Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Уроки речи: месяц  12
0 5

Развитие

Уроки речи: месяц 12

12 месяц знаменует завершение младенчества. Речь и ходьба, как и на 11 месяце, – основные навыки, которыми овладевает малыш.

Его успехи зависят от социальной среды, в которой находится ребенок. И это понятно: человек социален по своей природе и не может жить вне общества. Этим он и отличается от всех других представителей живого мира.

Взрослым следует со всей полнотой осознать, что социализация (вхождение в мир людей) ведет за собой общее развитие малыша, и, в первую очередь, формирование речевых навыков и интеллекта.

Борьба за независимость

Несмотря на то что кроха еще не отделяет себя от взрослого, не понимает себя как «я», он, наряду с правильным реагированием на слова «можно» и «нельзя», часто демонстрирует своим поведением протест: «Не хочу!», «Не буду!» – оказывая явное сопротивление тому, что его не устраивает. Так, например, малыш не переносит ограничение двигательной активности: если вы решили заняться своими делами и посадили кроху в манеж, чтобы не мешал, он начинает громко кричать, требуя свободы.

Некоторые родители замечают, что к году с малышом все труднее и труднее договориться. При этом ссылаются на кризис ребенка одного года, о котором многие наслышаны. Психологи утверждают: кризис в поведении крохи, которому исполнился 1 год, не обязателен. Его можно избежать, если потребности малыша совпадают с возможностями взрослого разумно их удовлетворять.

Часто то, что требует кроха, ему физиологически необходимо. В приведенном выше примере с манежем плач ребенка обоснован. Он «перерос» манеж как место своего пребывания. Теперь у него настоятельная потребность двигаться, овладевать ходьбой. Так имеет ли право взрослый ограничивать кроху в этом желании?

Следует принять во внимание, что малыш этого периода детства никогда ничего не делает «назло». Если он что?то требует, следует проанализировать, почему ему это так необходимо. В данном случае действует закон причинной обоснованности поведения ребенка. Причину следует искать – и важно обязательно найти. Овладению этим умением способствует соблюдение родителями некоторых правил:

Всегда учитывать физиологические и психологические особенности ребенка конца младенчества (высокая двигательная активность, ориентировочно-исследовательская потребность, отсутствие волевого поведения и др.).

Научиться «управлять» поведением ребенка, исходя из особенностей его возраста (применять метод «отвлечения» от нежелательного объекта или действия, прогнозировать опасные ситуации в быту, выбирать места пребывания малыша, способные удовлетворить его социальные потребности и т.д.).

Избегать ситуаций постоянного противостояния ребенка взрослому (организовывать среду таким образом, чтобы у  взрослого было 2?/?3 разрешающих и 1?/?3 запрещающих воздействий).

Стремиться соблюдать равенство в отношениях с малышом, по возможности идти «за ним», рационально и правильно организуя его жизнь.

Не действовать с позиции силы. Кратко мотивировать свои намерения, поясняя происходящее, предваряя словом последующее действие. Никогда не наказывать ребенка физически.

Педагогика конца младенчества призывает родителей разумно и чутко «идти за ребенком», прогнозируя и реализуя его жизненные потребности, которые он еще не осознает и не может выразить словом. Если малыш находится в постоянном конфликте с окружающей средой и родителями, испытывает постоянные стрессы от запретов, окриков, наказаний, то рассчитывать на его успешное речевое и интеллектуальное развитие не придется. Следует помнить, что здоровая нервная система ребенка – основа его дальнейшего умственного и речевого развития.

Масса впечатлений

К 1 году малыш начинает говорить 6–10 слов, которые он произносит сознательно. Как правило, это слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «ма-ма», «па-па», «ням-ням» (в значении «есть»), «топ-топ»(ходить), «ба-ба», «ня-ня», «дай-дай», «на-на» (возьми), «бах-бах!» (что-то упало) и т.п.

Но понимает кроха значительно большее количество слов, игровых сюжетов и реальных ситуаций, которые разворачиваются перед его глазами. И в дальнейшем словарь понимаемых слов всегда будет значительно превышать активную речь, т.е. то, что человек говорит. Вы замечаете, как на вас смотрят умненькие глазки, малыш понимает ваши пояснения, предложения, вступает в контакт. Последнее очень важно, потому что жизнь ребенка должна быть наполнена впечатлениями, которые он накапливает. Этому способствует интенсивное развитие понимания речи взрослого. В недалеком будущем дитя «переведет» это знание в активный речевой поток, т.е. в экспрессивную речь (произносимые слова).

Педагогика речевого развития на 12 месяце остается той же, что в 10–11 месяцев, и включает:

  • игровые показы с называнием предметов и действий;
  • специальные речевые занятия;
  • пальчиковые игры;
  • ситуации речевого общения с домашними;
  • чтение пестушек и потешек;
  • занятия с дидактическими игрушками, развивающими мелкую моторику пальцев;
  • показы картинок;
  • знакомство с первыми книгами и т.п.

Взрослый старается в этих играх-занятиях как можно полнее социализировать малыша: показать ему более полно окружающий мир, акцентировать внимание на действиях людей, научить использовать разные предметы по своему назначению, эмоционально относиться к людям и природе и многому другому, что наполняет человеческую жизнь содержанием.

Сравнивать и обобщать

Родители замечают, что кроха начинает обобщать некоторые предметы и действия, называя их одним словом. Так, например, словом «кхи-кхи» (киса-киса) малыш обозначает все мягкое и пушистое – кошку, свою шапочку, дедушкину бороду. «Хли-хли» («хруп-хруп» – скрип чего?либо) – характерный звук, издаваемый разгрызаемым сухариком, скрипом двери, сигнализацией автомобиля. Звукоподражанием «ав-ав!» называет не только собачку, но и всех, издающих громкие, тревожные интонации: карканье вороны, гогот гусей, крики на улице.

Так возникает выраженное в слове обобщение по несущественным (с точки зрения взрослого) признакам. Ребенок объединяет предметы иначе, по?своему, опираясь на эмоции. Первые обобщения по несущественным признакам являются новацией крохи в конце его младенчества. Это важная веха в развитии речи и интеллекта. Пройдет время, прежде чем малыш овладеет обобщающей функцией мышления, группируя и классифицируя предметы и действия по существенным признакам. Этому научит его взрослый, передавая социальный опыт функционального назначения предметов.

Однако важно, что мышление ребенка по-прежнему носит наглядно-действенный характер, малыш не может пока мыслить образами. Он конкретно воспринимает то, что непосредственно и в данный момент находится перед его глазами. Это значит, что все игры-занятия должны быть яркими, и в них наглядно, развернуто показывается то, чему хочет научить ребенка взрослый. При этом родитель предоставляет информацию о предметах и действиях с ними, побуждающую сравнивать и обобщать их по заданным признакам.

В этом направлении и проводятся игры-занятия с малышом, развивающие его речь и мышление. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение и обобщение – уже присутствуют у ребенка в самой элементарной форме. И это обязывает родителей вдумчиво подходить к развитию младенца.

Если в 5–7 месяцев взрослый в основном знакомил малыша с предметами и их названиями, в 8–10 месяцев акцентировал внимание на действиях с ними, то в 11–12 месяцев нужно больше сосредоточиться на действиях и их результате. Это позволяет показать ребенку мотивацию действий человека (зачем?), например, «собираем игрушки – идем гулять», «моем руки – будем кушать» и т.п.

При этом особое значение приобретают показы с куклой, которые отображают жизнь самого ребенка, открывают и мотивируют для него логику поведения. Так младенец социализируется.

Если в 11 месяцев взрослый разыгрывал сценки с одной куклой: кормление, купание, одевание, баюкание и др., то в 12 месяцев это проделывают с разными образными игрушками (зайкой, мишкой, киской и др.) Так малыш начинает постепенно понимать обобщения не только в предметах, но и в действиях.

Открытие своего «Я»

В этот же период в самой элементарной форме кроха «открывает» себя. Особое значение в этом вопросе имеет речевое общение. Взрослый обращает внимание малыша на него самого: ребенок видит свое отражение в зеркале, в лексиконе появляется местоимение «ты». Например, «Ты хочешь кушать?», «Ты замерз?» и т.п. Но восприятие себя как «я» еще будет долго формироваться в сознании ребенка. Даже в 1,5–2 года он будет говорить о себе в третьем лице: например, «Саша хочет гулять», «Дай Саше» и т.п. Но начало в речевом общении с окружающими в 12 месяцев уже положено.

В общении со взрослым у ребенка появляется интонация просьбы, чего не было ранее. Конечно, это проходит своеобразно. Например, видя что?то привлекательное, дитя протягивает руки, и слышится настойчивое: «Дай! Дай!» Иногда, прижавшись к коленям стоящих мамы или папы, малыш тянет ручки вверх, и звучит жалобное: «На! На-а!», т.е. «возьми меня».

Повторенье - мать ученья

Малыш более сосредоточенно наблюдает за всем, что видит в социальном и природном окружении: едет снегоуборочная машина, летит стайка ворон, проезжает электропоезд, мужчина чинит машину, пролетает в небе самолет и т.д. Эти моменты важны в развитии устойчивости внимания (умении сосредоточиться), мышления и  памяти. Необходимо привлекать внимание ребенка к таким наблюдениям.

Не менее важным является отражение увиденного в игре с ребенком. В игровых ситуациях следует повторить и  назвать словом то, что малыш запечатлел в наблюдении. Например, кроха видел, как с машины сгружали кирпичи – в игре с кубиками можно повторить ситуацию. Показать грузовичок, наполненный деревянными кирпичиками, сгрузить их вместе, а затем построить башенку. Или после наблюдения электрички поиграть паровозиком с вагончиками: погудеть, «постучать» колесами, покатать перед ребенком. Он обязательно захочет все повторить!

Цели занятий

На 12 месяце в понимаемой и активной речи ребенка наблюдаются значительные новации, которые позволяют выделить основные задачи, стоящие перед родителями:

  • развивать речевой слух младенца в ситуации игровых показов с предметами;
  • формировать в игровых показах речевую практику, называя предметы и действия с ними;
  • наряду с общеупотребительной лексикой использовать лепетный словарь грудничка («ля-ля», «ав-ав» и т.п.);
  • практиковать игровые показы, сопровождающиеся короткими сценками с куклой, включающие образец диалога с крохой;
  • побуждать ребенка к активной речи в повседневной жизни, используя его активный словарь (8–10 слов), эмоционально поддерживать дитя доступными средствами (вокал лепет, жесты и т.п.);
  • вводить в игры-занятия детский поэтический фольклор;
  • способствовать формированию первых детских обобщений в понимаемой речи («ляля» – кукла, «ляли» – куклы; «биби» – машина и разные «биби» – машины и т.п.).

Примерное речевое занятие

«Кто у нас хороший?»

Задачи

  • Учить ребенка понимать обращение по имени в игровой ситуации (предпосылки формирования в идентификации себя). Активизировать импрессивную речь, используя жесты и выразительные движения, совпадающие со смысловым содержанием текста.
  • Ввести игровые приемы по мотивам русской народной потешки «Кто у нас хороший?»
  • Побуждать к высказываниям всеми доступными средствами и звукоподражаниями: «Цок! Цок!» (стук копыт лошадки), «Но! Но!» и др.

Содержание (вариант для мальчика)

Ребенок стоит перед взрослым, сидящем на стуле. Он акцентирует внимание малыша на себе, например, спрашивает: «Кто у нас Коленька?» И сам отвечает: «Ты – Коленька. Я – мама». (Указывает жестом на ребенка, потом на себя). Начинает петь потешку (на мотив плясовой):

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий? (2 раза) Делает жест рукой в сторону ребенка.
Коленька хороший,
Коленька пригожий! Делает жест рукой в сторону ребенка.
На коня садился,
Конь под ним взбодрился, (2 раза) Сажает малыша «верхом» на свое колено, придерживая за ручки, лицом к себе. Постукивает пяткой, приподнимая и опуская ногу.
Плеточкой помашет,   Делает взмах рукой малыша.
Конь под ним поскачет. Выполняет имитацию «скачки», ставит ногу на носок, поднимая и опуская на пятку в  быстром темпе.

Чтение потешки прерывается разговором с ребенком: «Цок, цок, цок». И далее: «Скажи «Цок, цок, цок!» («Ток, ток, ток»). Вот как конь скачет!» Взрослый старается вызвать у ребенка речевое подражание.

Чтение потешки продолжается:

К дому подъезжает,
Коленьку встречает. Кто?             Замедляет «скачку».
Ма-а-ма! Коленьку встречает!
Вот как!
Во-о-т как!                                   Обнимает малыша, сидящего у нее на колене, ласкает его.
Где Коленька?
Ту-у-т Коленька!

Примечание

Взрослый всегда усаживает ребенка на колено лицом к себе так, чтобы малыш видел его артикуляцию. Во время этого занятия малютку нужно обязательно придерживать – «страховать». В конце игры-занятия аккуратно и плавно мама опускает мальчика на ножки.

Содержание (вариант для девочки)

Кто у нас хорошая?
Кто у нас пригожая?                    (2 раза)
Оленька хорошая,
Оленька пригожая!
На лошадку села.
Песенку запела: «Ля-а-а!»
Не боится, скачет,
Смеется, не плачет!                    (2 раза)

Потешка прерывается разговором с девочкой: «Как Оленька скачет? – «Цок, цок, цок!» («Ток-ток-ток!») Вот как лошадка скачет!» Мама старается вызвать у ребенка речевое подражание.

Чтение потешки продолжается:

К дому подъезжает.
Кто Олю встречает? Кто?
Ма-а-ма! Оленьку встречает!
Вот кто Оленьку встречает.

Примечание

Все игровые действия для девочки совпадают с приведенными выше, для мальчика.

Игровой показ по потешке «Киска, киска!»

Задачи

Развивать функцию обобщения. Разыграть понятный ребенку сюжет с куклами по русской народной потешке «Киска, киска!» Акцентировать внимание малыша на цели и результате действий, а также их мотивации и логике: киску просят уйти с дороги, чтобы куколка не упала, идя по дорожке.

Расширять понимание речи. Способствовать развитию активных речевых навыков, повторению за взрослым лепетных слов «киса-киса» (кхи-кхи), «но-но!» (нельзя), «бах-бах» (падать) и др.

Материал

Игрушки: кошечка (20–30 см), кукла (40–50 см), дорожка.

Содержание

Взрослый расстилает дорожку, на ней располагает игрушечную кошечку. В начале дорожки ставит куклу, как бы идущую следом за ней.

Ребенка усаживают перед композицией. Мама обращает внимание на расставленные игрушки. Демонстрирует их по отдельности. Спрашивает, где у кошечки глазки, носик, лапки (ножки). Те же вопросы задаются относительно куклы и  самого ребенка: «Покажи, где у тебя носик, глазки, ножки?» (обобщение в понимаемой речи).

Взрослый просит малыша показать названное – ответить жестом. Если ребенок не «отвечает», взрослый его ручкой выполняет указательный жест и называет.

Кукла «идет» по дорожке, доходит до киски, которая преграждает ей путь. Мама прогоняет киску, и кукла доходит до конца дорожки. Киска садится на середину дорожки, а кукла поворачивается в обратный путь. Сценка повторяется.

Взрослый читает потешку, разыгрывая ее сюжет:

Киска, киска!
Киска, брысь!
На дорожку не садись,
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!

При первом показе взрослый демонстрирует, как кукла спотыкается и падает на киску. Мама предлагает ребенку погрозить киске пальчиком. «Но, но!» (нельзя), повторить запрещение «Но-но!»

Второй показ дается по содержанию потешки: киска уходит с пути и кукла свободно проходит по дорожке. В процессе показа взрослый полностью читает фольклорный текст.

Далее игра-занятие разворачивается по ситуации. Ребенок играет с киской и куклой по своему желанию.

Примечание

Аналогичную игру-занятие следует провести с самим ребенком. В потешке читаются строки:

Наша деточка (имя ребенка) пойдет,
Через киску упадет!

Взрослый учит малыша ходить по дорожке, держа его за ручку. Дойдя до киски, ее просят уйти с дорожки, и ребенок преодолевает путь до конца. Сценка повторяется. Все коллизии сюжета эмоционально обыгрываются.

Варианты

Игровую ситуацию по потешке «Киска, киска!» следует повторить с другими игрушками, например, с собачкой. Можно использовать стихотворение:

Бобик, бобик, уходи!
Ты мешаешь на пути:
Наша куколка пойдет,
На собачку упадет! Бах!
(Л. Павлова)

Примечание

Повторение аналогичных игровых ситуаций способствует формированию обобщений в понимаемой речи. Активная речь ребенка появится при неоднократных повторениях лепетных слов-подражаний: «ляля» (кукла), «ав-ав» (собачка), «кики» (киска), «бах, бах» (падать). В процессе чтения взрослый вводит лепетные слова наряду с общеупотребительной  лексикой, чтобы ребенок мог повторять за ним.

Игровой показ «В гостях у малыша»

Задачи

Развивать обобщения в понимаемой речи – в частности, действий: «садиться», «есть», «пить», «танцевать», «спать» и  др. Способствовать возникновению в лексиконе ребенка лепетных слов («ляля», «ав-ав», «топ-топ», «ням-ням», «бай- бай» и др.)

Материал

Игрушки, имеющиеся в игровом хозяйстве ребенка, например, кукла, собачка, кошечка, слоник, поросенок и др. Игровая посуда (тарелочки, чашки, ложечки). Лоскуты ткани – «пеленки».

Содержание

Мама разыгрывает перед ребенком приход «гостей». Поочередно перед малышом появляются кукла, собачка, киска и др. Каждого персонажа взрослый называет, затем повторяет слова, обозначающие их действия: например: «Пришла куколка (ляля), садись, ляля! Пришла собачка (ав-ав), садись, ав-ав! Пришла кошечка (киса), садись, киса!» и др.

Гостей начинают угощать: куколку кормят (игрушечные тарелочка и ложечка), собачку кормят, киску кормят. Они «едят». Аналогично гостей поят из чашек. Они «пьют». Все эти действия эмоционально обыгрываются. Гости хотят потанцевать – поочередно пляшут. Затем уставших гостей укладывают спать (бай-бай) и поочередно накрывают пеленками. Мама поясняет: «Все спят – и ляля, и зайка, и киса», поет колыбельную.

Примечание

Взрослый должен артистично разыграть сценки встречи, кормления, танца и укладывания спать. Ребенок выступает зрителем, которого активно привлекают к показу. Он может даже сделаться участником этих сценок. Главное – донести до малыша обобщающее значение слов-действий (есть, пить, спать и др.), с которыми он встречается в повседневной жизни.

Развитие речи

Пальчиковая игра «Пальчики-зайчики»

Задачи

Развивать понимаемую и активную речь ребенка. Активизировать мелкую моторику пальцев рук. Обогащать ребенка яркими эмоциями, способствующими развитию экспрессивной (активной) речи. Включить элементы пестования малыша (пассивные движения), используя фольклор.

Материал

Бумажные колпачки с нарисованными мордочками – «зайчики» (2 шт.), которые надеваются на указательные пальцы взрослого.

Содержание

Мама показывает указательные пальцы с «зайчиками», прижав другие пальцы к ладони, делает пальцами различные пассы: «зайчики» (пальцы) удаляются и приближаются к малышу, «прыгают» вверх и вниз, наклоняются влево и  вправо, обернувшись друг к другу, сближаются и расходятся; сближаясь, кланяются друг другу, «танцуют» при повороте рук («фонарики»).

Взрослый может самостоятельно изобретать движения «зайчиков» под веселую мелодию.

Пляска «зайчиков» проходит под песенку:

Пальчики, пальчики,
Маленькие зайчики,
Зайки резвились
Зайки веселились,
Зайки играли,
Зайки плясали!
Пальчики, пальчики –
Маленькие зайчики!
Вот какие пальчики –
Зайки – побегайчики!
(Л. Павлова)

Если малышу выступление «зайчиков» понравилось, его повторяют несколько раз. В конце игры-занятия взрослый берет руки ребенка в свои. Выставляет его указательные пальчики, а другие сгибает в кулачки и выполняет под песенку все игровые пассы его ручками.

Примечание

Если ребенок сам проявляет желание повторить за взрослым движения, нужно предоставить ему эту возможность.

Примерная ситуация речевого общения

«С Днем рождения, малыш!» (проводится в День рождения ребенка)

Задачи

Расширять социальные контакты ребенка с близкими и знакомыми людьми, запоминать имена близких («баба Люба», «деда Витя», «братик Саша», «папа Володя», «мама Катя» и др.), помочь малышу «открыть» себя с помощью зеркала и  потребления в речи местоимений «я», «ты».

Обогащать понятийный словарь ребенка, употребляя слова благодарности или просьбы («пожалуйста», «спасибо»). Сделать малыша свидетелем доброжелательных отношений в семье и в общении с другими людьми. Эмоционально обогащать чувства ребенка, знакомя с социальным окружением (соседи, знакомые).

Подготовительная работа

Взрослые заранее договариваются о сюжете игровой ситуации и характере речевого общения с ребенком.
Содержание общения

Мама поздравляет малыша: «С днем рождения!» Ребенок сможет понять необыкновенность этого дня только в эмоциональном отношении взрослых к нему (радостных интонациях, ласковых словах, подарках и др.)

«Посмотри, какое красивое платьице (костюмчик) я тебе купила», – говорит мама. Она одевает малютку и подводит к зеркалу, в котором он может видеть себя во весь рост. Мама берет ребенка на руки так, чтобы он мог видеть себя и ее в зеркале. Дав малышу освоиться в новой ситуации, мама ставит ребенка на ножки перед зеркалом: «Ах, какой мальчик красивый! Ах, какой Юрочка нарядный!»

Взрослый старается заострить внимание крохи на его отражении: «Я – мама, ты – Юра!» Она поднимает его ручки, гладит по головке, кладет в карманчик платочек и т.п.

Ощущения от ее прикосновений и собственных движений совпадают с визуальными (зрительными) впечатлениями, что позволяет малышу сделать для себя какие-то открытия. Любопытство к окружающему миру вызовет интерес и к себе. Первый день рождения – важная веха в этом направлении, потому что дитя находится в центре внимания всех взрослых.

Затем мама и малыш наносят визиты поочередно всем домашним. «Здравствуй, бабушка Лена! К тебе Юрочка пришел! Посмотри, какой он нарядный, красивый». Бабушка ласково встречает внука, восхищается его нарядом, дарит ему что-то, например, ленточку. Ленточку повязывают ребенку, как галстук, перед зеркалом и еще раз поздравляют с Днем рождения.

Аналогичный визит наносится дедушке, который тоже дарит ребенку что-то, например, брошку, которую перед зеркалом прикалывают к костюмчику. Брат дарит кораблик, который сам сделал из бумаги, папа – машинку, а  сестра – шапочку и т.п. Если есть соседи, то в гости заходят и к ним (к тете Вале, дяде Сереже и др.) Они тоже восхищаются малышом и что-то дарят или наряжают его перед зеркалом.

Примечание

Аналогичное мероприятие можно связать с любым праздником, например, встречей Нового года в семье. Главное, чтобы малыш чувствовал радость общения.

«Новогодняя елочка»

Задачи

Обогащать ребенка эмоционально: показать ребенку елку с игрушками и огоньками. Ввести слова: «елка», «огоньки», «игрушки», «шарик», «шишки» и др.

Расширять активный словарь, побуждая повторять за взрослым облегченные, лепетные слова.

Содержание

Взрослый подводит малыша к елочке, украшенной игрушками. Берет его на руки, говорит: «Елка-елочка… Огоньки... Красиво» (выдерживает паузу 1–2 мин). Дает ребенку время эмоционально пережить яркое впечатление. Когда малыш успокоится, мама начинает поочередно показывать елочные игрушки – например, домик, шарик, сосульку, шишку, а также образные украшения – Петрушку, белочку, собачку, зайчика и т.п. При этом игрушки с веток не снимаются и в ручки не даются. Проходит визуальное ознакомление с новогодней елкой. Взрослый может спеть песенку, включить музыку, потанцевать с ребенком.

Знакомить малыша с Дедом Морозом и Снегурочкой в этом возрасте не рекомендуется, так как кроха воспринимает их не как сказочных персонажей, а как незнакомых, чужих людей. Он может испугаться, поэтому покажите их издалека на каком-либо новогоднем торжестве или отложите эту встречу на будущее.

«Игрушка – картинка»

Задачи

Расширять функции обобщения в понимаемой речи. Учить находить знакомый предмет на картинке. Называть ребенку предметы на рисунках или фотографиях, побуждать к повторению, используя лепетные слова («гага» – уточка, «ляля» – куколка, «биби» – машина и др.)

Материал

Набор предметов (игрушек) и набор картинок, изображающих их.

Содержание

Мама показывает знакомую игрушку, называет ее, просит малыша повторить. Картинка и игрушка сопоставляются и называются. Аналогично под своими изображениями кладутся и называются все игрушки. Далее игра разворачивается по ситуации.

Первое знакомство с книгой

Задачи

Показать малышу книгу с картинками. Подобрать книгу со знакомыми изображениями предметов (игрушек), активизировать речь. Воспитывать интерес и бережное отношение к книге.

Материал

Книги для самых маленьких: книги-игрушки, например, «Паровозик», «Елочка», «Автомобильчик» – где есть изображения знакомых игрушек. Книги-гармошки, книги на плотном картоне по определенной тематике, например, «Это что такое?», «Любимые игрушки», «Это чей голос?» и др.

Содержание

Взрослый показывает книгу ребенку, вместе с малышом рассматривает каждую страничку. Сюжеты обыгрываются с введением звукоподражаний и лепетных слов. Знакомство с книгой сопровождается игровыми, разученными движениями. Например, мама произносит: «Тук-тук», стучит кулачками (на иллюстрации изображен молоточек), «Ту-ру-ру» – прикладывает кулачки к губам (дудочка) и т.п.

Примерная игра-занятие на развитие речи и действия с предметами «Кубики и кирпичики»

Задачи

Знакомить ребенка с объемными геометрическими фигурами (кубики, шарики, кирпичики, призмы и др.) Развивать мелкую моторику пальцев. Называя предметы и действия с ними, развивать понимаемую и активную речь.

Материал

Кубики и «кирпичики» из строительного набора.

Содержание

Мама в присутствии ребенка отбирает кубики и кирпичики, привлекая малыша. Называет детали. Затем из кирпичиков строит дорожку, выкладывая их в одну линию. Показывает, как по дорожке «идет» матрешка, собачка, скачет птичка, проезжает машинка и т.п. Из кубиков строится башенка. Все игрушки называются.

Так как ребенок еще не может строить самостоятельно, взрослый осуществляет показ в медленном темпе, поддерживая интерес к действию. Активное участие малыша определяется его возможностями.

Примечание

В конце младенчества следует во время каждого периода бодрствования проводить игры-занятия двигательного характера с пирамидками, шариками, кубиками, матрешками, колечкам, потому что малыш еще не может выбирать предметы по цвету, форме и величине. Взрослый демонстрирует эти действия ребенку, сопровождая показ короткими пояснениями, например: «Эти шарики большие, а эти – маленькие», «Это – колечки, а это – шарики», «Сюда кладу красные кубики, а сюда – зеленые» и т.п. Затем просит малютку «помогать»: «Дай мне ш-а-а-рик! Вот шарик! Где кубик? Принеси мне кубик, положи кубик на кубик. Вот так!»

Такие занятия необходимы для развития мышления и речи ребенка. Они наглядно показывают ему логику и мотивацию действий – это то, что дитя еще не может, но чем скоро овладеет.

Когда ребенку исполнится 1 год, следует проверить его успехи в социальном и речевом развитии. Несложный тест рассчитан на средние показатели, с учетом индивидуальных особенностей малышей этого периода детства. Тест покажет уровень развития и навыки, которые следует подтянуть. Если что?то не удалось, не стоит переживать, нужно уделять больше внимания крохе, и он обязательно «отблагодарит» маму и папу своими достижениями!

Показатели социального и речевого развития ребенка 1-го года

Оценка тестирования:

  • если малыш показывает полное выполнение – 1 балл;
  • частичное – 0,5 баллов;
  • невыполнение – 0.
  • Максимальная оценка – 12 баллов.

Социальное развитие:

  1. Потребность в общении со взрослым ярко выражена (стремится быть рядом, часто вступает в контакт).
  2. Общение на эмоционально-личностном уровне. Понимает слово «нельзя» и правильно на него реагирует.
  3. Контакт на уровне «делового» общения по поводу действий с предметами.
  4. Спокоен в детском сообществе (неконфликтен).
  5. Положительно реагирует на других детей (проявляет к ним интерес, улыбается, отдает игрушку, смеется).
  6. Способен играть «рядом», находясь в сообществе сверстников.
  7. Речевое развитие.
  8. Подготовительный этап развития речи
  9. Понимание речи.
  10. Понимает обращение по имени.
  11. Выполняет отдельные поручения по вербальной просьбе взрослого: «дай мне», «положи», «возьми» и т.п.
  12. Понимает названия многих окружающих предметов и действий с ними: «Будем умываться – возьмем мыло», «Будем кушать – возьмем ложку» и т.п.
  13. Этапы активной речи.
  14. Вокализирует, пользуется мимикой, жестом.
  15. Легко подражает новым слогам, повторяя их за взрослым.
  16. Использует лепетную речь: активный словарь 6–10 слов (например, мама, папа, баба, дай, бай-бай, топ-топ, бах-бах).

С младенчеством заканчивается подготовительный этап речевого развития. Дальнейшее формирование речи будет продолжаться на протяжении раннего дошкольного и школьного детства. Важно, что начало этой чисто человеческой способности возникает на первом году жизни ребенка. Закладывается фундамент развития функций и форм речи, словаря, строя речи, ее звуковая культура. Все эти задачи будут решаться в ближайшем будущем малыша.

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 0 до 1 года Игры развитие ребенка секреты воспитания развитие речи развитие ребенка по месяцам
Читайте также:
Пальчиковые игры для детей

Развитие

Пальчиковые игры для детей

Малышу теперь свойственны новые желания: постоянно играть и общаться, узнавать новое, совершать маленькие открытия. Родители с удивлением наблюдают за превращением крохи в настоящую маленькую личность со своими особеннос...

Веселое развитие: игры с крупой

Развитие

Веселое развитие: игры с крупой

В зимние морозы, когда выбираться на ежедневные прогулки удается не всегда, хочется занять малыша какими-нибудь интересными и полезными играми, не требующими особой подготовки. В этом нам помогут гречка, рис, макароны, ф...


Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.




Конкурсы

Конкурс «Мой новогодний костюм»
ЕленаИ
Бесстрашный ковбой
Бесстрашный ковбой
Ольга Егорова
Наш Мышонок
Наш Мышонок
ЕленаИ
Снежный гномик
Снежный гномик
ЕленаИ
Маленький Ежик
Маленький Ежик
Альбина
Снегурочка
Снегурочка
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый