Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Маленький оратор: 5 игр на развитие правильной и красивой речи у ребенка
0 0

Развитие

Маленький оратор: 5 игр на развитие правильной и красивой речи у ребенка

Умение гладко выражать свои мысли – настоящее сокровище. Ведь если человек владеет ораторским искусством и умеет убеждать, перед ним открыты все двери. Но как добиться того, чтобы ваш ребенок говорил красиво и складно? Для этого существуют определенные занятия и игры, о которых мы расскажем в нашей статье.


педагог, г. Москва

В нашем быстро меняющемся мире детям необходимо усваивать много информации, обладать грамотной, выразительной речью и широким кругозором. Тогда они смогут успешно общаться как со своим ближайшим окружением, так и с другими людьми (друзьями, воспитателем в детском саду, сверстниками на площадке), успешно учиться и быть уверенным в себе.

Развивать речь у ребенка, помогая малышу стать настоящим маленьким оратором, можно уже с самых ранних лет. И делать это стоит в трех основных направлениях: «о чем говорить» (расширение кругозора), «с помощью чего говорить» (словарный запас), «как говорить» (правильность, эмоциональность речи).

Развитие речи у ребенка: начало славных дел (3–4 года)

Осваивая богатства родного языка, дети получают больше возможностей научиться выражать свои мысли, воспринимать и усваивать «словесные» послания, им адресованные. Мы вправе мечтать, что малыш будет красноречивым. Однако не надо терять связь с реальностью. Прежде чем ребенок начнет нас удивлять точными формулировками, надо его «разговорить» вообще. Итак, начнем.

О чем говорить ребенку. Ребенку очень важно познавать то, что его окружает, понимать причины и следствия разных явлений. Это поможет ему в будущем поддерживать беседы на различные темы, интересоваться разноплановыми вещами (от ботаники до астрономии).

Тематическая игра-прогулка «А у нас во дворе»

Места для этой игры можно выбирать разные. Это могут быть двор, парк, набережная пруда или реки, деревня у бабушки и т. д. Для каждого места у вас будет общий план действий в этой игре.

  1. Визуальное знакомство. Любое место может оказаться интересным, открыть вам свои тайны, если подойти к его исследованию творчески. Обойдите двор со всех сторон, попробуйте определить вместе с малышом, где он начинается и где заканчивается, на что он похож по форме. Обратите внимание ребенка на мелкие детали, которые, может, для вас самих уже стали привычными. Познакомьтесь с предметами, растениями, птицами и другими «жителями» двора.
  2. Назови по имени. Пусть ребенок с вашей помощью называет все, что попадается ему на глаза. Если он видит что-то впервые, попробуйте «прийти» к нужному слову вместе, путем объяснений и размышлений. Попутно вы можете кратко рассказывать истории про те или иные предметы, из чего они состоят, для чего нужны и как работают.
  3. Повторяем и закрепляем. Дома тему прогулки можно воплотить в творчестве, попутно давая возможность ребенку вспомнить новые или повторить уже знакомые слова (можно раскрасить рисунок скамейки или карусели, слепить кормушку для разных видов городских или деревенских птичек и т. д.).

С помощью чего говорить. Ребенку необходимы не только знания того, о чем говорить, но и богатый словарный запас. Он делает нашу речь яркой, насыщенной, образной. Пополнять словарный запас детей можно с помощью игр, которые будут меняться, усложняться в зависимости от возраста малыша.

Игра для развития речи ребенка «Целое и части»

Подготовьте 5–7 картинок предметов, знакомых ребенку. К каждой из них – набор из двух-трех частей этого предмета (если нет готовых, нарисуйте или вырежьте их сами).

Например, в игре вы можете использовать следующие наборы:

  • Дом (целое) – окно, балкон, крыша (части).
  • Дерево (целое) – ветка, лист, корень (части).
  • Машина (целое) – колесо, руль, сиденье (части).

Играя в первый раз, помогайте ребенку называть то, что он не знает, и соединять части с целым. При повторных занятиях просите малыша самостоятельно подбирать части к каждому целому предмету и называть их. Постепенно круг предметов стоит расширять, а количество частей к каждому из них увеличивать.

Как говорить ребенку. Очень важна правильность речи, умение передавать эмоции при разговоре и при чтении. 

Потренируйтесь с ребенком говорить разными способами: то громко (будто вы стоите далеко друг от друга), то тихо (представляя, что в комнате в этот момент все спят); то быстро, то медленно, растягивая слова; то весело, то грустно, как самый обиженный человек в мире. Для этого стоит подобрать 5–7 коротеньких стишков и рифмованных поговорок, прибауток. Через некоторое время поменяйте их.

Игра для развития речи ребенка «Долгая история» (5–6 лет)

А теперь настало время учить ребенка объяснять, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс. Начнем с азов – умения составить небольшой рассказ о любом объекте или предмете.

О чем говорить ребенку. Каждая детская книга – это целый мир для своего читателя и слушателя. Выберите те произведения, которые наверняка захватят вашего ребенка и вызовут у него вопросы. Это могут быть сказки, рассказы, стихи. Почему бы не рассказать о любимом книжном герое (например, об Элли из «Волшебника Изумрудного города», собачке Соне из «Умной собачки Сони»)? Для облегчения задачи можно воспользоваться схемой рассказа, которая не даст «сбиться с пути», увязнув в подробностях и ощущениях. Она может быть вот такой:

Кто → Описание → Где живет → Чем питается (актуально для героев- животных) → Что сделал → К чему стремится →

Особенности. Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.

Вопросы тоже можно учиться задавать. Например, поиграть в игру «Ты – мне, я тебе», когда вы с ребенком прочтете книгу вместе, а потом по очереди будете спрашивать друг друга. Например, о главных героях и событиях произведения, о волшебных предметах, о названиях и т. д. Помогайте ребенку научиться задавать разные вопросы: кто главный герой в этой книге, во что он одет, что любит кушать, во что играть, какие поступки совершают герои этой книги, если бы ты был на месте этого героя, ты поступил бы также, если нет, то как, и др. Из таких вопросов могут складываться темы уже для независимых бесед.

Игра для развития речи ребенка «От общего – к частному»

С помощью чего говорить ребенку. И снова «пятиминутка» красноречия, а именно Игра «От общего – к частному». Она помогает расширять словарный запас, выстраивать логические цепочки – что с чем связано, да и просто коротать время, рассматривая все вокруг.

В нее можно играть в любом месте, особенно там, где приходится чего-то ждать с ребенком (в очереди в поликлинику, в дороге, в аэропорту) или просто на прогулке. Для нее не нужно никаких дополнительных средств, даже ручки и бумаги не требуется! А смысл игры очень простой: один из игроков называет предмет или явление (например, лес, гроза, море), а другой должен назвать кусочек этого предмета, что-то, что является его частью или с ним связано (дерево, молния, волна). Постепенно таким образом можно вводить в лексикон ребенка новые слова и понятия (в зависимости от сферы его интересов и повседневной необходимости).

Как говорить ребенку. Расскажите ребенку про ударение или сочините с ним вместе сказку о том, как оно чудесным образом может превращать слова – из зАмка получается замОк, из мУки мукА. И развейте свои идеи в «Сказке про ударение». Герои в ней могут быть самые разные, например Злой Волшебник Ударякус (который коверкал слова и таким образом менял облик предметов) и Добрая Фея Дарения (которая помогала героям все возвращать на свои места и исправлять ошибки).

Вместе с ребенком нарисуйте или слепите героев этой сказки, и придумайте, какие еще слова мог «превратить» в другие Ударякус.

Игра для развития речи ребенка «Говорим четко»

Хорошая дикция очень важна для оратора. Так что ее нужно тренировать как следует. А интересных способов масса. В кладовых русского языка предостаточно коротеньких словесных упражнений для тренировки правильности речи – это скороговорки, чистоговорки, звукоговорки. С их помощью можно отрабатывать артикуляцию, произношение, звучание речи ребенка. Вот пример старой смешной долгоговорки, которая наверняка придется по душе малышу:

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост – 

Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона мокнет!

Снова шел я через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет!

(И т. д., пока хватает дыхания.)

Говорить с ребенком всегда и везде

В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка – это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в детский сад, магазин. Приблизиться к желанной цели – красиво говорящему ребенку – вам помогут следующие правила:

  1. Внимательно выслушивайте ребенка. Не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у малыша хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.
  2. Регулярно уделяйте время игровым занятиям. Русский язык, как и любой другой, требует системного подхода, поэтому лучше заниматься каждый день по 15–20 минут, чем один раз в неделю по часу. Когда дети начинают изучать иностранный язык, мы понимаем, что только регулярные занятия могут в какой-то степени гарантировать результат. Изучение русского языка и развитие речи также не является исключением.
  3. Приветствуйте новые слова, используемые ребенком. Если он, восхищаясь чем-то, сам скажет «удивительно» вместо «классно» или «здорово» – это уже своего рода достижение. Похвалите малыша за уместное использование слова. С малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка.

У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные зарисовки. Язык ведь не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению. 

Совет педагога

Родители – это речевой образец для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: говорите с ним как можно больше – произносите слова четко, медленно, но эмоционально. Озвучивайте все, что вы делаете, при этом старайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения – все то, что ритмично и хорошо ложится на слух. Вместе рассматривайте картинки в полюбившейся крохе книжке, задавайте вопросы. Сначала он будет только показывать то, что вы просите, а затем и стараться повторить за вами. Играйте с ним в театр, в игрушки, это развивает воображение и речь.

Источник фото: Depositphotos

Теги: дети от 1 до 3 лет дети от 3 до 7 лет развитие ребенка развитие речи
Читайте также:
Развитие речи ребенка в двуязычной семье

Развитие

Развитие речи ребенка в двуязычной семье

Браки с иностранцами – весьма распространенное явление в сегодняшней жизни. Естественно, в таких браках рождаются дети, и в семье возникает проблема: речь которого из родителей будет «роднее» для малышей? И возможно ли, ...

Развитие речи у детей от 2,5 до 3,5 лет

Развитие

Развитие речи у детей от 2,5 до 3,5 лет

Сегодня мы продолжим начатый разговор, посвятив его ознакомлению с окружающим - одной из ведущих линий развития ребенка, обогащающую его познавательный и эмоциональный мир. ...

Нарушение речи у ребенка. Можно определить с 1 месяца жизни!

Здоровье

Нарушение речи у ребенка. Можно определить с 1 месяца жизни!

В последние годы становится все больше детей, имеющих те или иные нарушения речи. У родителей возникают закономерные вопросы: все ли в порядке с речью у их малыша и куда можно обратиться, чтобы при необходимости вовремя ...


Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Сейчас читают

Интересное в сети


@




Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый