Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Математика для детей: развивающие игры и занятия
1 4.4

Развитие

Математика для детей: развивающие игры и занятия
Развитие ребенка

Немногие знают, что математика имеет дело не только с цифрами. Как увлечь малыша этой замечательной наукой и превратить математические занятия в веселую игру?

Математика отнюдь не сводится к умению складывать, вычитать, умножать. Это всего лишь маленькая ее составляющая – арифметика. Математика же гораздо шире. Она включает в себя и способность ориентироваться в пространстве, и представление о геометрических фигурах, и умение сравнивать, анализировать, и еще множество других элементов, которые необходимо освоить ребенку в самом раннем возрасте. И все это совершенно не скучно для малыша, если подойти к процессу творчески. Разве не интересно сосчитать точки на спинке божьей коровки во время прогулки с мамой? Или узнать, глубокая эта лужа или мелкая, измерив ее палкой?

Прежде чем мы приступим к решению задачек (а произойдет это позже – после 3 лет), очень важно познакомить ребенка с самыми первыми математическими понятиями-эталонами: без них маленький математик не сможет полноценно осваивать окружающий мир.

И большой, и маленький

Что же это за эталоны? Например, малыш должен уметь различать, где большой мишка, а где маленький. И понимать, что ручеек – узкий, а речка – широкая. Высокий – низкий, толстый – тонкий, длинный – короткий, внутри – снаружи – наша задача помочь малышу разобраться со всеми этими непонятными терминами. Умение сравнивать предметы не только будет развивать мышление ребенка, но и поможет в дальнейшем без труда освоить более сложные математические величины.

Разбираться со всем этим мы будем между делом, в процессе обычных повседневных дел и игр. Играем с малышом посудкой? Отлично! Рассадим вокруг стола большие игрушки и маленькие. И не забываем четко проговаривать, пояснять свои действия: этот мишка большой, поставим ему большую тарелку. А эта куколка маленькая, ей поставим маленькую тарелочку. Нанизываем колечки на пирамидку? Тоже неплохо! Возьмем большое колечко, приложим к нему маленькое и покажем крохе: вот как они различаются. Рассматриваем картинки в книжке? Замечательно! Попросите ребенка найти, что на картинке большое, а что маленькое. Зашли в супермаркет? Да здесь просто раздолье для сравнения: вот яблоки большие, а вот – маленькие, арбуз большой, а дыня – маленькая, эта упаковка сока большая, а эта – совсем маленькая.

Знакомиться с понятиями «толстый – тонкий» удобно и интересно на прогулке. Предложите малышу сравнить толщину деревьев во дворе: если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий, а если обхватить его не получается – значит, дерево толстое. Измерять толщину деревьев можно вместе со стишком.

Разобраться с толщиной
Кажется не просто…
У березки тонкий ствол,
А у дуба – толстый.

Толстый, тонкий… Как понять? –
Тонкий ствол легко обнять!

Если ж ствол обнять руками
Ты не смог со всех сторон,
Объясни причину маме:
Это значит – толстый он!

Везде, где это возможно, сравнивайте высоту деревьев, кустов, травы, домов, ширину проезжей части и тротуара, широкого моста и узенького мостика через речушку, длину скамеек и т.п.

Вот ручей. Его смогу
Перепрыгнуть на бегу.
– Узкий ты, ручей, – кричу, –
Даже ног не промочу.

А прозрачная река
Глубока и широка.
Речку, если и захочешь,
Просто так не перескочишь!

Малыш нашел две палки? Не забудьте определить, какая из них длиннее. Для этого положите их рядом так, чтобы два конца совпадали. Какая палка выступает дальше – та и длиннее. А потом сдвиньте короткую палку так, чтобы теперь ее конец выступал над длинной. Пусть малыш подумает, стала ли теперь короткая палка длинной… Постепенно, через игру, кроха усвоит все эти понятия.

А еще ребенок должен четко разобраться, что такое «одинаковые» и «разные». Без этого не выйдет никакой математики. Стройте башенки из одинаковых кубиков, подбирайте пары носочков после стирки, сортируйте обувь в прихожей, ищите одинаковые предметы в «умных» книжках, играйте в «парочки», подбирая пары одинаковых карточек, и, конечно, в детское домино с картинками. Обращайте внимание малыша, что на его кофточке все пуговицы одинаковые, а бусины в мамином ожерелье разные. Просите кроху выбрать одинаковые детальки мозаики и сложить из них дорожку. В повседневной жизни можно придумать множество ситуаций, которые станут прекрасной тренировкой для маленького математика. И вы непременно с этим справитесь!

 

Веселая геометрия

Обычно малыши довольно быстро запоминают основные геометрические фигуры. Особенно если мама постоянно их называет в процессе игры. Рассматриваем какую-нибудь обучающую книжку с фигурами и проговариваем каждый раз: вот это – круг, это – квадрат, это – овал… А потом возьмем пальчик ребенка в свои пальцы и обведем фигурки по контуру.

Очень полезны всевозможные рамки-вкладыши с геометрическими фигурами. Играя с ними, малыш не только учится сопоставлять формы. Ощупывая каждую фигурку пальчиками, кроха лучше разберется с ее свойствами: круг гладкий, без углов, а вот у треугольника есть остренькие уголки… Но просто знать фигуры и правильно их называть – не главное. Для ребенка гораздо важнее разобраться с некоторыми их свойствами, научиться выделять похожие предметы в окружающем мире. Здесь нам придут на помощь простые, но увлекательные игры.

На что похоже? В эту игру можно иг-рать где угодно. Ваша задача – показать малышу, что окружающие нас предметы имеют свою форму, которая часто похожа на известные ребенку фигуры. Искать «спрятавшиеся» фигуры можно в квартире, на картинках в книжке, в супермаркете, на прогулке… Дали малышу круглое печенье или печете блинчики? Вот вам и повод поинтересоваться, на какую фигуру похожи эти вкусности. Квадратная картина на стене, часы, подушка, квадратная книжка, дорожный знак – хороший повод вспомнить о квадрате. Не ограничивайтесь только плоскими фигурами. Воздушные шарики, мыльные пузыри, мячик, арбуз – конечно, это шары. Если гуляете во дворе, предложите крохе искать вокруг себя разные формы. Называйте их по очереди – так веселее. Если малыш понял смысл игры и у него хорошо получается, можно каждый день на прогулке искать новую фигурку: сегодня ищем все, что треугольной формы, завтра – предметы, похожие на цилиндр.

Стихи о фигурках. Подходящие детские стихи – замечательные помощники в обучении малыша. С ними тоже можно поиграть. Например, рассказываем крохе вот такое стихотворение и рисуем сначала круг-луну, а потом и квадрат-окно. Если ребенок захочет, пусть тоже нарисует свою картинку. А в полнолуние не забудьте поглядеть в окошко на настоящую луну. И, конечно, вспомнить, что она похожа на круг в ночном небе.

Давай мы нарисуем круг
И точки-звездочки вокруг.
У нас получится луна,
Что ночью видим из окна.

А вот окно. Оно – квадрат.
И сквозь него глаза глядят
В ночную высь и глубину
На звезды и на круг-луну.

Не забывайте обращать внимание малыша на свойства фигур. Например, возьмите мячик и кубик и предложите ребенку скатить их по наклонной дощечке или даже просто покатить по полу. Как покатится мячик? Как – кубик? Почему так по-разному это происходит? Не спешите подсказывать. Пусть кроха попробует разобраться сам!

Вот играет мама с Катей,
Мама Кате мячик катит.
Катя ловит аккуратно,
Маме отдает обратно.

Катя кубик ухватила
И как мячик покатила.
Но катиться он не стал –
Раз подпрыгнул и упал.

Геометрические истории. А можно придумывать целые геометрические сказки. Ну, например, такую. Решили зайка, лягушонок и цыпленок покататься на велосипедах по лесным тропинкам. Собрались они вместе и свои велосипеды привезли. У зайкиного велосипеда колеса овальные, у лягушонка – квадратные, а у цыпленка – круглые. Как ты думаешь, у всех ли получится кататься?

Нарисуйте на бумаге три этих велосипеда с разными колесами, и пусть малыш попробует разобраться, что к чему. Конечно, герои у этой истории могут быть совсем другие: пусть это будут любимые игрушки маленького математика, которые тоже поучаствуют в размышлениях.

Трафареты. Чтобы лучше запомнить фигуры, вам пригодятся крупные трафареты. Обведите на лист бумаги разные фигурки, вспомните вместе с малышом, как они называются. Пусть ребенок, если захочет, раскрасит их, дорисует глазки-ножки-ручки. Или подумайте вместе, на что они похожи, и превратите фигурки в какие-нибудь узнаваемые предметы.

 

Раз – два – три – четыре – пять…

А теперь поговорим о том, как же малыш учится считать. Для обучения счету сов-сем не обязательно запасаться тонной умных книжек и горой обучающих пособий. Нет, если они есть – пусть будут, пригодятся. Но самое главное пособие у крохи всегда с собой – это его собственные пальчики. Всевозможные пальчиковые игры – самые настоящие считалочки. Вот и пересчитывайте пальчики вместе с малышом:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Сначала мама пересчитывает все пальчики, а потом и малыш научится. Только при пересчете обязательно дотрагивайтесь до каждого пальца.

На начальном этапе ребенок должен научиться считать конкретные предметы. И конечно, не только пальцы.

Счетным материалом может стать все, что угодно: тарелки, чашки, ложки на столе, книги и сувениры на полке, игрушки в коробке, яблоки в вазе, камешки и ракушки на пляже, шишки и желуди в лесу, машины, голуби, скамейки на прогулке во дворе… На первых порах кроха будет переставлять числа местами, пропускать некоторые из них. Все это нормально и не страшно. Повторяйте снова и снова правильный порядок, и постепенно все запомнится.
Нужно ли учить числа дальше десяти? Если малышу нравится пересчитывать все подряд, то почему нет? Поняв основной принцип счета, кроха со временем сможет перебраться и через десяток, и через сотню. Главное, чтобы счет не был механическим. Маленький математик должен не просто пересчитывать предметы, а понимать, что последнее названное число – это и есть количество! Наверное, каждая мама наблюдала, как малыш, бойко пересчитавший все восемь игрушек возле себя, на вопрос «Ну и сколько у тебя игрушек?» серьезно отвечает: «Сто!» Ничего страшного! Кроха очень скоро научится называть количество правильно. Просто нужно ему чуть-чуть помочь.

Осознанное пересчитывание

Для того чтобы счет из механического быстрее превратился в осознанный, проделайте с малышом одно простое упражнение. Возьмите, например, детское ведерко и положите в него три игрушки. Теперь достаньте одну игрушку и скажите: один. Положите рядом вторую игрушку, скажите: два. Достанем последнюю игрушку, скажем: три. Все, в ведерке игрушек больше нет. Сколько же всего игрушек там было? Три! В следующий раз точно так же станем пересчитывать принесенные из магазина яблоки, вытаскивая их из пакета. Или будем убирать со стола тарелки после ужина. Овладение счетом – процесс не быстрый, и торопиться вам с малышом некуда. Но многократное повторение простых алгоритмов в конце концов приведет к желаемому результату.

Было бы неплохо обзавестись счетами. Это очень полезная игрушка, которая сослужит крохе хорошую службу. На первых порах маленький математик будет использовать счеты как погремушку – трясти, крутить, перебирать костяшки пальчиками. Все это полезно для развития мелкой моторики. А чуть позже он начнет использовать счеты по назначению. Сначала будем передвигать по одной костяшке и считать: один, два, три… Чуть позже научимся считать двойками: сразу две костяшки – два, еще две – четыре… А потом перекидываем костяшки и считаем в обратном порядке: десять, девять, восемь… Или вот так поиграем: мама показывает малышу две игрушки (пять конфет, шесть ракушек, десять зубочисток) и просит отложить столько же костяшек на счетах. Научить ребенка соотносить количества можно не только со счетами. Например, просите кроху отобрать столько картонных печений, чтобы досталось всем куклам. Или взять в магазине столько упаковок мороженого, чтобы хватило угостить всех членов семьи.

 

Математика на прогулке

Всевозможные игры во время прогулки – это неиссякаемый источник развития для малыша. А развить детское внимание, мышление, логику, закрепить навыки счета вам помогут очень простые игры, в которые можно играть где угодно. Главное, чтобы они доставляли удовольствие и вам, и малышу.

Самое простое, что можно придумать на прогулке, – это считать определенные встречные предметы. Например, проезжающие машины, или только белые машины, или грузовики, автобусы, мотоциклы… А можно считать насекомых, или птичек, или узнать, сколько кошек вам встретится за прогулку. Можно пересчитать этажи домов, а заодно и определить, что выше – девятиэтажка или дом в 16 этажей? Пересчитывайте лапки у собачек и жучков, точечки на спинке божьей коровки и лепестки у цветов, листья на ветке и годовые кольца на спиле дерева, березы и тополя возле дома, ступеньки на лестнице… Одним словом – все, что можно.

Почаще проговаривайте, например, такие фразы: «Посмотри, одна божья коровка на стволе дерева и одна на ветке – всего две. Здесь стоит одна белая машина и две красные. Всего – три.

У тебя три формочки для песка, а у Маши – две. А вместе – пять». Благодаря таким простым примерам малыш в будущем без труда освоит состав числа.

А без знания состава числа невозможно решать арифметические примеры быстро и грамотно.

Если ребенок уже знает цифры и их порядок, вам подойдет игра с номерными знаками автомобилей. Внимательно разглядываем номера встреченных по пути машин: нужно отыскать сначала цифру 1, потом 2, 3 и т.д. А затем поищем нужные цифры в обратном порядке: 9, 8, 7… Задержитесь на минутку у припаркованной машины и попросите малыша назвать все цифры на ее номере.

Захватив с собой во двор асфальтные мелки, можно придумать с ними множество математических игр. Например, нарисовать на асфальте разные геометрические фигурки и давать крохе задания: «Ну-ка, где у нас круг? Побежали-побежали! А теперь бежим к ромбику…» Так и фигуры повторим, и подвигаемся немножко. А если вы уже учите цифры, их тоже можно написать на асфальте и бегать от цифры к цифре.

 

Умные игры

Пожалуй, одна из лучших первых математических игр для малыша – это «Точечки» Никитина1. Она представляет собой 44 картонных квадратика четырех цветов. На 11 белых квадратах крупно написаны цифры от 0 до 10, на красных, зеленых и желтых – соответствующее количество точек, по-разному расположенных. Игру легко сделать из цветного картона, нарисовав точки маркером и обклеив его для надежности скотчем. Для самых юных математиков задача проста: нужно выложить карточки в порядке возрастания или убывания. Игра эта многогранна. Здесь одновременно нужно и различать цвета, и считать, и понимать, что «порядок» означает увеличение числа точек на одну в каждом следующем квадрате. Вот сколько важных знаний!

Начинать играть в «Точечки» можно с ребенком от 1,5 лет. В этой игре заключена замечательная идея. Ведь цифры для малыша – сплошная, ничего не значащая абстракция. И запомнить цифры – графическое изображение чисел – это еще не значит уметь считать. А «Точечки» постепенно, ненавязчиво, в игре дают крохе возможность понять количество, ощутить реальное значение абстрактных цифр, учат решать простые примеры и задачи.

Сначала просто выкладывайте перед ребенком ряды карточек, озвучивая количество нарисованных на них точек. Это действие можно как-нибудь назвать, чтобы занятие обрело для крохи какой-то смысл. Малыши – такие невероятные существа, которые ни за что не станут заниматься неинтересными вещами. Просто выкладывать непонятные карточки – это скучно. А вот строить паровозик – совсем другое дело! Постепенно кроха начнет «цеплять» первые вагончики сам, а к 3 годам легко сможет выстраивать весь «паровозик» без посторонней помощи. И будет делать это осознанно, вдумчиво, легко показывая, где точек больше, а где меньше и на сколько.
Можно не только «паровозики» строить, но еще и рассаживать возле карточек соответствующее количество игрушек. Ну, скажем, пришли игрушки на праздник, садятся за праздничные столы, а сесть-то нужно правильно: сколько точек на карточке, столько и гостей за столиком. Благодаря несложной игре малыш начнет «чувствовать» количество, а это самая первая ступенька к успешным занятиям матема-тикой в дальнейшем.

Еще одна полезная игра называется «Обезьянка». Она вообще не требует никаких специальных приспособлений. Игра развивает внимание ребенка, учит его точно копировать действия ведущего. И конечно, она очень даже математическая, потому что в ней задействовано и умение строить что-то по образцу, и счет, и еще множество других полезных навыков. Можно играть вдвоем с малышом, но если детишек больше, игра становится интереснее и веселее. Все играющие садятся вокруг стола. Сначала крохе рассказывают сказку о маленькой обезьянке, которая любила все за всеми повторять. Потом ведущий берет в руки два «кирпичика» от строительного набора, поднимает руки вверх, а затем прячет их под стол. Малыш должен повторить все действия. Ведущий достает руки с «кирпичиками» из-под стола и строит какую-нибудь фигурку. «Обезьянка» опять должна точно все скопировать. Параллельно ребенок будет осваивать и счет, если говорить примерно следующее: «Вот один кубик. Ставим его на стол. Берем еще один кубик, ставим его сверху. Теперь у нас два кубика…» Игру можно разнообразить постройками из других фигурок, различными жестами и гримасами. Она подойдет для детей от 2 лет.

Играть с малышом в такие игры – истинное удовольствие. Вы не перестанете удивляться, замечая, как легко справляется кроха с непростыми задачами. И искренне радоваться, понимая, что ребенку нравится думать, докапываться до сути, открывать свои законы. Конечно, наша сегодняшняя математика – это только малая часть процесса познания окружающего мира. Но если вместе с малышом играют близкие люди, если они искренни и изобретательны, маленький человечек с детства усвоит, что учиться, думать, решать – это весело и интересно. И что математика – увлекательнейшая из наук. А именно этого убеждения так не хватает порой нашим детям.

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 1 до 3 лет дети от 3 до 7 лет Игры развитие ребенка образование секреты воспитания

Рассказать друзьям

Оцените статью:

1 комментариев

Подписаться на отзывы RSS
Версия для печати

Комментарии

1—1 из 1

Замечательная статья!! Спасибо большое!! Столько простых и важных игр с ребёнком!!

30 ноября 2017 20:27

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Сейчас читают

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый