Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Математика для детей: развивающие игры и занятия
1 4.4

Развитие

Математика для детей: развивающие игры и занятия
Развитие ребенка

Немногие знают, что математика имеет дело не только с цифрами. Как увлечь малыша этой замечательной наукой и превратить математические занятия в веселую игру?

Математика отнюдь не сводится к умению складывать, вычитать, умножать. Это всего лишь маленькая ее составляющая – арифметика. Математика же гораздо шире. Она включает в себя и способность ориентироваться в пространстве, и представление о геометрических фигурах, и умение сравнивать, анализировать, и еще множество других элементов, которые необходимо освоить ребенку в самом раннем возрасте. И все это совершенно не скучно для малыша, если подойти к процессу творчески. Разве не интересно сосчитать точки на спинке божьей коровки во время прогулки с мамой? Или узнать, глубокая эта лужа или мелкая, измерив ее палкой?

Прежде чем мы приступим к решению задачек (а произойдет это позже – после 3 лет), очень важно познакомить ребенка с самыми первыми математическими понятиями-эталонами: без них маленький математик не сможет полноценно осваивать окружающий мир.

И большой, и маленький

Что же это за эталоны? Например, малыш должен уметь различать, где большой мишка, а где маленький. И понимать, что ручеек – узкий, а речка – широкая. Высокий – низкий, толстый – тонкий, длинный – короткий, внутри – снаружи – наша задача помочь малышу разобраться со всеми этими непонятными терминами. Умение сравнивать предметы не только будет развивать мышление ребенка, но и поможет в дальнейшем без труда освоить более сложные математические величины.

Разбираться со всем этим мы будем между делом, в процессе обычных повседневных дел и игр. Играем с малышом посудкой? Отлично! Рассадим вокруг стола большие игрушки и маленькие. И не забываем четко проговаривать, пояснять свои действия: этот мишка большой, поставим ему большую тарелку. А эта куколка маленькая, ей поставим маленькую тарелочку. Нанизываем колечки на пирамидку? Тоже неплохо! Возьмем большое колечко, приложим к нему маленькое и покажем крохе: вот как они различаются. Рассматриваем картинки в книжке? Замечательно! Попросите ребенка найти, что на картинке большое, а что маленькое. Зашли в супермаркет? Да здесь просто раздолье для сравнения: вот яблоки большие, а вот – маленькие, арбуз большой, а дыня – маленькая, эта упаковка сока большая, а эта – совсем маленькая.

Знакомиться с понятиями «толстый – тонкий» удобно и интересно на прогулке. Предложите малышу сравнить толщину деревьев во дворе: если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий, а если обхватить его не получается – значит, дерево толстое. Измерять толщину деревьев можно вместе со стишком.

Разобраться с толщиной
Кажется не просто…
У березки тонкий ствол,
А у дуба – толстый.

Толстый, тонкий… Как понять? –
Тонкий ствол легко обнять!

Если ж ствол обнять руками
Ты не смог со всех сторон,
Объясни причину маме:
Это значит – толстый он!

Везде, где это возможно, сравнивайте высоту деревьев, кустов, травы, домов, ширину проезжей части и тротуара, широкого моста и узенького мостика через речушку, длину скамеек и т.п.

Вот ручей. Его смогу
Перепрыгнуть на бегу.
– Узкий ты, ручей, – кричу, –
Даже ног не промочу.

А прозрачная река
Глубока и широка.
Речку, если и захочешь,
Просто так не перескочишь!

Малыш нашел две палки? Не забудьте определить, какая из них длиннее. Для этого положите их рядом так, чтобы два конца совпадали. Какая палка выступает дальше – та и длиннее. А потом сдвиньте короткую палку так, чтобы теперь ее конец выступал над длинной. Пусть малыш подумает, стала ли теперь короткая палка длинной… Постепенно, через игру, кроха усвоит все эти понятия.

А еще ребенок должен четко разобраться, что такое «одинаковые» и «разные». Без этого не выйдет никакой математики. Стройте башенки из одинаковых кубиков, подбирайте пары носочков после стирки, сортируйте обувь в прихожей, ищите одинаковые предметы в «умных» книжках, играйте в «парочки», подбирая пары одинаковых карточек, и, конечно, в детское домино с картинками. Обращайте внимание малыша, что на его кофточке все пуговицы одинаковые, а бусины в мамином ожерелье разные. Просите кроху выбрать одинаковые детальки мозаики и сложить из них дорожку. В повседневной жизни можно придумать множество ситуаций, которые станут прекрасной тренировкой для маленького математика. И вы непременно с этим справитесь!

 

Веселая геометрия

Обычно малыши довольно быстро запоминают основные геометрические фигуры. Особенно если мама постоянно их называет в процессе игры. Рассматриваем какую-нибудь обучающую книжку с фигурами и проговариваем каждый раз: вот это – круг, это – квадрат, это – овал… А потом возьмем пальчик ребенка в свои пальцы и обведем фигурки по контуру.

Очень полезны всевозможные рамки-вкладыши с геометрическими фигурами. Играя с ними, малыш не только учится сопоставлять формы. Ощупывая каждую фигурку пальчиками, кроха лучше разберется с ее свойствами: круг гладкий, без углов, а вот у треугольника есть остренькие уголки… Но просто знать фигуры и правильно их называть – не главное. Для ребенка гораздо важнее разобраться с некоторыми их свойствами, научиться выделять похожие предметы в окружающем мире. Здесь нам придут на помощь простые, но увлекательные игры.

На что похоже? В эту игру можно иг-рать где угодно. Ваша задача – показать малышу, что окружающие нас предметы имеют свою форму, которая часто похожа на известные ребенку фигуры. Искать «спрятавшиеся» фигуры можно в квартире, на картинках в книжке, в супермаркете, на прогулке… Дали малышу круглое печенье или печете блинчики? Вот вам и повод поинтересоваться, на какую фигуру похожи эти вкусности. Квадратная картина на стене, часы, подушка, квадратная книжка, дорожный знак – хороший повод вспомнить о квадрате. Не ограничивайтесь только плоскими фигурами. Воздушные шарики, мыльные пузыри, мячик, арбуз – конечно, это шары. Если гуляете во дворе, предложите крохе искать вокруг себя разные формы. Называйте их по очереди – так веселее. Если малыш понял смысл игры и у него хорошо получается, можно каждый день на прогулке искать новую фигурку: сегодня ищем все, что треугольной формы, завтра – предметы, похожие на цилиндр.

Стихи о фигурках. Подходящие детские стихи – замечательные помощники в обучении малыша. С ними тоже можно поиграть. Например, рассказываем крохе вот такое стихотворение и рисуем сначала круг-луну, а потом и квадрат-окно. Если ребенок захочет, пусть тоже нарисует свою картинку. А в полнолуние не забудьте поглядеть в окошко на настоящую луну. И, конечно, вспомнить, что она похожа на круг в ночном небе.

Давай мы нарисуем круг
И точки-звездочки вокруг.
У нас получится луна,
Что ночью видим из окна.

А вот окно. Оно – квадрат.
И сквозь него глаза глядят
В ночную высь и глубину
На звезды и на круг-луну.

Не забывайте обращать внимание малыша на свойства фигур. Например, возьмите мячик и кубик и предложите ребенку скатить их по наклонной дощечке или даже просто покатить по полу. Как покатится мячик? Как – кубик? Почему так по-разному это происходит? Не спешите подсказывать. Пусть кроха попробует разобраться сам!

Вот играет мама с Катей,
Мама Кате мячик катит.
Катя ловит аккуратно,
Маме отдает обратно.

Катя кубик ухватила
И как мячик покатила.
Но катиться он не стал –
Раз подпрыгнул и упал.

Геометрические истории. А можно придумывать целые геометрические сказки. Ну, например, такую. Решили зайка, лягушонок и цыпленок покататься на велосипедах по лесным тропинкам. Собрались они вместе и свои велосипеды привезли. У зайкиного велосипеда колеса овальные, у лягушонка – квадратные, а у цыпленка – круглые. Как ты думаешь, у всех ли получится кататься?

Нарисуйте на бумаге три этих велосипеда с разными колесами, и пусть малыш попробует разобраться, что к чему. Конечно, герои у этой истории могут быть совсем другие: пусть это будут любимые игрушки маленького математика, которые тоже поучаствуют в размышлениях.

Трафареты. Чтобы лучше запомнить фигуры, вам пригодятся крупные трафареты. Обведите на лист бумаги разные фигурки, вспомните вместе с малышом, как они называются. Пусть ребенок, если захочет, раскрасит их, дорисует глазки-ножки-ручки. Или подумайте вместе, на что они похожи, и превратите фигурки в какие-нибудь узнаваемые предметы.

 

Раз – два – три – четыре – пять…

А теперь поговорим о том, как же малыш учится считать. Для обучения счету сов-сем не обязательно запасаться тонной умных книжек и горой обучающих пособий. Нет, если они есть – пусть будут, пригодятся. Но самое главное пособие у крохи всегда с собой – это его собственные пальчики. Всевозможные пальчиковые игры – самые настоящие считалочки. Вот и пересчитывайте пальчики вместе с малышом:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Сначала мама пересчитывает все пальчики, а потом и малыш научится. Только при пересчете обязательно дотрагивайтесь до каждого пальца.

На начальном этапе ребенок должен научиться считать конкретные предметы. И конечно, не только пальцы.

Счетным материалом может стать все, что угодно: тарелки, чашки, ложки на столе, книги и сувениры на полке, игрушки в коробке, яблоки в вазе, камешки и ракушки на пляже, шишки и желуди в лесу, машины, голуби, скамейки на прогулке во дворе… На первых порах кроха будет переставлять числа местами, пропускать некоторые из них. Все это нормально и не страшно. Повторяйте снова и снова правильный порядок, и постепенно все запомнится.
Нужно ли учить числа дальше десяти? Если малышу нравится пересчитывать все подряд, то почему нет? Поняв основной принцип счета, кроха со временем сможет перебраться и через десяток, и через сотню. Главное, чтобы счет не был механическим. Маленький математик должен не просто пересчитывать предметы, а понимать, что последнее названное число – это и есть количество! Наверное, каждая мама наблюдала, как малыш, бойко пересчитавший все восемь игрушек возле себя, на вопрос «Ну и сколько у тебя игрушек?» серьезно отвечает: «Сто!» Ничего страшного! Кроха очень скоро научится называть количество правильно. Просто нужно ему чуть-чуть помочь.

Осознанное пересчитывание

Для того чтобы счет из механического быстрее превратился в осознанный, проделайте с малышом одно простое упражнение. Возьмите, например, детское ведерко и положите в него три игрушки. Теперь достаньте одну игрушку и скажите: один. Положите рядом вторую игрушку, скажите: два. Достанем последнюю игрушку, скажем: три. Все, в ведерке игрушек больше нет. Сколько же всего игрушек там было? Три! В следующий раз точно так же станем пересчитывать принесенные из магазина яблоки, вытаскивая их из пакета. Или будем убирать со стола тарелки после ужина. Овладение счетом – процесс не быстрый, и торопиться вам с малышом некуда. Но многократное повторение простых алгоритмов в конце концов приведет к желаемому результату.

Было бы неплохо обзавестись счетами. Это очень полезная игрушка, которая сослужит крохе хорошую службу. На первых порах маленький математик будет использовать счеты как погремушку – трясти, крутить, перебирать костяшки пальчиками. Все это полезно для развития мелкой моторики. А чуть позже он начнет использовать счеты по назначению. Сначала будем передвигать по одной костяшке и считать: один, два, три… Чуть позже научимся считать двойками: сразу две костяшки – два, еще две – четыре… А потом перекидываем костяшки и считаем в обратном порядке: десять, девять, восемь… Или вот так поиграем: мама показывает малышу две игрушки (пять конфет, шесть ракушек, десять зубочисток) и просит отложить столько же костяшек на счетах. Научить ребенка соотносить количества можно не только со счетами. Например, просите кроху отобрать столько картонных печений, чтобы досталось всем куклам. Или взять в магазине столько упаковок мороженого, чтобы хватило угостить всех членов семьи.

 

Математика на прогулке

Всевозможные игры во время прогулки – это неиссякаемый источник развития для малыша. А развить детское внимание, мышление, логику, закрепить навыки счета вам помогут очень простые игры, в которые можно играть где угодно. Главное, чтобы они доставляли удовольствие и вам, и малышу.

Самое простое, что можно придумать на прогулке, – это считать определенные встречные предметы. Например, проезжающие машины, или только белые машины, или грузовики, автобусы, мотоциклы… А можно считать насекомых, или птичек, или узнать, сколько кошек вам встретится за прогулку. Можно пересчитать этажи домов, а заодно и определить, что выше – девятиэтажка или дом в 16 этажей? Пересчитывайте лапки у собачек и жучков, точечки на спинке божьей коровки и лепестки у цветов, листья на ветке и годовые кольца на спиле дерева, березы и тополя возле дома, ступеньки на лестнице… Одним словом – все, что можно.

Почаще проговаривайте, например, такие фразы: «Посмотри, одна божья коровка на стволе дерева и одна на ветке – всего две. Здесь стоит одна белая машина и две красные. Всего – три.

У тебя три формочки для песка, а у Маши – две. А вместе – пять». Благодаря таким простым примерам малыш в будущем без труда освоит состав числа.

А без знания состава числа невозможно решать арифметические примеры быстро и грамотно.

Если ребенок уже знает цифры и их порядок, вам подойдет игра с номерными знаками автомобилей. Внимательно разглядываем номера встреченных по пути машин: нужно отыскать сначала цифру 1, потом 2, 3 и т.д. А затем поищем нужные цифры в обратном порядке: 9, 8, 7… Задержитесь на минутку у припаркованной машины и попросите малыша назвать все цифры на ее номере.

Захватив с собой во двор асфальтные мелки, можно придумать с ними множество математических игр. Например, нарисовать на асфальте разные геометрические фигурки и давать крохе задания: «Ну-ка, где у нас круг? Побежали-побежали! А теперь бежим к ромбику…» Так и фигуры повторим, и подвигаемся немножко. А если вы уже учите цифры, их тоже можно написать на асфальте и бегать от цифры к цифре.

 

Умные игры

Пожалуй, одна из лучших первых математических игр для малыша – это «Точечки» Никитина1. Она представляет собой 44 картонных квадратика четырех цветов. На 11 белых квадратах крупно написаны цифры от 0 до 10, на красных, зеленых и желтых – соответствующее количество точек, по-разному расположенных. Игру легко сделать из цветного картона, нарисовав точки маркером и обклеив его для надежности скотчем. Для самых юных математиков задача проста: нужно выложить карточки в порядке возрастания или убывания. Игра эта многогранна. Здесь одновременно нужно и различать цвета, и считать, и понимать, что «порядок» означает увеличение числа точек на одну в каждом следующем квадрате. Вот сколько важных знаний!

Начинать играть в «Точечки» можно с ребенком от 1,5 лет. В этой игре заключена замечательная идея. Ведь цифры для малыша – сплошная, ничего не значащая абстракция. И запомнить цифры – графическое изображение чисел – это еще не значит уметь считать. А «Точечки» постепенно, ненавязчиво, в игре дают крохе возможность понять количество, ощутить реальное значение абстрактных цифр, учат решать простые примеры и задачи.

Сначала просто выкладывайте перед ребенком ряды карточек, озвучивая количество нарисованных на них точек. Это действие можно как-нибудь назвать, чтобы занятие обрело для крохи какой-то смысл. Малыши – такие невероятные существа, которые ни за что не станут заниматься неинтересными вещами. Просто выкладывать непонятные карточки – это скучно. А вот строить паровозик – совсем другое дело! Постепенно кроха начнет «цеплять» первые вагончики сам, а к 3 годам легко сможет выстраивать весь «паровозик» без посторонней помощи. И будет делать это осознанно, вдумчиво, легко показывая, где точек больше, а где меньше и на сколько.
Можно не только «паровозики» строить, но еще и рассаживать возле карточек соответствующее количество игрушек. Ну, скажем, пришли игрушки на праздник, садятся за праздничные столы, а сесть-то нужно правильно: сколько точек на карточке, столько и гостей за столиком. Благодаря несложной игре малыш начнет «чувствовать» количество, а это самая первая ступенька к успешным занятиям матема-тикой в дальнейшем.

Еще одна полезная игра называется «Обезьянка». Она вообще не требует никаких специальных приспособлений. Игра развивает внимание ребенка, учит его точно копировать действия ведущего. И конечно, она очень даже математическая, потому что в ней задействовано и умение строить что-то по образцу, и счет, и еще множество других полезных навыков. Можно играть вдвоем с малышом, но если детишек больше, игра становится интереснее и веселее. Все играющие садятся вокруг стола. Сначала крохе рассказывают сказку о маленькой обезьянке, которая любила все за всеми повторять. Потом ведущий берет в руки два «кирпичика» от строительного набора, поднимает руки вверх, а затем прячет их под стол. Малыш должен повторить все действия. Ведущий достает руки с «кирпичиками» из-под стола и строит какую-нибудь фигурку. «Обезьянка» опять должна точно все скопировать. Параллельно ребенок будет осваивать и счет, если говорить примерно следующее: «Вот один кубик. Ставим его на стол. Берем еще один кубик, ставим его сверху. Теперь у нас два кубика…» Игру можно разнообразить постройками из других фигурок, различными жестами и гримасами. Она подойдет для детей от 2 лет.

Играть с малышом в такие игры – истинное удовольствие. Вы не перестанете удивляться, замечая, как легко справляется кроха с непростыми задачами. И искренне радоваться, понимая, что ребенку нравится думать, докапываться до сути, открывать свои законы. Конечно, наша сегодняшняя математика – это только малая часть процесса познания окружающего мира. Но если вместе с малышом играют близкие люди, если они искренни и изобретательны, маленький человечек с детства усвоит, что учиться, думать, решать – это весело и интересно. И что математика – увлекательнейшая из наук. А именно этого убеждения так не хватает порой нашим детям.

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 1 до 3 лет дети от 3 до 7 лет Игры развитие ребенка образование секреты воспитания

Рассказать друзьям

Оцените статью:

1 комментариев

Подписаться на отзывы RSS
Версия для печати

Комментарии

1—1 из 1

Замечательная статья!! Спасибо большое!! Столько простых и важных игр с ребёнком!!

30 ноября 2017 20:27

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.




Конкурсы

Фотоконкурс "Мама и малыш"
Людмила
Дочь-Кислач Машенька 10 месяцев, мать- Кислач Людмила, Нижнее Чернихово
Дочь-Кислач Машенька 10 месяцев, мать- Кислач Людмила, Нижнее Чернихово
kuznetsova_on2107
Пикник на природе, что может быть лучше!
Пикник на природе, что может быть лучше!

Мам-мам, почеши еще, не останавливайся :)
Мам-мам, почеши еще, не останавливайся :)
Валентина
Мои детки) Мирон 3,6 года и Мирослава 1 годик
Мои детки) Мирон 3,6 года и Мирослава 1 годик
Надежда
Наше счастье
Наше счастье
Patholman
Солнечное лето
Солнечное лето
Marianna06
Стесняшка
Стесняшка
Olena1978
Новый год 2017
Новый год 2017
Elena
Кирюшин первый новый год))
Кирюшин первый новый год))
Ирина
Между нами любовь
Между нами любовь
Все конкурсы

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый