Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Красочный мир: изучаем цвета с ребенком
0 5

Развитие

Красочный мир: изучаем цвета с ребенком

Умение различать и называть цвета потребуется ребенку и в детском саду, и в школе. А значит, заложить основы этих знаний нужно уже в первые годы жизни малыша. Как построить занятия, чтобы они были эффективными и вместе с тем увлекательными?

le>


Цветовосприятие

Нас окружает огромное количество цветов, тонов и оттенков. Поэтому педагоги и родители обязательно должны познакомить малыша с многообразием волшебного мира красок. Необходимо знать, что ребенок раннего возраста самостоятельно способен только выделить свойство предмета – цвет, а научить его играть и заниматься с цветными колечками, фигурками и заплатками - задача взрослого.

Самые первые цвета, которые выделяет ребенок, - это красный, желтый, синий и зеленый, и только потом уже все остальные. Изначально малыш начинает воспринимать и запоминать цвета с помощью ассоциаций. В его памяти хранятся группы предметов, объединенных общим цветом. Например: зеленый - кузнечик, травка; синий – небо, река; желтый - солнышко, цыпленок, одуванчик. Родителям стоит помнить, что малышу всегда легче строить умозаключения на основе собственного опыта. Если вы, гуляя с ребенком, повторяете ему описание предметов и явлений (трава - зеленая, небо - синее) и играете с ним в «вопросы» (Что еще бывает синего цвета?), он не только легко запомнит названия цветов, но и научится самостоятельно размышлять об этом. Также для запоминания цветов незаменимы главные атрибуты -- краски и пластилин, и частое использование их в играх ускорит восприятие и запоминание ребенком как основных цветов, так и других, с которыми малыш, как правило, знакомится намного позже, например серого, белого, оранжевого.

Уроки для самых маленьких

Когда малыш рождается, первое время он реагирует на яркий свет и выделяет среди прочих только его. Система восприятия цвета созревает к 3-4 месяцам, но различать цвета кроха начинает уже с первых недель жизни. Сначала его внимание привлекают предметы желтой гаммы. Далее он начинает задерживать взгляд на предметах оранжево-красной гаммы (3-4 месяца), а потом начинает различать синий и зеленый (4-5 месяцев), несколько позднее - фиолетовый (5-6 месяцев). Формирование цветного зрения завершается у крохи к 4-5 годам. Именно тогда-то и стоит обратить внимание на игрушки таких цветов. Начинать учить нужно с двух цветов, не более, лучше всего пусть это будут красный и желтый.

Вы, наверное, удивитесь: какие же тут могут быть уроки? Самые обыкновенные. Через общение со взрослым ребенок уже в младенческом возрасте может получить полезную информацию. И для его развития очень важно, какое значение мама придает познанию мира. Конечно, пройдет еще немало времени, прежде чем малыш начнет называть цвета и группировать их, но можно считать, что, показывая ребенку игрушку и не забыв сказать, какого она цвета, вы уже начали обучать его. Известно, что психика ребенка очень пластична, а в возрасте до 1 года тем более, поэтому важно помнить, что пока вы даете информацию, она просто откладывается в голове. Ребенок растет, и когда мозг будет готов к усвоению, запоминанию, а потом - и к действиям с цветом, эти процессы пройдут намного легче, потому что внимательная мама с самого раннего возраста познакомила своего малыша с цветами игрушек. Когда такой ребенок вырастет, скорее всего, про него скажут «схватывает все налету», и это будет прекрасным результатом ваших стараний.

Занятия с детьми от 1 года до 3 лет

1-1,5 года

Вашему малышу исполнился 1 год - начался период, который называется ранним, или ходячим детством. Ребенок очень активен и готов к новым впечатлениям, но его познавательные процессы еще очень несовершенны. Играя с любимыми игрушками, малыш способен выделить только одно свойство предмета - то, которое ему больше всего понравится; это может быть форма или размер. Что касается цвета, то для узнавания предмета он пока никакого значения не имеет, и опознать по нему игрушку малыш не сможет. Это следует учитывать при занятиях, чтобы не перегрузить ребенка информацией. То есть вы можете продолжать активно знакомить кроху с цветом, осуществляя ту самую «закладку» информации, но теперь это будет происходить намного веселее и скорее принесет свои плоды. Ведь раньше малыш лежал в кроватке, агукал и только позволял вам описывать ему окружающие предметы. Сейчас он сам принимает активное участие в играх, нанизывает цветные кольца пирамидки, пытает строить башенки из кубиков.

Также необходимо уделять внимание рисованию. В этом возрасте кроха крепко зажимает карандаш в ладони, но радость от рисования у него проявляется чисто на эмоциональном уровне, потому что изобразить что-то определенное он еще не способен.

1,5-2 года

К 2 годам уже происходит становление системы восприятия цвета как отдельного признака предмета, но выделять и понимать его способны далеко не все дети, а только те, над чьим развитием активно трудился взрослый. Продолжая повторять цвета игрушек и других предметов, которые окружают малыша, мы можем подталкивать ребенка обращаться к своему мышлению и памяти: «Принеси мне, пожалуйста, желтый кубик, синий мячик, красный бантик и т.д.».

Способности к рисованию в этом возрасте почти не отличаются от предыдущего, но здесь можно использовать склонность ребенка к подражанию: вы можете провести линию на листе цветным карандашом, чтобы кроха сделал то же самое – это будут его первые шаги к изобразительному творчеству. Сюда же относятся рисование пальчиками, цветными мелками, а широкими кистями здорово можно изображать кляксы и мазки, каждый раз проговаривая, какую краску сейчас берет малыш.

В возрасте до 2 лет активно используется весь арсенал игрушек, с помощью которых можно закрепить названия цветов: мама и малыш строят башни из кубиков («Давай поставим красный кубик на синий»), собирают пирамидку («Дай мне, пожалуйста, желтое колечко») или, рисуя фломастерами, подбирают каждому фломастеру подходящий по цвету колпачок.

2-3 года

При должном обучении на третьем году жизни ребенок может различать все основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Теперь перед вами открывается намного больше возможностей по обучению и развитию. Малыш будет с интересом включаться во все новые игры, которые вы ему предложите, а с 3 лет игра станет ведущей деятельностью жизни ребенка.

Сейчас существует большое количество разнообразных игр и игрушек, позволяющих в этом возрасте продолжать учить цвета. Так как к 3 годам ребенок уже может выделить такие свойства предмета, как форма и цвет, то для игр по изучению цветов в этом возрасте хорошо подойдут блоки Дьенеша – это набор пластмассовых геометрических фигур, которые объединены несколькими признаками, такими, как цвет, форма, размер. Играя с ними, малыш учится выделять свойство предмета, в данном случае цвет, обобщать или отделять предмет от других.

Также в этом возрасте надо обращать внимание на умение ребенка классифицировать по выделенному признаку. Можно положить перед ним 3-4 листа бумаги разного цвета и вразброс - вырезанные из бумаги фигурки тех же 3 или 4 цветов. Пусть малыш определит, какому листу какие фигурки подойдут по цвету. Похожие игры можно придумать и с другими игрушками – кубиками, колечками пирамидки, деталями конструктора и др.

Итак, можно подвести итог по поводу того, как развивается мышление ребенка на третьем году жизни в отношении восприятия цвета:

  • цвет воспринимается осмысленно - как отдельный признак предмета;
  • малыш приобретает умение классифицировать цвета по заданному признаку.

Время проведения занятий

Занятия с ребенком в этом возрасте лучше проводить утром после завтрака в интервале между 8.30 до 9.30 часами, или же вечером – с 16.00 до 17.00. В дошкольных учреждениях педагоги, осуществляя занятия с группой, стараются придерживаться такого же временного промежутка, поскольку доказано, что именно в это время малыши очень активны, их мозг более восприимчив к информации.

Что касается продолжительности занятий, то нужно знать, что чем младше ребенок, тем короче будет «урок»: он даже может быть минутным, и это совершенно нормально – таковы особенности внимания и восприятия малышей. Немаловажно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент. Дети резвые, чересчур активные даже в дошкольном возрасте не могут и пяти минут сосредоточиться на том, что им показывают или чему учат. Если ваш малыш именно такой, то занятие будет длиться столько, насколько хватит внимания крохи. Естественно, когда ребенок будет расти, у него необходимо будет развивать усидчивость, в противном случае он будет постоянно «витать в облаках» и ничего не запомнит.

Со спокойными, усидчивыми детками заниматься будет проще, и занятия будут длиннее.

Время занятий с детьми до 3 лет

  • до 1 года - от 2 до 5 минут;
  • от 1 года до 2 лет - до 10 минут;
  • от 2 до 3 лет - 10-20 минут.

Цветовосприятие

Советы родителям

Ребенок до 3 лет чрезвычайно активен в своих действиях: он сам играет с пирамидкой, раскладывает цветные карточки, строит башню из кубиков. Но самостоятельно он не способен изучить цвета и понять, как нужно играть с цветными фигурками. Поэтому помните: очень важно, чтобы в это время взрослый был рядом, рассказал, объяснил, научил.

В играх с цветом, как и в любых других, важно создать у ребенка радостное настроение, тогда у него всегда будет срабатывать ассоциация, что занятия – это весело и здорово. Этот настрой он перенесет на учебную деятельность, когда пойдет в школу.

На занятиях избегайте уменьшительно-ласкательных слов по отношению к цвету. «Красненький» и «зелененький» следует заменить на «красный» и «зеленый», чтобы малыш изначально воспринимал и произносил правильно.

Если ваш ребенок рисует розового волка или желтое небо, не стоит запрещать ему этого: помните, что цветом ребенок выражает свое эмоциональное состояние.

Вы занимаетесь с малышом изучением цвета каждый день, а сегодня у него нет настроения, он капризничает, не слушает вас и убегает? Не заставляйте его - попробуйте поиграть в какую-нибудь другую игру, чтобы не портить настроение ни себе, ни ему: в этом возрасте дети идут на поводу у своих чувств, и ничто не заставит их заниматься, если они не хотят.

Помимо основных цветов не забывайте знакомить ребенка с другими, встречающимся реже: розовым, серым, фиолетовым, иначе шаблоны крепко закрепятся в мышлении малыша, и розовый цвет он может называть красным, а фиолетовый - синим, потому что они похожи, а настоящих их названий ребенок не знает.

Игры для детей до 1 года

Над кроваткой ребенка должна обязательно висеть подвеска из цветных погремушек или мобиле. Также это могут быть игрушки, крепящиеся к бортикам кровати. Периодически меняйте игрушки и не забывайте называть цвет подвешенного предмета. Малыш быстрее осваивает то, что видит и слышит постоянно.

Одевая кроху, показывайте ему цветные носочки, шапочки, рукавички и называйте их цвета. Пусть малыш их рассмотрит и пощупает.

В полгода ребенок способен найти взглядом предмет, о котором вы говорите: покажите ему красный мячик, поиграйте с ним, потом спросите: «А где красный мячик?»

К 9-10 месяцам ребенок самостоятельно находит игрушку, которую вы при нем спрятали. Попросите его найти, например, синий воздушный шарик. Не забудьте повторить, какой шарик он нашел, и похвалите малыша.

Ближе к 1 году ребенок умеет собирать пирамидку. Делайте это вместе и комментируйте, какое колечко следует надеть, подавайте ему кольца, говорите, какого они цвета. Попросите дать вам зеленое колечко.

Без заучивания и запоминания - пока просто с целью ознакомления -- можно красить красками (используя широкую кисточку, наносить на лист мазки и кляксы) и лепить из пластилина, не забывая называть цвета.

1-1,5 года

«Какого цвета любимая игрушка?». В этом возрасте у малыша уже есть любимые игрушки. Описывая их ребенку в играх, уточняйте, какого они цвета: «Это кто? Мишка! Мишка какой? Коричневый…», «А это кто? Лягушка. Лягушка какая? Зеленая»и т.д.

«Цвет живет в книжке». Читайте и рассматривайте книжки с крупными изображениями: солнце (желтый цвет), лягушка (зеленый), заяц (белый/серый), тучка (синий), речка (голубой), мишка (коричневый), помидор (красный) и т.д. Комментируйте ребенку все, что видите. Постоянно повторяйте цвета и задавайте малышу вопросы, что какого цвета.

«Цветные мячики». Покажите ребенку 2 маленьких мячика, пластмассовые или резиновые, например желтый и синий. Поиграйте с ребенком, покатайте друг другу мячи, покажите, сравните: «Это желтый мячик, это синий мячик». Повторите несколько раз: «На, Саша, желтый мячик. Дай маме, дай желтый мячик, а теперь дай, пожалуйста, синий и т.д.».

1,5-2 года

«Домики и человечки». Вырежьте из цветного картона большие домики (пусть это будут 5 домиков красного, желтого, синего, зеленого и голубого цвета) и приготовьте для них маленьких картонных человечков (силуэты). Попросите ребенка расселить человечков по домам, какой куда подходит.

«Коврики». Возьмите лист цветной бумаги, в середине по трафарету вырежьте круг среднего размера. Лист с круглой дырой приклейте на картон, отдельно приклейте круг, чтобы была твердая основа. Расскажите ребенку, что это коврик красного цвета, в котором мышки прогрызли дыру, но ее можно закрыть. Покажите, как это можно сделать. Круг очень хорошо подойдет к коврику. Сделайте несколько таких «ковриков» и «заплаток».

«Волшебные мешочки». Сшейте мешочки 4-5 цветов и вырежьте фигурки из двустороннего картона. Это могут быть звездочки или просто геометрические фигурки - круги, квадраты, треугольники. Разложите вместе с малышом фигурки по мешочкам: красные в красный, желтые в желтый, зеленые в зеленый.

Есть другой вариант этой игры. Желтые фигурки для желтого мешочка сделайте в форме маленьких солнышек, голубые – в форме облаков, красные – яблочек, синие – звездочек. Малышу доставит большое удовольствие снова и снова вытаскивать цветные фигурки и засовывать их обратно.

Стихотворение про радугу поможет начать вам разучивать основные цвета, которыми скоро начнет пользоваться ребенок.

Радуга

Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
Радуга-радуга, цвет-пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела: растаяла...
Что же на память она всем оставила?
КРАСНЫЕ маки,
ЖЕЛТЫЙ песок,
ЗЕЛЕНЫЙ зажегся
На ветке листок.
Жук ФИОЛЕТОВЫЙ
Греет бока.
СИНЯЯ плещет
Река в берега.
ОРАНЖЕВЫМ солнцем
Согреты леса.
А у скворца ГОЛУБЫЕ... глаза.

(В. Степанов)

Старайтесь проговаривать названия цветов внятно и неторопливо: нет ничего трогательнее, чем наблюдать, как ваш малыш, еще недавно такой несмышленый, вникает в то, что вы ему говорите!

2-3 года

«Рисуем вместе». Нарисуйте простым карандашом солнце, облако, апельсин, пусть они будут больших размеров - каждая фигура на отдельный альбомный лист. Спросите у ребенка, что он видит, какого цвета солнышко, попросите взять подходящий карандаш и закрасить его. При необходимости помогите малышу и сделайте это вместе.

«Цветной поезд». Возьмите крупный кубик, например, красного цвета (это может быть деталь конструктора или пластмассовый кубик). Скажите ребенку, что сейчас вы с ним будете строить поезд. Поезд состоит из вагонов. Ищите среди остальных кубиков красные и ставьте их друг за дружкой. Первый крупный кубик будет «головой» поезда, остальные - вагонами. По тому же принципу, объединяя фигуры или кубики по цвету, можно строить башни и города.

«Разноцветный город». Для этой игры вам понадобятся фигурки разной формы - квадратные, треугольные, прямоугольные, идеально подойдут блоки Дьенеша. Постройте, например, из зеленых кубиков забор, а за ним соорудите домики: маленькие и большие - красные, синие и желтые. Не забывайте соотносить фигуры по цвету - на дом красного цвета ставим красную крышу (треугольная фигурка), и т. д. Стройте цветные дома вместе с ребенком.

Развитие речи

Загадки для детей

Одними из первых помощников детей в познании окружающего мира станут загадки. Они помогают развивать память - путем систематического повторения, мышление -- заставляя ребенка обращаться к собственному опыту, чтобы найти ответ, воображение, словарный запас. Хорошо, если ответ будет находиться, что называется, «под рукой»: мышку можно показать в книжке, лягушку -- настоящую, на прогулке у озера и т. д.

***

Посмотри-ка в книжку.
Что ты видишь? - Мышку.
Она бывает белая,
Но чаще всего... (серая)

***

Лягушка скачет на болоте.
Она все время на охоте.
Прощай, комарик несмышленый!
А у лягушки цвет... (зеленый)

***

Из скорлупок, из пеленок
Вылез маленький цыпленок.
Ой, смешной какой ты,
Наш комочек... (желтый)

***

Вырос летом на лугу.
Я сорвать его могу.
Отнесу цветок домой -
Колокольчик... (голубой)
(Е. Дюк)

Цвета радуги

Обучение с помощью стихов значительно облегчает понимание и расширяет словарный запас ребенка. Дети слушают стихи с удовольствием, они легче запоминаются и откладываются в подсознании. Для успешного обучения необходимо знать индивидуальные особенности вашего малыша: одни запоминают лучше, когда видят перед собой цвет, предмет, картинку, других детей картинки могут отвлекать. Понаблюдайте за своим ребенком, определите, что для него лучше.

Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная — вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры — красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.

Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится —
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.

Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо — на нас.

Синий
В синем море - островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок -
Синий-синий василек.

Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
(А. Венгер)

При успешном обучении к 2-3 годам ребенок знает и называет основные цвета спектра. Игры с цветом не только доставят малышу радость и подарят хорошее настроение, но и станут важной составляющей развития его познавательной системы и сенсорных процессов. Так что родителям можно смело приступать к веселым урокам всех цветов радуги!

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 0 до 1 года дети от 1 до 3 лет Игры развитие ребенка

Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Сейчас читают

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый