Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Уроки речи: месяц 11
0 0

Развитие

Уроки речи: месяц 11

Ребенку пошел 11 месяц. В этот период первостепенное значение приобретает формирование движений и речи: подготовительный этап становления ходьбы и появления первых лепетных слов завершен.

Родные и близкие

Малыш пристально вглядывается в окружающий мир, подражая взрослым: их эмоциям, звукам речи, движениям рук, особенностям поведения и т.п. Теперь кроха прекрасно знает всех домашних и их имена. На вопросы: «Где баба Таня?», «Где братик Павлик?» и др. ребенок поворачивается в их сторону, улыбается, может показывать пальчиком. Он узнает голоса домочадцев, особенно тех, кто чаще с ним общается.

Ребенок не просто знает всех членов семьи, но и особым образом реагирует на их присутствие, вовлекаясь в ту или иную ситуацию. Например, каждый вечер отец возвращается с работы. И ребенок, слыша звонок в дверь, начинает издавать ликующие звуки, топтаться на месте, нетерпеливо ожидая встречи. Он знает, что сейчас войдет большой, добрый, смеющийся человек, который несказанно рад малышу, возьмет его на руки, поднимет высоко-высоко и будет качать на вытянутых руках.

И папин, и мамин!

Общение с отцом – особая сторона жизни ребенка, его развития и воспитания. Дело в том, что мужчина по-другому общается с ребенком, иначе, чем женщина. Малыш ощущает в папе силу, решительность, твердость, уверенность в движениях и действиях.

А еще у мужчин по-другому модулируются звуки речи: на более низких частотах, в особом тембровом звучании. Это также делает голос отца легко узнаваемым. В одном эксперименте ученым удалось установить, что папы, в отличие от мам, по-другому разговаривают с детьми. В мужских обращениях к ребенку меньше эмоциональных, чувственных выражений, таких как «мой цыпленочек», «моя ягодка», «заинька», «солнышко» и т.п.

В обращениях отца звучат, как правило, деловые нотки, такие как: «Ай да парень! Вот как хорошо держит ложку!», «Смелей-смелей, дочка, топ-топ! Молодец!» и т.п.

Иными словами, мама озвучивает ребенку, какой он «хороший, любимый, красивый», т.е. дает эмоциональные характеристики, а папа – побудительные к действию, т.е. дающие оценку тому, что малыш делает, может сделать, и как это у него получается. Отец закладывает в формирующийся характер крохи волевое начало.

Такая, можно сказать, мужская форма воздействия нужна ребенку так же, как незаменима для него материнская нежность. Не случайно ученые утверждают, что у детей есть врожденная потребность иметь отца и мать.

Феномен отцовского и материнского взаимодействия с ребенком играет большую роль в социализации крохи, и, конечно, имеет огромное значение в развитии его речи и интеллекта.

Сенсомоторный интеллект

На 11–12 месяцах малыш уже усваивает значение слов «мама» и «папа», слово начинает выполнять понятийную функцию. Это важно для развития мышления ребенка.

Конечно, мышление ребенка носит пока наглядно-действенный характер: кроха воспринимает только то, что разворачивается перед его глазами. Он еще не может мыслить отвлеченно, т.е. рассуждать, сравнивать, обобщать вне конкретной практической ситуации. Вот почему ему так необходимы ваши занятия с дидактическими (обучающими) игрушками, показы с образными персонажами, наблюдения в природе и социальной жизни. Все это формирует речь и интеллект малыша.

В этот период у ребенка развивается сенсомоторный интеллект, т.е. чувственное восприятие предметов, их свойств в процессе манипулирования с ними. Понимание функционального назначения предметов, «что для чего нужно» (для еды – ложка, для волос – расческа и т.п.) придет несколько позже, но опыт практического освоения вещей, окружающих малыша, уже имеет место.

Любопытные ручки

Для развития речи и мышления весьма значимо, чтобы взрослые озвучивали, называли словом все разворачивающееся перед взором ребенка. Вот почему так необходимы не только игры с дидактическими игрушками (шарами, кольцами, кубиками, матрешками, пирамидками, цветными колпачками и др.), но и действия с предметами домашнего обихода (ложками, чашками, деталями одежды и др.). Следует учитывать, что малыш уже способен хорошо брать предметы в руку – хватать их. При схватывании небольших по размеру объектов (игрушек) наблюдается активная позиция большого и указательного пальцев: к ребенку начинает приходить умение брать игрушки двумя- тремя пальцами (щепотью).

«Живые» игрушки

На этом этапе действия с предметами домашнего обихода можно перенести в игровую ситуацию с куколкой, которую кормят ложечкой, поят из чашечки, заворачивают в пеленку, укладывают спать. Конечно, все это выполняет взрослый, отражая в игре жизнь самого ребенка. Так развивается отражательная способность мозга – основа психического развития человека.

Все предметы и действия с ними взрослый называет словом. Таким образом у малыша формируется понимаемая (импрессивная), а затем – активная (экспрессивная) речь.

На 11 месяце продолжается развитие речевого аппарата: ребенок вслед за взрослым повторяет простые фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения: например, «топ-топ» (ходить), «ням-ням» (принимать пищу), «бай-бай» (укладываться спать) и др.

Необходимо включать в занятия сюжетные игры с образными игрушками. Если в 9–10 месяцев ребенку показывали куклу, собачку, мишутку, обозначали их соответствующим словом, затем спрашивали: «Где ав-ав (собачка)?», то теперь сюжетная игрушка выполняет более сложную функцию. Кукла для малыша имитирует ребенка (человека).

Взрослый может придумывать несложные занимательные сюжеты, понятные для малыша: например, куколка делает «топ-топ» (ходит), «бай-бай» (спит), «ля-ля-ля» (танцует). Киса мяукает «мяу-мяу», зайка прыгает «прыг-прыг», птичка поет «пи-пи» и т.п.

На предыдущем этапе в занятиях с куклой и другими образными игрушками взрослый делал акцент в основном на действиях персонажа. Отражая игровые ситуации в речи, он строил предложения из двух слов (подлежащее и  сказуемое), кратко поясняя действия героя показа. Динамика наблюдаемой игровой ситуации стимулирует ориентировочную активность ребенка, т.е. непроизвольный интерес к показу.

Ha 11–12 месяцах малыша взрослый при показах акцентирует внимание уже не только на движениях игрушки, но и на демонстрации физических ощущений (замерз, проголодался, устал и т.п.) и чувств (испугался, огорчился – заплакал, обрадовался – засмеялся и т.п.) живых существ.

Сочувствие и сострадание

Почему проигрывание этих сюжетов так необходимо ребенку? Каждая образная игрушка предназначена для показа действий живого существа: если это кукла, она отражает действия человека, в частности, младенца; если птичка или бабочка, то они летают, порхают, опять же вызывая интерес.

Теперь показ проходит на более высоком уровне: демонстрируются эмоциональные проявления персонажа. Это важно, потому что человеку свойственны эмоции. С самого раннего детства в ребенке закладывается гуманистическое восприятие окружающего мира: по аналогии с собой (с человеком) нельзя обижать других, заставлять их страдать. Так, родители не разрешают 11–12 месячному малышу волочить куклу за волосы, таскать зайку за уши, бросать на пол кису и др. Взрослые прерывают эти действия крохи и показывают, как можно поступать.

Конечно, все эти показы сопровождаются более развернутыми, по сравнению с двусловными предложениями, пояснениями. Взрослые объясняют эмоции персонажей. Слова «испугался», «заплакал», «проголодался», «замерз», «обрадовался», «засмеялся» и др. будут понятны ребенку, если их смысл визуально (зрительно) и эмоционально обыгран и продемонстрирован.

Это предъявляет определенные требования к взрослым, которые должны артистично, эмоционально ярко, словесно доступно, заинтересованно заниматься с малышом, переводя его впечатления в понимаемую (импрессивную) речь.
Развитие понимания крохой речи взрослого – первоочередная задача на этом этапе.

Доверие к миру

В социальном развитии ребенка важно заложить основополагающее доверие к окружающему миру. Как это сделать? В присутствии малыша нужно поддерживать в семье и ближайшем окружении атмосферу любви, согласия, взаимопомощи, заботы о ближнем. Проявлять симпатию, сочувствие, уступчивость, доброжелательное отношение к  знакомым и незнакомым, ласковое отношение к другим детям, желание идти на контакт, способствовать воспитанию этих чувств. И, конечно, как говорилось выше, доброе отношение к кукле, Петрушке, петушку, собачке должно отражаться в игровых показах и сценках с образными игрушками.

Микроклимат окружающей среды влияет на речевое и умственное развитие ребенка, во-первых, потому, что у него формируется здоровая нервная система, снимается тревожность, отсутствуют страхи перед новизной окружающего мира; во-вторых, потому что у малыша появляется доверие к окружающему миру и близким людям, и он начинает проявлять доброжелательность, копируя ту форму общения, которую видит перед собой.

Речевое развитие

В развитии речевых навыков ставятся следующие задачи:

  1. Развивать речевой слух, вводя в речевое общение с ребенком новые фонемы (звуки) родного языка, еще неосвоенные в его речевой практике.
  2. Продолжать развивать понимание речи взрослого.
  3. Учить ребенка понимать слова и откликаться на них действием, например, «пожалей лялю (куклу)», «погладь собачку», «позови петушка».
  4. Обогащать лепет, используя звукоподражания («ав-ав», «топ-топ», «ко-ко», «пи-пи», «му-му», «га-га» и др.)
  5. Способствовать началу лепетной речи, создавая ситуации, побуждающие ребенка понимать и повторять за взрослым первые простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов («ма-ма», «ба-ба», «ням-ням» и т.п.)

Общее развитие

  • Задачи общего развития малыша остаются прежними.
  • Знакомство с окружающим миром усложняется. Мама обращает внимание ребенка на явления живой (деревья, травку, цветы) и неживой природы (снег, сосульки, ручеек, лед, песок, камешки и пр.), на природные явления (солнышко, снег, дождь, ветер).
  • Взрослый кратко комментирует все, что разворачивается перед глазами малыша.
  • Наряду с наблюдениями следует продолжать обогащение социального опыта ребенка, организуя игровые ситуации с участием всех членов семьи.

Примерные игровые показы «Кто-кто в теремочке живет?»

Задачи

  1. Закрепить и расширить понимание ситуаций, связанных с поиском: «Кто там?»
  2. Использовать игровой сюжет на тему русской народной сказки «Теремок».
  3. Совершенствовать понимание речи, в частности, фразы «Кто там?»
  4. Развивать активную речь, вводя новые лепетные слова и звукоподражания.

Материал

Домик фабричного производства (из плоскостного театра «Теремок», «Репка») или домик-самоделка из коробки.

Способ изготовления

  • Коробка (ширина 30 см, длина 30 см, глубина 20 см), в которой вырезано днище с трех сторон, а четвертая сторона фиксирует открывающуюся наружу «дверцу» (днище коробки). У «дверцы» имеется шнурочек, за который она притягивается после открывания, коробка – «домик» ставится вертикально на узкую сторону.
  • Игрушки среднего размера (20–25 см): петушок, собачка, кошечка, птичка, куколка и др.

Условия показа

В занятии участвуют двое взрослых: один сидит с ребенком (мама), другой ведет показ (бабушка, сестра и др.)
Домик ставится вертикально на детский или журнальный столик. За домиком садится второй взрослый, который имитирует голоса персонажей и выводит их из домика. Ребенок на детском креслице располагается перед композицией, рядом с ним мама.

Содержание

Мама обращает внимание ребенка на домик, в котором раздается пение петушка: «Ку-ка-ре-ку!» Она обращается к малышу: «Кто там? Кто? Петушок Кука! Иди-иди к нам! Позови его». Дверца домика приоткрывается, и перед крохой появляется петушок (его выставляет второй взрослый). Мама стимулирует речь ребенка: «Скажи: «Ку-ка!» Малютка повторяет за взрослым лепетное слово, держит в руках петушка, рассматривает, играет с ним.

В домике слышится лай: «Ав-ав! Ав-ав!» – «Кто там?» – спрашивает мама. Из домика «выходит» собачка. Ее появление также обыгрывается. Далее следует демонстрация других персонажей. Задача взрослого – активизировать речь ребенка, вводя лепетные слова и звукоподражания: «Ку-ка» (петушок), «ав-ав» (собачка), «мяу-мяу» (кошечка), «ко-ко» (курочка), «пи-пи» (птичка).

Кто-то в домике поет песенку. Из домика появляется куколка. Она поет, танцует, разговаривает с малышом (за куколку говорит мама, сидящая рядом с ним).

В конце показа все игрушки стоят перед ребенком на столе. Мама выдвигает каждую вперед, еще раз имитирует их голоса, побуждая малыша к повторению.

Далее игра разворачивается по ситуации.

Развитие речи

«Что в матрешке?»

Задачи

Расширять опыт ребенка, показывая, что звук («тук-тук») может исходить из предмета, если в нем что?то лежит.
Закрепить понимание фразы: «Что там?»

Материал

Двухместная матрешка.

Содержание

Мама показывает ребенку матрешку. Обращает его внимание на то, что внутри игрушки что-то стучит. Встряхивает матрешку, имитирует стук: «Тук-тук! Что там?» Передает матрешку ребенку и еще раз спрашивает: «Что там?»

Мама открывает матрешку. Малыш обнаруживает в ней другую игрушку. Две матрешки «ходят» перед ребенком, «поют песенку», «разговаривают» (эти действия выполняет мама). Затем прячутся одна в другую. И вновь раздается стук внутри большой матрешки и его имитация: «Тук-тук».

Варианты

Аналогичное занятие можно провести с коробочками, в которых находятся какие?либо предметы меньшего размера. Вариант: в одну коробочку незаметно для ребенка вкладываются поочередно другие, более мелкие игрушки.

Примечание

Детям этого возраста не следует давать предметы (игрушки), которые в объеме меньше 4–5 см3, так как малыши могут взять их в рот и проглотить!

«Не плачь, ляля (кукла)!»

Задачи

  1. Показать ребенку игру с куклой. Воспитывать чувства ребенка. Демонстрировать в игре ситуации из жизни малыша, сопровождаемые различными эмоциями (обрадовался, опечалился, засмеялся, заплакал, испугался и др.) Обыграть физические состояния человека: проголодался, замерз, устал – заснул, обрадовался – засмеялся и т.п.
  2. Расширить понимание речи взрослого, исходя из ситуации показа. Ввести в активную речь слова: «ляля» (кукла), «топ-топ» (ходить), «бай-бай» (спать), «ля-ля-ля» (танцевать), «а-а-а!» (плакать) и т.д.

Материал

Кукла размером 25–30 см.

Содержание

Демонстрация проходит эмоционально, мама старается показать, как себя чувствует кукла. Вначале игрушку рассматривают, обращая внимание на детали: «У ляли (куклы) есть ручки, ножки, глазки. А где у Алешеньки ручки? Ножки? Глазки?»

Взрослый показывает, как куколка делает «топ-топ» – ходит. Куколка падает, плачет: «А-а-а!» «Ляле «бо-бо», ляля ножку ударила, пожалей лялю. Как мы пожалеем лялю?» Взрослый объясняет, как это сделать: прижимает куклу к себе, гладит по головке, дует на ножку, приговаривает: «Не плачь, ляля!» Просит малыша: «Пожалей лялю», побуждает погладить куколку. Далее проходит сценка выздоровления и радостного общения, куколка смеется, поет, танцует.

«Ляля устала, – говорит взрослый, – положим лялю «бай-бай». Мама заворачивает куколку в пеленку, чтобы та «не замерзла». «Ляле холодно», – поясняет взрослый, эмоционально обыгрывая этот момент. Куколку укачивают: «Баю-баюшки, баю! Баю лялечку (куколку) мою!» Мама побуждает ребенка покачать куклу, сказать: «Бай-бай!» Лялю укладывают спать. «Тихо! Ляля спит», – говорит мама.

Игра-занятие окончено.

Примерное наблюдение

Задача

Обогащать впечатления, формировать активную речевую практику, вводя звукоподражания. Расширить словарь понимаемых слов словами «птичка», «летает», «клюет зернышки».

Материал

Крупа или крошки хлеба.

Содержание

Мама подносит малыша к голубям, обращает внимание на птиц: «Гули, голуби, гули!» Наблюдают за ними 1–2 мин.

Взрослый поясняет все, что разворачивается перед глазами ребенка: «Вот какие птички – гули! Позовем их: «Гули-гули!» Скажи: «Гули!» Взрослый кормит птиц, крошит хлеб или бросает зерно, сопровождая свои действия словами: «Прилетели гули-гули, поклевали зернышки. Скажи: «Гули!» Далее проходит наблюдение полета птиц. «Kш-ш! Полетели гули!», – говорит мама, вспугнув стайку. И вновь просит повторить: «Гули-гули!»

Примерное речевое занятие «Показ картинок»

Задача

Учить узнавать изображение знакомого предмета на картинке.

Материал

Картинки.

Примечание

На первом занятии даются 1–2 картинки. В последующем – 3–4. Подобрать картинки под условные лепетные слова: «ляля» – кукла, «га-га» – уточка, «би-би» – машина, «ду-ду» – дудочка, «ав-ав» – собачка и др.

Содержание

Взрослый показывает малышу игрушку и ее изображение на картинке. Называет игрушку общепринятым словом и лепетным, например: «Это кукла (показ игрушки), это ляля (кукла) и это ляля (показ картинки). Скажи: «Ля-ля! Где ляля? Вот ляля!» (Показ игрушки и картинки). Аналогично представляется ребенку каждая последующая картинка.

Примерное занятие на развитие речи и действий с предметами

Взрослый подбирает для занятий с ребенком дидактические (обучающие) игрушки, позволяющие в процессе действий с ними развернуть игровые, «поисковые» ситуации, формирующие активную ориентировку и мышление, речь.

«Цветные колпачки (конусы)»

Задачи

Учить выполнять цепь последовательных действий раскладывания и складывания предметов-вкладышей с  помощью взрослого.

Материал

8 предметов разного цвета (высота самого большого – 10 см, самого маленького – 3 см).

Примечание

Анологичные занятия проводятсяс другими предметами-вкладышами (стаканчики, блюдечки, полые кубы, цилиндрики и др.)

Содержание

Взрослый ставит перед ребенком набор колпачков, вложенных один в другой. Малыш снимает верхний и  обнаруживает под ним 2-й, 3-й и т.д. Колпачки раскладываются, потом вновь складываются и, наконец, выстраиваются в разноцветную башенку. Мама старается активизировать малыша, кратко поясняя свои действия, называя предметы и действия с ними, всячески поддерживая речевые реакции ребенка.

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 0 до 1 года Игры развитие ребенка секреты воспитания развитие речи развитие ребенка по месяцам
Читайте также:
Учим ребенка различать цвета

Развитие

Учим ребенка различать цвета

Исследуя окружающий мир, малыш знакомится со свойствами предметов: формой, размером и, конечно, цветом. Нужно ли специально учить кроху различать цвета или это умение придет само, по мере накопления знаний и жизненного о...

Развитие ребенка от 1 до 2 лет

Развитие

Развитие ребенка от 1 до 2 лет

Первые годы жизни ребенка играют важную роль в его дальнейшей жизни. С 1 года до 2 лет закладываются основы здоровья, эмоционального развития, образовательных и поведенческих способностей. ...

Уроки речи: месяц  12

Развитие

Уроки речи: месяц 12

12 месяц знаменует завершение младенчества. Речь и ходьба, как и на 11 месяце, – основные навыки, которыми овладевает малыш....


Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый