Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Игра в «ку-ку» – важный тест развития ребенка
0 0

Развитие

Игра в «ку-ку» – важный тест развития ребенка

Игра в «ку-ку» – это упрощенный вариант пряток. Пока ребенок маленький, мама просто закрывает лицо руками и говорит «куку». А потом малыш и сам так делает, а научившись ползать или ходить, прячется от мамы под столом или за портьерой. Что это – просто забава или важный этап в развитии ребенка?


клинический психолог, канд. психол. наук, нейропсихолог Центра психосоматической медицины и психотерапии «Алвиан», Москва

Трудно представить более простую игру: мама закрывает лицо ладонями, а потом убирает их и говорит «ку-ку!». Позже, когда ребенок немного подрастет, взрослые будут прятаться от него за шкаф, дверь или подушки. А пока вот такой незамысловатый вариант. Малышам очень нравится такая игра, и они смеются от удовольствия. Но забава нужна не только ради радостных эмоций: для малышей игра в прятки – способ познания окружающего мира.

В «ку-ку» играют во всем мире

Игра в «ку-ку» широко распространена в мире. В «ку-ку» играют везде: в Европе, Америке, Японии, Бразилии, Индии, Южной Африке, Малайзии, Иране, Турции, Корее, и т.д. Играть с ребенком в «ку-ку» рекомендуют не только российские пособия для родителей – такие советы есть и в англоязычной литературе. Во Франции и Польше развлечение практикуют в яслях.

Это интересно. В США способность малышей играть в «ку-ку» включена в Денверский скрининг-тест развития (DDST), разработанный для выявления задержек психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Аналогичный критерий используется также во Франции, в частности и для диагностики некоторых состояний, например, аутизма.

Игра в «ку-ку»: полезная забава

Навыки игры в «ку-ку» помогают малышам знакомиться с большим миром. Встретившись с чужими людьми или оказавшись в незнакомой обстановке, ребенок закрывает лицо руками и таким образом «заставляет» исчезнуть пугающую его обстановку. Для маленьких детей первые «прятки» являются своеобразным способом оказаться в безопасности и снять напряжение без крика и плача. Но вскоре любопытство все же заставляет кроху преодолеть свой страх. Карапуз начинает робко выглядывать из «укрытия». И если незнакомые люди в этот момент сами начнут играть с ребенком в «ку-ку», то все малышковые страхи будут быстро позабыты.

Это интересно. Таким образом, игра в «ку-ку» способствует познанию мира, развивает чувство юмора, учит правильному восприятию реальности и сложных жизненных обстоятельств. У маленьких детей еще не развита долгосрочная память – они воспринимают только то, что видят. И игра показывает малышу, что предметы сами по себе не исчезают и не появляются, и, если что-то исчезло из поля зрения, это еще не означает, что оно пропало навсегда.

Это факт
Играя в «ку-ку», малыш учится понимать, что, когда мама выходит из комнаты, она не исчезает насовсем и может снова вернуться, если он ее позовет. Это занятие совершенствует сложные психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление – и формирует уверенность в себе, чувство безопасности и доверие к миру.

Как играть в «ку-ку»?

У зрительного восприятия есть особое свойство, которое в психологии называется константность или постоянство объекта (от лат. constans – постоянный). Понятие описывает относительную независимость восприятия объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, константность видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по размеру при изменении удаленности от наблюдателя. Аналогично форма объекта не меняется, если на него посмотреть с другого угла зрения. А цвет объекта инвариантен по отношению к спектральному составу света, падающего на него, хотя оттенки и  хроматические характеристики отражаемого все же меняются. 

У детей такое свойство формируется только после 6 месяцев, а до этого карапуз видит любые объекты, будь то игрушка или родитель, только когда они попадают в его поле зрения. А то, что не попадает, кроха не видит. Такие вещи для него просто не существуют. Способность видеть и воспринимать объект в целом, а не какие-то отдельные его части (например, только улыбку мамы или только ее руку), проявляется у малыша после 8 месяцев. Поэтому-то именно в этом возрасте у младенцев может появиться страх при появлении чужих людей.

Таким образом, благодаря особенностям развития малыш будет готов играть в «ку-ку» в возрасте старше 6–8 месяцев, когда его психика созреет и будет готова к проработке надежности (константности) объектов. Ребенок постепенно начинает осознавать себя отдельно от мамы, и ему важно понимать, что мама, как заботящаяся о нем фигура, является постоянным объектом: она продолжает заботиться о нем даже тогда, когда он ее не видит.

Это интересно. Родители должны помнить, что в развитии детей первого года жизни для каждого навыка существует свой период, и в младенческом периоде главным элементом воспитания и развития становятся игры. Взрослые просто обязаны находить время для занятий, включать фантазию и играть вместе со своими детьми, чтобы помочь им быстрее и лучше усвоить все аспекты человеческого общения и взаимодействия.

Не только игра в «ку-ку»

Возрастные навыки годовалого малыша – это в первую очередь ходьба и речь. И, перешагнув рубеж 12 месяцев, кроха почти всю свою энергию тратит на их совершенствование.  У детей старше  года процесс продолжается и наблюдается активное развитие двигательных и вербальных возможностей (словесного и речевого общения), а также сенсорного восприятия (получения информации с помощью органов чувств). И наступает время для других игр. Особенно полезны подвижные. Это могут быть прыжки, бег, ходьба с разной скоростью, развлечения с мячом. Важно при этом все время разговаривать с ребенком, четко называть ему окружающие предметы и просить повторить эти слова.

Это интересно. После года малыши изучают размер, форму и текстуру предметов, поэтому родители должны создать яркую и достаточно разнообразную обстановку вокруг крохи. Она будет стимулировать интерес к познанию, изучению и тем самым способствовать развитию малыша и формированию у него новых полезных навыков. 

Советы врача

  • Важно начать играть в «ку-ку» вовремя, не опаздывая, но и не опережая события. Карапуз должен уже многое понимать. Например, если мама уже вышла на работу, то вряд ли сможет появиться в ответ на «ку-ку» крохи. И тогда малыш испугается, что мама пропала насовсем.
  • Показывая малышу первый раз, как играют в «ку-ку», не ждите быстрого ответа. Малыши, даже самые сообразительные, довольно медлительны. И не пытайтесь помочь карапузу, взять его кисти в свои и спрятать под ними глазки. Не спешите, кроха сам все поймет. Он внимательно рассмотрит каждое движение, осмыслит все действия, запомнит их последовательность и повторит, когда будет готов.
Ольга Жукова

Источник фото: Depositphotos

Теги: дети от 0 до 1 года дети от 1 до 3 лет Игры развитие ребенка
Читайте также:
Ребенок рисует… пальцами, морковкой, пипеткой и зубной щеткой

Развитие

Ребенок рисует… пальцами, морковкой, пипеткой и зубной щеткой

Большинство детей любит рисовать. Но с увлечением ребенок рисует, если мама подойдет к делу с фантазией. У вас уже есть пальчиковые краски? Вы удитесь, но рисовать детям можно не только пальчиками, но и многими другими п...

Прыгунки и ходунки для ребенка: нужны ли они?

Развитие

Прыгунки и ходунки для ребенка: нужны ли они?

Кому больше нужны прыгунки и ходунки: ребенку или родителям? Для начала задумайтесь, кто больше получает пользы от этих предметов? Малыш, который и без них хорошо развивается и все равно научится ходить, или его мама, за...

Развивающие игры с простыми бумажными салфетками

Развитие

Развивающие игры с простыми бумажными салфетками

Игры, игрушки, наборы для творчества – у каждого малыша этого добра в детской хватает. Но как часто мы забываем, что развивающей, полезной, веселой для ребенка может стать почти любая, даже самая привычная вещь. А давайт...


Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.




Конкурсы

Психологический анализ детского рисунка
Юлия
Максим, 4 года
Максим, 4 года
Marika1987
Наша большая семья!
Наша большая семья!
Кольцова Олеся
рисунок
рисунок " Девочка на поляне цветов"
Юлия
Солнце, воздух и вода
Солнце, воздух и вода
Наталья и малышка Каринка
Моя любимая доченька
Моя любимая доченька
AlexFox1
Свинка Пеппа и ее семья
Свинка Пеппа и ее семья
Юлия
Речка, лес, цветы...
Речка, лес, цветы...
Светлана Третяк
Автопортрет
Автопортрет
Юлия
Про осень
Про осень
Кристина
Мой рисунок
Мой рисунок
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети


@




Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый