Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Особенности развития речи ребенка в 7 месяцев
0 0

Развитие

Особенности развития речи ребенка в 7 месяцев

7 месяц открывает новый триместр жизни ребенка ребенка (7-9-й месяцы). Все, что кроха освоил за 6 предыдущих месяцев, становится основой его дальнейшего прогресса.

Уроки речи

Особенности развития в 7 месяцев

Во втором полугодии малыш семимильными шагами осваивает окружающий мир на качественно новом уровне, исходя из более высоких психофизических возможностей по всем ведущим линиям развития (сенсорное, социальное, речевое, моторное и др.).

Знаменательно, что малыш овладевает ползанием. Он начинает самостоятельно перемещаться в пространстве. Ползание - одно из базовых движений человека, наряду с ходьбой, бегом и лазанием. Это первое из всех основных движений, и именно его ребенок осваивает в 7 месяцев.

Ползание способствует укреплению вестибулярного аппарата, умению ориентироваться в пространстве, активизирует обмен веществ, рост и развитие малыша. К концу 7 месяца ребенок начинает ползать подолгу и в разных направлениях.

Овладение малыша этим навыком выводит маму и ребенка на новый уровень общения, в котором взрослый начинает выступать в роли партнера, но для этого мама должна создать определенные условия.

Во-первых, как только малыш перешел от подползания на ручках (в 6 месяцев) к ползанию, мама выбирает самое удобное место в комнате, стелет на пол ковер или большое одеяло. Здесь ребенок будет овладевать новым навыком. Хорошо, если это пространство как-то огорожено: стеной, креслами и пр. И, конечно, оно должно быть безопасным: никаких острых углов, падающих сверху предметов, открытых розеток, зазоров, щелей, в которые малыш может засунуть пальчик.

Во-вторых, имеет значение расположение взрос¬лого в этом новом пространстве. Для общения с малышом маме рекомендуется сесть на колени. Важно быть в позиции не «над», а «рядом» с ребенком, потому что стоя над малышом, взрослый так далек от него в прямом смысле слова, что кроха не может ни видеть, ни слышать, ни откликаться на слова, ни подражать взрослому мимически и вокально. В этом случае ребенок находится в так называемом «социальном вакууме». Поэтому важно, чтобы взрослый опустился на пол, а его лицо находилось на уровне лица крохи.

На 7 месяце у малыша возникает социальная потребность во взрослом, который «по-деловому» общается с ним, играет, открывая крохе все новые и новые свойства окружающих предметов и игрушек. Малыш начинает испытывать привязанность к тому, кто находится рядом с ним. Можно сказать, это ключевой момент в дальнейшем их общении, в том числе и речевом. Малыш как бы вглядывается в близкого взрослого, который становится более понятен ему в эмоциях, мимике, жестах, словах, движениях, поступках и которому ребенок начинает подражать.

Овладевая ползанием, малыш действует самостоятельно: он избирает цель передвижения, устанавливает темп перемещения и меняет направление, осуществляя свои желания: например, достать игрушку, увидеть источник звука, приблизиться к маме, посмотреть, что лежит в коробке или куда закатился мячик.

Окружающие малыша яркие предметы и игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Мама находится рядом с ребенком на ковре. Она организует игры с шариками, кольцами, кубиками, игрушками-зверятами, показывает действия с предметами - прокатывание, скатывание, проталкивание, нанизывание, выкладывание, складывание и др.

 

Ручки ребенка становятся более умелыми, он переходит от 1-2 действий к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, но взаимосвязанных движений ознакомительного характера. Предметная деятельность начинает играть стратегически важную роль в общем развитии ребенка и формировании речевых навыков.

Как разговаривать с ребенком в 7 месяцев

В процессе предметных игр со взрослым малыш слышит названия игрушек (и других предметов) и действий с ними. Он начинает понимать фразы, подкрепленные конкретным жестом, и запоминать наименования предметов: «На! Возьми!», «Ползи ко мне!», «Держи шарик!» Те-перь на вопрос: «Где?» ребенок легко находит взглядом названную взрослым игрушку.

Пребывая в хорошем настроении, малыш лепечет, прислушиваясь к издаваемым звукам. Так он закрепляет свои новообретенные речевые навыки. Вместе с тем кроха «творит», «изобретает» звуки. Теперь вы слышите в лепете сочетания двух звуков типа «эу-у», «ау-у» и трех звуков типа «ауэ», «эаы» и др. Малыш «играет» гласными фонемами и, как бы экспериментируя, исполняет свой неповторимый вокал.

Так ребенок поэтапно готовится к овладению способностью говорить.

Далее малыш начинает пробовать произносить гласные в сочетании с согласными звуками. Вначале слышатся: «а-ам», «у-у-ва», а затем «меме», «бабе», «баба», «няня» и т.д. Так возникает который становится «звездным» достижением 7 месяца жизни. Следует заметить, что смыслового содержания в детском лепете нет, но он становится интонационно более выразительным. На 7 месяце появляется интонация просьбы, которую на 8 месяце малыш уже умеет достаточно четко выражать.

В этот период следует продолжать практику речевого общения взрослого с ребенком на основе звукосочетаний, встречающихся в лепете малыша. Наряду с вопросом «Где?» вводится речевая конструкция утверждения: «Это петушок Кука, а это - собачка Авва». Затем следует вопрос: «Где Кука, а где Авва?» Малыш уже способен выбрать названный предмет из двух.

Ставя задачу развития понимания речи, взрос-лый расширяет познания ребенка об окружающем мире, организуя наблюдения на прогулке. В условиях города мама обращает внимание малыша на стайку воробушков, купающихся в весенней луже, или кошку, греющуюся в лучах яркого солнца. Летом, на даче, если есть возможность, ребенку следует показать петушка, курочку, цыплят, козочку, овечку. Знакомство обязательно сопровождается подражанием звукам, издаваемым животными («Хрю-хрю», «Му-у-у»). Летний период жизни ребенка на даче обогащает его впечатлениями, которые затем войдут в сюрпризные показы и игровые фольклорные сюжеты.

На 7 месяце наступает время пальчиковых игр. Вначале мама показывает малышу игру с ладошками в таких играх как «Ладушки», «Здравствуй - До свидания», «Сорока-сорока» и др. При этом широко используется звуковая и интонационная выразительность поэтического фольклора.

 

Уроки речи

7 месяц ставит новые задачи, осуществление которых нужно для общего развития малыша, и оно во многом определяет формирование речевых навыков. Необходимо:

  • обеспечить ребенку достаточное игровое пространство для овладения ползанием;
  • практиковать простейшие совместные игры с ребенком. Например, взрослый нанизывает колечки, а малыш ихснимаетили мама собирает шарики в мисочку - кроха их рассыпает и т.д.;
  • обогащать ребенка эмоционально в процессе «делового» общения, поощряя его активность и инициативу;
  • способствовать появлению у малыша подражательных жестов и звуков; совершенствовать восприятие предметов. С этой целью показывать ребенку крупные игрушки разного цвета и величины (25-35 см) с расстояния 1-2 м и более. Развивать цветовое зрение, подбирая игрушки соответственно цветам радуги - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Для развития возможностей малыша в понимании взрослой речи и активизации собственной рекомендуется:

  • расширять знакомство с окружающим миром;
  • общаясь с ребенком в различных ситуациях, интенсивно использовать речь как средство коммуникации и познания;
  • продолжать развивать речевой аппарат, побуждая малыша к ярким вокализациям - произнесению четких гласных, протяжных звуков (гуление) и лепету (простейшие слоги типа «ва-ва-ва» или «бу-у-у» и т.д.);
  • стимулировать развитие фонематического слуха - умения вслушиваться в речь.

Ребенку по-прежнему, наряду с «разговорами», необходим «режим тишины», когда кроха «творит» звуки, вслушиваясь в то, что сам произносит. В общение следует чаще вводить вопрос «где?», ответом на него может служить указательный жест.

На этом этапе развития речи с малышом проводят два вида занятий: чисто речевое, когда отрабатывается артикуляция и игровое, где разучиваются какие-либо действия с игрушками, сопровождаемые речью взрослого.

Во время занятий по-прежнему рекомендуется вступать с малышом в перекличку на основе имеющихся у крохи речевых реакций. Взрослый помогает ребенку понять поощрительные, отрицательные или нейтральные интонации обращенной к нему речи.

Малыш откликается на свое имя, но теперь он усваивает и производные от него в ласкательно-уменьшительном значении. Этому способствуют песенки, поговорки, пестушки, в которых имя ребенка произносится в разных речевых вариациях (например, Слава, Славик, Славочка, Славулька, Славчик, Славуля, Славенька и др.).

Родители сами могут сочинить песенку, выражающую любовь и ласку, в которой будет звучать имя малыша.

Примеры игр-занятий в 7 месяцев

Данилка

Данечка - Данилка,
Ты моя малинка,
Данечка -Даничек,
Дам тебе пряничек!
Даня-Даня-Даниил,
Даню заинька просил:
«Скажи «А-лю-лю!»
«А-лю-лю-лю!»
С тобой морковку
Поделю-у-у-у!
Я Данечку люблю-у-у!»
(Л. Павлова)
Валечка
Валечка-Валюша,
Не будь крикушей!
Валечка - Валюша,
Скажи: «А-гу-гу-гу!»
Гусь пасется на лугу-у-у,
Услыхал: «А-гу-гу-гу!»
И сказал: «Не убегу-гу-у-у!» (Л. Павлова)
Светочка
Света-Светочка,
Зеленая веточка,
Легкая пушинка,
Белая снежинка!
Светочка-Света,
Девочка света!
(Л. Павлова)

Называя ребенка по имени, взрослый смотрит ему в глаза, улыбается, ласково прикасается к ручкам, гладит по головке.

Проводя игры-занятия с малышом, который еще не сидит, взрослый учитывает эту особенность. Чисто речевые занятия, где мама вступает с малышом в перекличку, побуждает к повторению знакомого слога («ма», «му», «ли», «гу» и др.), показывает артикуляцию звуков, следует проводить, расположив малюткулежа на спинке, лицом к взрослому. Ребенок должен хорошо видеть лицо говорящего. Малыша можно устроить на пеленальном столе, на ковре или на маминых коленях полусидя, с опорой на руку взрослого.

После речевых упражнений мама показывает ребенку игрушки, играет его ручками и ножками (пестует), поет песенку или читает потешку, небыличку.

 

Уроки речи

Примерное речевое занятие «Мак для Маши»

Задача

Активизировать лепет и ввести в речевую практику малыша звукосочетание «ма».

Материал

Кукла среднего размера (25-30 см).

Содержание

Мама располагает ребенка на пеленальном столе. Ласково называет по имени.

Затем приглашает малыша на перекличку, показывая артикуляцию звукосочетания «ма», делает паузу на 10-15 с и повторяет: «Ма-ма-ма!». Если малыш откликнулся, взрослый продолжает «диалог», позволяя малышу продемонстрировать свои вокальные возможности в полной мере. Как только кроха замолкает, взрослый вновь побуждает его к речевому вза-имодействию, повторяя слог «ма-ма-ма».

Потом мама показывает малышу куклу, называет ее по имени: «Ма-а-ша», «Ма-а-ша, маленькая!» Затем спрашивает: «Где Ма-а-ша?» И отвечает: «Вот Ма-а-ша!»

Читает стишок (потешку), где нужный слог неоднократно по-вторяется и находится под ударением:

Для Ма-шеньки,
Для ма-ленькой
Расцвел ма-а-к
Ярко-аленький.

Мама поворачивает ребенка на животик и располагает на ковре, ставя перед ним куклу, тем самым побуждая малыша к ползанию. В процессе игры с ребенком она повторяет стишок про Машеньку, может пропеть его или произнести речитативом. Затем можно показать сценку с куклой: например, как она ходит или танцует.

Примерная ситуация речевого общения «Прятки-перепрятки»

Задачи

Расширять социальное общение ребенка. Воспитывать любовь к близким. Развивать понимание речи взрослого, в частности, слов «мама», «папа», «бабушка» и других в сочетании с вопросом «где?». Закрепить и расширить понимание этого вопроса.

Материал

Две знакомые малышу игрушки, например, Зайка и петушок Кука.

Содержание

Взрослый прячет игрушку, которую ребенок привык отыски-вать взглядом на постоянном месте, например, петушка Куку.

В другое место точно так же он прячет Зайку. Затем обращает-ся к малышу с вопросом: «Где петушок Кука?» Не найдя игрушку на привычном месте, ребенок удивлен. «Кука спрятался! Пойдем искать. Кука, ты где?» - спрашивает мама. Она берет малыша на руки, и они начинают поиски игрушки. Взрослый сопровождает свои действия повтором вопроса: «Где Кука?» Наконец петушок найден. Разыгрывается эмоциональная сценка встречи с петушком Кукой. Игрушку ставят на место. Аналогичная игра происходит и с Зайкой.

Затем мама расширяет смысл вопроса «где?», предлагая малышу посмотреть, где бабушка. Она берет ребенка на руки, начинаются поиски бабушки: «Баба, где ты?» (Бабушка спряталась за дверь, занавеску, кресло и т.п.).

Мама эмоционально обыгрывает поиск и момент обнаружения бабушки. Эта сценка сопровождается смехом и радостным общением. Бабушка ласкает малыша, напевает какую-нибудь веселую потешку:

Ай, качи-качи-кочи!
Напечем калачи,
Калачи горячи!
Вылезайте из печи!
(Русская потешка)

В этот момент мама незаметно прячется. Сю-жет повторяется с участием второго взрослого члена семьи: «Где мама? Мама, ты где?» Поиск сопровождается яркими игровыми моментами и позитивными эмоциями:

Ай, ладушки-ладушки!
Ладушки - ладошки!
В ладушки играем,
Детку (имя ребенка,) потешаем! (Русская потешка)

Если малыш не устал, бабушка прячется снова. Опять звучит вопрос: «Баба, ты где? Где бабушка?» Игра повторяется. Особенность ее в «сюрпризности», неожиданности, когда вопрос «где?» сочетается с понятным ребенку результатом-ответом: «Вот где! Нашел!»

 

Примерная пальчиковая игра на развитие понимания речи «Наши ручки»

Задача

Разучить с ребенком движения ручками, вы¬полняемые под песенку (или речь) взрослого.

Содержание

Мама играет ручками ребенка: легкими дви¬жениями разворачивая и помахивая то одной, то другой ладошкой. Напевает:

Наши ручки - птички,
Воробьи, синички! (г раза)
Ручки ребенка поднимаются, прикоснуться к его головке.
К-ши... Полетели!
На головку сели!
Вот так, вот так,
На головку сели!
(Песенка исполняется на мотив «Баю-баюшки» задорно, в быстром темпе).

Примерное занятие на понимание названий предметов «Что это?»

Задачи

Создать ситуации, способные заинтересовать ребенка и побудить его к лепету и вокализациям. Помочь запомнить названия знакомых игрушек (петушок, зайчик, колокольчик, барабанчик). Развивать ползание.

Материал

Игрушки (2-3 шт.) Салфетки.

Содержание

Мама раскладывает на ковре игрушки на некотором отдалении от малыша и закрывает их салфетками.

Затем побуждает ребенка подползти к игрушке, спрашивая: «Что там?» Малыш сдергивает салфетку и обнаруживает предмет. Мама называет игрушку, например: «Это петушок Кука» или «Это кукла Маша». Так малыш последовательно открывает все игрушки. Он неоднократно слышит вопросительные речевые конструкции: «Что там?», «Что это?» - и ответ: «Это Кука», «Это Маша». Далее обнаруженные малышом игрушки используются в игре.

Чисто речевое занятие с ребенком может длиться 2-3 мин. Занятие с использованием игрушек, показов и с двигательной активностью - 6 мин.

Достижения ребенка в 7 месяцев

Если ребенку уделялось достаточное внимание, учитывались возрастные особенности предречевого развития, то к концу 7 месяца он порадует вас своими успехами:

  • Малыш подолгу лепечет. Он способен повторно произносить 2-3 одинаковых слога.
  • Вступает в перекличку со взрослым, если его побуждают к ней.
  • Понимает интонации речи взрослого, по-разному реагирует на радостные и грустные нотки его голоса.
  • Эмоционально отзывается на речь.
  • На вопрос «где?» показывает пальчиком на знакомые игрушки, находящиеся в одном и том же месте.

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 0 до 1 года Игры развитие ребенка секреты воспитания развитие речи развитие ребенка по месяцам

Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Сейчас читают

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый