Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Методика раннего развития Глена Домана
27 4.7

Развитие

Методика раннего развития Глена Домана

Мы продолжаем рассказывать о различных методиках раннего развития. В этом номере вы узнаете о методе американского ученого нейрофизиолога Глена Домана, автора таких популярных книг как «Как сделать ребенка физически совершенным», «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как обучить ребенка математике» и многих других.


История вопроса

Получив в 1940 г. научную степень по физической терапии в Пенсильванском университете, Доман посвятил себя лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении пятнадцати лет, занимаясь безнадежно больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий. В случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен (как при глубоком поражении мозга) или замедлен (как при средней тяжести поражения), его можно заставить работать. Только для этого нужно воздействовать на него через один из доступных нам каналов проникновения информации - зрение, слух, осязание. И оказалось, что, процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить! Доман предлагал стимулировать центральную нервную систему и мозг при помощи зрительного восприятия (визуально), слуха (аудиально) и путем осязания (тактильно). Детям с отсталым умственным и физическим развитием с определенной периодичностью показывали картинки, написанные на карточках слова, одновременно озвучивая их, учили ползать, висеть на брусьях, в то время как они вообще не могли двигаться. Занятия Домана позволяли частично или полностью восстановить двигательную активность маленьких пациентов, помогали детям с нарушением мыслительной способности получить образование, а иногда даже превзойти своих здоровых сверстников. В 1955 году нейрофизиолог Глен Доман вместе с группой ученых основывает Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. К началу 60-х результаты исследований этого научного центра становятся широко известны, а сам Доман называет их "мягкой революцией" в науке. Разрабатывая систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы, он пришел к выводу, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга в период его активного роста - до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать. "Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года" - считает Доман . Так возникла идея использовать опыт стимуляции умственных процессов для работы с нормальными детьми. Вот уже несколько десятилетий Глен Доман и его единомышленники обучают детей и их родителей, используя уникальную методику, направленную на стимуляцию мозговой активности. Результаты таких занятий буквально потрясают: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, ныряют и плавают. Но, пожалуй, самое удивительное в том, что автор методики предлагает овладеть ею всем родителям, которые желают дать своим детям энциклопедические знания. Знаменитый нейрофизиолог считает, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Задаче обучения родителей посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг Глена Домана.

Методика и цели обучения

В течение многих лет, работая с больными и здоровыми детьми более чем ста национальностей, Глен Доман получает в свое распоряжение уникальные данные о возможностях стимулирования мозговой активности в определенный период жизни детей от 0 до семи лет. На их основе ученый делает вывод об удивительном интеллектуальном потенциале, которым награждается любой ребенок от рождения. Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь этот потенциал реализовать. То есть "не сделать ребенка гением, а дать неограниченные возможности в жизни". Каким образом? Доман убежден, что в основе любого знания, любого умения, любой профессии лежат факты. "Они составляют базу, на которой будет построено знание. Без фактов нет знания. Есть усредненный набор фактов - есть среднее по уровню знание. Если набор фактов велик, то база знаний выше среднего". Факты - основа знаний, знания - базис интеллекта. Интересная особенность: в своих книгах он очень подробно останавливается на познавательных функциях мозга на способности запоминать факты и ничего не говорит о развитии таких необходимых любому человеку способностей, как образное и логическое мышление, воображение. Откровенно сравнивая мозг человека с компьютером, нейрофизиолог тем не менее, признает превосходство человека. Он считает, что усвоение ребенком полезных фактов, которые в его системе координат называются битами информации, - это прямой путь к развитию интеллекта. Досаду Домана вызывает тот факт, что "компьютер мы аккуратно и точно начиняем данными, а мозг ребенка засоряем неточной, путанной информацией!" Конечно, можно сколько угодно спорить о том, что считать полезной информацией, а что - нет. У каждого родителя по этому вопросу будет свое, особое мнение. Бесспорно только то, что дети впитывают все новое легко и с огромной скоростью. Собственно на этом и построены занятия по методике Домана. Итак, цель занятий - познакомить детей с тысячами ясных, точных, интересных фактов. И факты эти, подобно компьютерной программе, должны быть систематизированы по разделам знаний, категориям и битам. Например, раздел "Биология", категория "насекомые", биты "фотографии насекомых", или - раздел "Литература", категория "Детские писатели", биты "портреты писателей". Изображения любых битов информации должны быть наклеены на картонные карточки определенного размера. (28 на 28 см.) На оборотной стороне надписывается наименование бита, например, "это насекомое - божья коровка". Доман подчеркивает, что ребенку должен сообщаться четкий, точный факт, а не мнение. То есть, утверждение "какое красивое насекомое - божья коровка" уже не будет правильным названием бита информации.

Как проходят занятия?

Несколько раз в день в спокойной обстановке ребенку показывают (не дают в руки, а именно показывают на расстоянии не менее 45 см. от лица) и называют карточки, представляющие биты знаний разных категорий. Показывают очень быстро, 1 секунда на показ и 5 на то, чтобы проговорить название. Доман рекомендует начать с представления 5 различных категорий знаний, каждая из которых содержит по 5 битов (всего 25 карточек) и показывать их не менее трех раз в день, постепенно увеличивая количество предлагаемых категорий и темп показа. Уже усвоенную детьми информацию можно и нужно заменять новыми битами (по одной карточке ежедневно), использованные карточки нужно убирать в картотеку и возвращаться к ним по мере необходимости. Как правило, ребенок усваивает один бит информации (т.е. один факт-карточку) за тридцать показов. За родителями признается бесспорное право разработать собственную, отличную от домановской, классификацию фактов по разделам и категориям. Сам автор методики среди различных областей знаний считает приоритетными чтение и математику. по его мнению, именно они больше всего влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Чтение

При подаче общих энциклопедических знаний ребенку демонстрируют карточки с фотографиями, рисунками предметов, людей, животных и пр., а обучение чтению по Доману заключается в показе карточек со словами, написанными большими красными буквами. В итоге малыш "перескакивает" через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу целые слова.

Математика

На занятиях математикой Доман предлагает уйти от абстрактных чисел, заменив их предъявлением ребенку на тех же карточках определенного количества точек (от одной до бесконечности), называя, сколько именно точек изображено. Строго говоря, их нужно называть кружками. Карточки показываются поочередно, регулярно и быстро. Постепенно это развивает у ребенка способность "на глаз" определять количество увиденных точек без их подсчета, что в свою очередь позволяет оперировать устно многозначными цифрами.

Физическое развитие

Доман разработал целую систему физического развития детей. В первую очередь, считает ученый, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц кроха будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей малыша. Конечно, надо обучать его так, чтобы это было психологически комфортно, стараться исподволь развить врожденные рефлексы. Доман рекомендует учить малыша делать все, что только возможно - вертеть и крутить его различными способами (так называемая динамическая гимнастика). Развивая его таким образом, еще во время первого года жизни можно создать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Он утверждает, что дети, с которыми занимались динамической гимнастикой и не делали больше ничего, уже были развиты значительно лучше своих сверстников.

Общение или обучение?

Изготовление карточек - довольно болезненный вопрос. Простая арифметика показывает, что для изготовления битов только по одному из предлагаемых десяти разделов знаний (10 категорий по 10-15 битов, итого 100-150 карточек) в домашних условиях вам потребуется уйма времени. Останутся ли у родителей силы для занятий с ребенком после подготовки гигантского количества демонстрационного материала, не известно. И хватит ли у них времени для обычного общения с малышом? У Домана проблема общения с ребенком, эмоционального контакта, остается как бы "за кадром".. Да, он призывает восхищаться успехами детей, верить в их безграничные возможности. Но в занятии Домана нет места эмоциям. Ребенок сидит и усваивает информацию, как компьютер, а мать, в руках которой мелькают картинки, энергичным голосом зачитывает бесстрастные факты. Причину такой любви Домана к компьютеру и его стремление устроить мозг ребенка по подобию компьютерной программы можно понять. Взгляды ученого сформировались в годы появления и бурного наступления вычислительных машин. Но поскольку современные люди уже успели почувствовать на себе не только преимущества, но и недостатки этого процесса, отношение к аналогиям "человек - компьютер" в наше время более критическое. Глен Доман призывает родителей уважать ребенка, заниматься его развитием и обучением, дать возможность достичь лучшего из того, чего можно достичь. Подобные взгляды заслуживают всеобщего уважения. Настораживает только замечание Домана, что родители, обучающие детей по его методике, "живут для ребенка". Не стоит забывать, что автор методики общался с родителями безнадежно больных детей, которые действительно готовы были посвятить свою жизнь только тому, чтобы поставить их на ноги. Нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку? Конечно же, методика Глена Домана, находясь на стыке медицины, психологии и педагогики, вызывает необычайный интерес, огромное количество вопросов и массу голосов "за" и "против". Но с одним утверждением ее автора согласятся, наверное, все: "чудо - в самом ребенке, а не в методике". Самое главное для родителей - понять и принять это.

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 0 до 1 года дети от 1 до 3 лет дети от 3 до 7 лет развитие ребенка секреты воспитания

Рассказать друзьям

Оцените статью:

27 комментариев

Подписаться на отзывы RSS
Версия для печати

Комментарии

1—10 из 27

Мы с дочкой занимаемся по методике Домана на телефоне и планшете, это очень удобно, ничего покупать не надо, ничего изготавливать не надо, ребенку интересно. Приложение: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.giftedbaby.babycards

9 октября 2013 21:05

Тоже занимались по методике Глена Домана с дочкой. Когда карточек набралось вагон и маленькая тележка, развесила их на стенку, вставала в середину и показывала на слова, быстро показывала, дочка отвечала. Это было такое мини-выступление для гостей. А так - занимались и многим другим. Тем более, что 17 с лишним лет назад ко мне попала только одна книжка Домана :) Стала читать с 2 лет 11 месяцев. Постоянно требовалось занимать ее мозги, иначе поддавала жару. Шли в садик - занимались, шли в школу - занимались. Иначе не получалось...
Да и сейчас поддает - студентка мехмата МГУ, внеконкурсное поступление - олимпиадница.
Так что - проверено! Стоит заниматься! Только не застревать на одной методике, выискивать для себя нужное из многих методик!

29 сентября 2013

Заниматься мы начали где-то в 7,5 месяцев.
Сейчас сыну 2,3 года и хочу обратить ваше внимание на то, что он уже отказывается просто смотреть мелькающие карточки. А если начать что-то рассказывать о том, что изображено на картинке, он с удовольствием будет слушать практически бесконечно и требовать еще ( к фактам мы перешли в 1,3)
Диск пока смотрит с удовольствием.
Подробно описала в Карточки Домана Отзывы

14 сентября 2013 23:33

a. Занимаюсь по этой методике с 7 месяцев, доче нравится, результаты не сразу себя показали, но они есть и замечаю это не только я. Возможно, это «сухая», методика, но я не ограничиваюсь на ней одной, можно посмотреть карточки, потом такие картинки встречаются в книгах, где ребенок их сразу узнает, и тут уже можно вступать в беседу, так же и дома и на улице. Если мы пользуемся, какой либо методикой, это же не говорит что после занятий мы просто «сложим лапки», мир вокруг нас, и только от нас зависит, на сколько хорошо его будет понимать наш малыш. Сейчас нам 1,5, цифры и алфавит знает месяцев с 11, некоторые буквы сама произносит, то что прошу показывает. То что находится вокруг, знала месяцев с 9, все показывала, когда говорю, пойдем смотреть карточки идет с удовольствием, бывает не хочет, я не настаиваю. Даю выбор, может, почитаем книгу???? И.Т.Д. Она марки машин уже различает))))

18 февраля 2012

Я занималась с дочерью по этой методике когда ей было 5-6 лет. Сейчас ей уже 17. Учится в школе очень хорошо, обдасть интересов разнообразная, в прошлом году поступила в Школу юного журналиста при МГУ, одновременно готовили с ней и дали сольный вокальный концерт (для информации: сольный концерт как правило дают музыканты с хорошей крепкой профессиональной базой, для ребёнка - это достаточно трудная и ответственная задача). Но что для меня было трудно как для мамы: готовить такое количество карточек, искать материал для них, а так же параллельно работать и выполнять обязанности по хозяйству. И ещё один момент...морально тяжеловато то, что результатов не видно сразу, т.е. вроде как ребёнок и развивается, но их (результаты) не видно сразу и сейчас. Поэтому даже через такое количество прошедших лет не могу с точной уверенностью сказать в чём причина хороших достижений моей дочери, то ли система Домана, то ли просто мои бесконечные усилия и бескрайняя любовь к ребёнку. Потому что при поступлении дочери в 1-ый класс, заниматься по Доману перестала. Т.к. объём задаваемых уроков на дом съедал всё наше время....Сейчас подрастает младшая. И на филосовский вопрос как надо с ней заниматься, не могу сама себе дать ответ.

2 октября 2011

Вот появилось новое пособие с применением разных методjd для разных возрастов: dosemi.ru

29 сентября 2011

статья просто прерасная а не можете еще какие нибудь методики рассказать

21 сентября 2011

Меня интересует есть ли такие программы в интернете?

9 апреля 2011

Статья хорошая.У меня ребёнок с ДЦП.Я слышала есть картинки,которые показываются с определённой переодичностью,для развития мозга у таких деток.Такая методика есть?

9 апреля 2011

я уже 12 лет занимаюсь по этой методике с детьми от 3-х недель, они вырастают вполне развитыми в различных областях, будь то музыка, математика, танцы, борьба, легко учатся в школе, общительные и разумные дети, главное ни к чему не принуждать их.

29 марта 2011

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый