заучивание стихотворений. Дети, которым еще не исполнилось 1 года, не могут понять сюжет литературных произведений, но они улавливают интонации и эмоции, учатся чувствовать ритм произведения. И это немаловажно для дальнейшего развития малышей.

Возрастных ограничений для знакомства с первой книгой не существует. Ведь недаром для самых маленьких детей сейчас существуют книжки-игрушки с яркими картинками, различными кнопочками, звуками, шнуровками. Такие книжки позволяют малышам ознакомиться с новы ми ощущениями, цветами, звуками.

Когда ребенку исполняется 1 год, он начинает не только рассматривать иллюстрации в книге, но и понимать их содержание. Ему нравится слушать, как взрослый читает книгу. Наблюдения показывают, что дети предпочитают стихи прозе. Позже, когда кроха начинает говорить, при чтении знакомых стихотво-рений он договаривает последние слова в строчках. Пройдет еще совсем немного времени – и малыш сможет рассказать наизусть первое стихотворение:

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Чаще всего первые стишки малыши запоминают непроизвольно, т.е. для этого им не требуется каких-либо усилий и у них нет цели выучить текст. Непроизвольно запоминать стихи дети начинают примерно в  двухлетнем возрасте (или даже раньше). Их словарный запас к этому времени включает 250–300 слов, речь становится средством общения, а затем – и познания окружающего мира, ребенок понимает несложный сюжет произведения.

Ближе к 3 годам словарный запас малыша достигает 1000–1500 слов, речь становится более сложно организованной, ребенок начинает говорить предложениями, задавать вопросы «почему?», «зачем?», «где?». В этом возрасте нужно начинать учить детей произвольному запоминанию стихотворений, так как они еще не в состоянии самостоятельно приложить к этому усилия. Предстоит очень длительная работа: процесс произвольного запоминания сформировывается у малыша лишь к концу дошкольного возраста – к 6–7 годам.

Необходимо также помнить, что тем младше ребенок, тем больше ему требуется наглядности, театрализации перед заучиванием стихотворений и после него.

 

Работа с текстом

Как же правильно организовать работу со стихотворением с последующим его заучиванием?

Сначала мама читает текст – выразительно, не спеша, интонацией и голосом передавая его характер и настроение. А ребенок внимательно слушает. Лучше будет, если мама расскажет стихотворение наизусть, тем самым подавая пример малышу. Перед тем как начать читать, нужно сообщить название и автора произведения. Например: «Сейчас я тебе прочитаю стихотворение «Страусенок». Это стихотворение написал Самуил Маршак». (Можно показать малышу портрет автора и сказать несколько слов о нем.)

Страусенок

Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу
И петь я не умею.

Далее мама показывает иллюстрацию к стихотворению. Как правило, в детских книжках они есть всегда. (Можно рассмотреть иллюстрацию и перед началом чтения, тем самым заинтересовав ребенка.) Если малышу понравилось стихотворение, предложите его выучить. Еще раз прочитайте стихотворение. Выясните или сами определите, какие слова, фразы незнакомы или непонятны ребенку, и объясните их значение в доступной форме – словами или с помощью картинок. (В стихотворении «Страусенок», например, это слова «заносчивый», «гордый», «мозолистой».) Чтобы процесс заучивания прошел быстрее и легче, предложите крохе пересказать стихотворение своими словами: это поможет лучше понять его смысл. При этом ребенку можно задавать наводящие вопросы: о чем это стихотворение? кто его герои? что они делают? что случилось с героем? и др.

После этого можно начинать заучивание. Как это происходит? Вы читаете каждую строчку отдельно, а ребенок повторяет ее (если строчки короткие, то можно разучивать стихотворение фразами). Пусть малыш повторяет строчку или фразу до тех пор, пока не расскажет ее ясно и без запинок – только после этого можно переходить ко второй. Затем ребенок рассказывает две строчки. Затем заучивается третья и так далее – до конца. После этого малыш проговаривает все стихотворение целиком. Если кроха «коверкает» или с трудом произносит какое-либо слово, то, скорее всего, он не понял его значение. В этом случае необходимо объяснить ребенку непонятное для него слово еще раз.

Легко заметить, что малыш, декламируя стихотворение, копирует мамину ин-тонацию, поэтому маме надо внимательнее отнестись к интонационной выразительности своего чтения. Если вы учите стихотворение к празднику в детском саду, необходимо каждый день несколько раз повторять с ребенком заученное. Не нужно ругать кроху, если он не в состоянии быстро запомнить или забыл стихотворение. Отнеситесь к этому с пониманием и помогите ему.

Кроме метода «заучивания по частям», существует еще несколько способов запоминания стихов.

Всем нам известно, что повторение – мать учения. Метод многократного повторения как раз и заключается в том, чтобы неоднократно повторять все стихотворение целиком. Данный способ заучивания больше всего подходит для небольших произведений.

С добрым утром!

Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
– С добрым утром!
– С ясным днем!
Вот как славно мы поем!
(Е. Благинина)

Метод многократного повторения боль-ше всего подходит тем детям, у которых преобладает слуховой тип памяти, но и для всех остальных малышей он является достаточно эффективным. (Определить тип памяти легко: для этого необходимо понаблюдать, как ребенок лучше и быстрее запоминает материал – на слух, зрительно или используя движения.) Что-бы повторять стихотворение без конца было не так скучно, используйте с каждым очередным повторением разную интонацию. Расскажите стихотворение весело, грустно, испуганно, строго, сердито, задумчиво. И пусть малыш тоже повторяет за вами. («Давай попробуем рассказать стихотворение так, как будто нам грустно, страшно и т.д.».) Чтобы запоминать было веселее, пойте стихотворение на различные мотивы.

 

Можно использовать игру «Магнитофон». Предложите ребенку побыть магни-тофоном: вы произносите все стихотворение целиком, а малыш в это время «записывает его на пленку». После этого «магнитофон» воспроизводит записанное.

Чтобы стихотворение легче запоминалось, попробуйте использовать различные движения под его ритм. Например, всем известный стишок про косолапого мишку можно запомнить, выполняя несложные движения.

Мишка косолапый

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
(двигаемся, изображаем, как ходит миш-ка, наклоняемся, собираем шишки)
Вдруг упала шишка
Прямо Мишке в лоб.
(дотрагиваемся рукой до лба)
Мишка рассердился и ногою – топ!
(показываем, как мишка сердится, и топаем ногой)
«Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!»

Малышу, скорее всего, понравится такая идея, и он будет с удовольствием еще и еще перевоплощаться в мишку. И конечно же, надолго запомнит это стихотворение.

Этот же способ запоминания можно применить при заучивании стихотворения А. Барто «Барабан». Дайте крохе детский барабан, покажите, как надо барабанить и маршировать.

Барабан

Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.

На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый!

Помогите ребенку почувствовать ритм стихотворения. Если малышу удастся поймать ритм, это значительно облегчит процесс запоминания. Предложите прохлопать ритм ладошкой, потопать, промаршировать, покачать головой или совершить другие движения.

Познакомить детей с понятием рифмы помогут рифмовки или различные игры в рифмы. Объясните малышу на примерах, что такое рифма. Для этого можно использовать уже знакомые ребенку рифмованные слова из детских книжек: лисичка-сестричка, муха-цокотуха, волчок – серый бочок, зайчик-попрыгайчик. Покажите, как подбирать к словам простые рифмы (рак – мак, кот – рот, палка – галка, кошка – ложка): это несложно и увлекательно. Сыграйте с малышом в игру «Хлопни-топни». Вы называете пару слов; если рифма есть – он хлопает в ладоши, если нет – топает ножкой (коса – оса, рука – мука, кукла – сумка и т. д.).

Почаще используйте рифмы в своей ре-чи в то время, когда общаетесь с ребенком, и тогда он тоже скоро начнет рифмовать («просыпайся – одевайся»; «солнце смотрит в оконце»; «Алешка, ешь лепешку» и др.). Можно придумать для малыша чистоговорки: они не только развивают чувство рифмы, но и позволяют отработать произношение:

Бу-бу-бу, бу-бу-бу – я купил себе трубу.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – я игрушки уберу.
Са-са-са, са-са-са – залетела к нам оса.

Каждый раз перед заучиванием стихотворения нарисуйте с ребенком картинку к нему. Можно собрать целую папку таких рисунков и, периодически ее просматривая, повторять ранее выученные стихи.

В процессе запоминания стихов детям могут помочь пиктограммы (схематические изображения) или так называемый картинный план. Суть этого метода такова: мама читает стихотворение и к каждой строчке (фразе) выполняет рисунок, пусть даже схематичный. Главное – чтобы ребенок потом смог соотнести его с текстом. Малыш учит стихотворение, повторяя его несколько раз, опираясь на картинный план (пиктограммы). Затем наглядные подсказки убираются.


Например можно подобрать или нарисовать картинки к стихотворению В. Мирович «Все деревья облетели...»

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот.
Все деревья облетели...
Зеленеют только ели...
Стали голыми леса...
Днем и ночью дождик льет...
Грязь и лужи у ворот.

Ребенок опирается на образы, благодаря которым эффективность запоминания увеличивается в несколько раз.

Данный способ подходит всем малышам, а не только тем, у кого зрительная память является доминирующей.

 

Все дети любят играть, игра – это их основной вид деятельности. Так почему бы не использовать игры и игрушки для заучивания стихов? Если любимая игрушка вашего крохи – мяч, предложите ему следующую игру. Мама кидает мячик ребенку и говорит первую строчку стиха, ребенок повторяет ее и бросает мяч маме. Затем мама произносит вторую строчку и так далее – до конца.

Следующий вариант труднее: мама называет первую строчку, ребенок – вторую, мама – третью, малыш – четвертую... Бросая мяч, можно называть не целую строчку, а одно слово: это тоже один из вариантов игры.

Поиграйте с ребенком в «театр» или в «артистов». Возьмите несколько игрушек: мишку, зайчика, кукол, – посадите их в качестве зрителей, устройте импровизированную сцену и предложите маленькому чтецу выступить перед ними. Пусть зай-ка (ребенок) и мишка (мама) рассказывают стихотворение построчно – каждый «своим» голосом. Предложите и другим членам семьи присоединиться к этой игре – будет еще веселее! Можно снимать выступления на камеру.

Проявив фантазию, вы сами можете придумать еще много-много других игр и мини-сценок с игрушками, чтобы помочь детям выучить стихотворения. Например, при работе со стихотворением Е. Благининой «Паровоз» можно разыграть диалог в лицах:

– Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?
– Я привез цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привез карандаши,
Пусть рисуют малыши!

Приготовьте необходимые «реквизиты» (паровозик, книжки, карандаши) и распределите роли.
Театрализация не только помогает ребенку проявить свою фантазию, но и развивает его творческие способности. А кто знает, может быть, ваш сын или дочка – будущие артист или артистка?

Если ребенок отказывается

Часто бывает, что мама, узнав, что трехлетняя дочка знакомой уже декламирует целиком «Муху-цокотуху», в то время как ее сын того же возраста не знает ни одного стихотворения, пытается выучить с ребенком какой-нибудь стишок. Только малыш никак не хочет (или не может) его запоминать. Почему? У каждого ребенка свои индивидуальные особенности, ведь все дети разные. Не торопитесь сами и не торопите кроху, будьте к нему внимательнее и терпимее. Придет время – и он еще свое наверстает.

А что делать маме, если в детском саду задали выучить стихотворение к утреннику, а малыш протестует, хотя до этого вы спокойно учили с ним стихи? Прежде всего, не надо ни на чем настаивать, а тем более ругать и наказывать кроху. Попробуйте поставить себя на место ребенка и понять, почему он сопротивляется. Может, он устал или у него сегодня нет настроения? А может, ему не понравились стихи? Попросите воспитателя дать другое стихотворение или сами вместе с малышом выберите то, которое ему понравится.

Можно поступить и по-другому. Прочитайте стишок, а потом скажите, что он вам понравился и вы хотите его выучить. Начните в присутствии ребенка повторять строчки стихотворения. Повторяйте с выражением, с интонацией, повторяйте между делом, во время прогулки. В конце концов вы добьетесь желаемого результата, ведь запоминают же дети рекламу, которую часто слышат по телевизору. Или скажите малышу: «Хорошо, не будем учить стихотворение – давай просто попоем его, как песенку». И начните весело петь. Малышу, скорее всего, это понравится и он начнет вам подпевать.

Каждая мама может выбрать наиболее подходящий для своего ребенка метод запоминания стихотворения, использовать сочетание нескольких приемов или придумать свои. Главное, чтобы они были не только эффективными, но и интересными. Непременно хвалите малыша в процессе занятия как можно чаще, поощряйте, об-нимайте, целуйте его после каждого ма-ленького успеха, даже после одной вы-ученной строчки. Это придаст крохе уверенность в своих силах, и результаты не заста-вят себя долго ждать. Вы будете с радостью и гордостью наслаждаться тем, как ваш сын или дочь самостоятельно читает наизусть любимые стихи, заметите, как пополнился словарный запас ребенка, увеличил-ся его кругозор, улучшилась память.

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 0 до 1 года дети от 1 до 3 лет дети от 3 до 7 лет Игры развитие ребенка образование

Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый