Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Три главных периода в развитии ребенка, или Почему недостаток общения может превратить ребенка в Маугли
0 0

Развитие

Три главных периода в развитии ребенка, или Почему недостаток общения может превратить ребенка в Маугли

В первый год врачи проверяют младенцев по многим показателям, и все же некоторым уделяют особое внимание. Так, важнейшим из критериев является психомоторное развитие ребенка. Его также называют нервно-психическим развитием.


педиатр, канд. мед. наук, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, Москва

Под психомоторным развитием, оно же нервно-психическое, развитием понимается совершенствование мыслительных и двигательных умений ребенка, приводящее к адекватному взаимодействию с окружающей средой. Наряду с другими показателями, эти факторы являются отражением стадии биологического созревания малыша. В раннем возрасте между нервной и мышечной системами существует более прочная связь, позднее она ослабевает. И важно понимать, что, касаясь крохи, делая с ним массаж, гимнастику, играя, папа и мама развивают не только и не столько мышцы малыша, сколько его нервную систему. Даже простое поглаживание по ладошке дает мощный импульс для развития мозга. 

Психомоторное развитие ребенка: три уровня

Весь процесс психомоторного развития ребенка до 7 лет можно условно подразделить на три периода:

Моторный длится до 2 лет и предполагает формирование двигательной активности. А толчком для этого становятся безусловные рефлексы. Если они присутствуют в полном объеме, то у младенца развивается общая моторика и ручная умелость.

Интеллектуальный период идет параллельно с моторным и выражается в становлении психики ребенка на основе развития вегетативной нервной системы. В первые два года жизни ребенка особенно активно развиваются нервные рецепторы кожи, слизистых оболочек и опорно-двигательного аппарата. Толчком для действия становится прикосновение. Сигнал поступает в вегетативную нервную систему, откуда идет «указание» мышцам. И так налаживается связь между органами и мозгом. На следующем этапе  – с 3 до 6 лет – ведущей силой становятся чувства, и поэтому он называется сенсорным.

Внимание! На третьем, эмоциональном этапе, продолжающемся с 7 до 10 лет, в игру вступают чувства. Затем наступает период полового созревания и включаются совершенно другие механизмы развития. 

Психомоторное развитие ребенка: первые показатели

Непременным условием правильного развития моторики ребенка является нормальное строение центральной нервной системы и правильное распределение функций между ее частями. Нервная система участвует во взаимодействии организма с окружающей средой, регулирует все его внутренние процессы, протекающие в организме, и гарантирует их постоянство. Каждый этап эволюции моторики обусловлен развитием определенного отдела нервной системы, что объясняет возможность определения биологической зрелости ребенка по его моторной деятельности. 

Развитие моторики ребенка начинается рано. Так, уже на 3-й неделе внутриутробного развития формируются мышцы малыша. После появления на свет для каждого возрастного периода характерны свои «вершины». В 1–1,5 месяца ребенок начинает удерживать голову, в 1,5–2 – готов опереться на руки, в 3–4 – переворачиваться со спины на живот, в 7 – садиться, в 8 месяцев вставать на четвереньки и ползти, в 11–12 месяцев ходить. Первым критерием нормального развития мозга новорожденного ребенка является состояние основных врожденных (или безусловных) рефлексов. 

Таблица I. Врожденные рефлексы

Рефлекс

Как проверить

Что делает ребенок

Сосательный

Вложите в рот ребенка сосок

Сосательные движения

Ладонно-ротовой

Надавите большим пальцем на ладонь ребенка

Откроет ротик и наклонит голову вперед

Поисковый

Погладьте угол рта, не касаясь губ

Опустит угол рта, опустит язык вниз и повернет голову к раздражителю

Хватательный

Вложите свои указательные пальцы в ладони ребенка

Схватит и прочно удерживает пальцы

Моро

Похлопайте руками по поверхности, на которой лежит ребенок на расстоянии 15–20 см с двух сторон от его головы

Сначала отведет руки в стороны и разожмет пальцы, потом вернет руки в исходное положение – обнимет себя

Опоры и автоматической ходьбы

Держите кроху за подмышечные впадины со стороны спины и приподнимите над горизонтальной поверхностью, потом поставьте на нее при небольшом наклоне туловища вперед

Согнет ноги в коленных и тазобедренных суставах, обопрется о поверхность полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, совершает шаговые движения

Ползанья

Положите ребенка на живот, подставьте под его подошвы ладонь

Оттолкнется ногами


Врожденные рефлексы. На фоне врожденных рефлексов формируются приобретенные, осмысленные (или условные), которые многие специалисты называют привычками. Их действительно, трудно отличить друг от друга.

Условные рефлексы устанавливаются медленнее: на 2–3-й неделе жизни появляется условный вестибулярный рефлекс на оптимальное положение для кормления грудью и покачивание в кроватке. 

Через месяц – на звуковой раздражитель в виде защитного движения век – мигание. Через два месяца – пищевой рефлекс на звуковой раздражитель и условный рефлекс на свет. 

Затем начинается ускоренное накопление условных рефлексов, образующихся во всех анализаторах.

Внимание! До 5–6-летнего возраста развитие моторной деятельности гарантировано, поскольку заложено природой. В дальнейшем в развитии моторики ребенка большее значение начинают приобретать условия жизни и тренировка. Интересно отметить, что предельного уровня развития моторики, вероятно, не существует.

Совет врача
При оценке данных психомоторного развития ребенка с помощью таблиц допустимые колебания сроков по любому из подуровней находятся в пределах одного возрастного интервала. Если различия укладываются в два, говорят об отставании или опережении развития, если более двух интервалов – задержке или опережении.

Психическое развитие ребенка

У психического развития ребенка тоже есть общие закономерности и движущие силы, например, процесс невозможен без человеческого общения. Недостаток общения приводит к отставанию психического развития, которое может стать необратимым (синдром Маугли). Потребность малыша в получении новой информации имеет ряд закономерностей: в частности, развитие психики стимулируют только положительные эмоции, а отрицательные задерживают процесс. Жажда новых впечатлений ненасыщаема. Освоив очередную порцию информации, карапуз нуждается в новых впечатлениях. Интерес крохи проявляется к решению задачи, а не к ней самой, следовательно, после ее решения интерес пропадает. 

Таблица II. Оценка психомоторного развития. 

Возраст

Особенности психомоторного развития

Новорожденный

 

Громкий эмоциональный крик, сон – около 20 ч, некоординированные движения, повышенный тонус мышц сгибателей (полусогнутое положение рук и ног – эмбриональная поза), наличие врожденных безусловных рефлексов новорожденных

3 месяца

Хорошо удерживает, следит за предметом, улыбается в ответ на ласковое обращение, тянется к игрушке, исчезают гипертонус мышц-сгибателей, формируются некоторые условные рефлексы (в основном связанные с кормлением, уходом)

6 месяцев

Сидит, если его посадить, хватает игрушку, различает знакомые и незнакомые лица, в 4 месяца поворачивается на бок, в 5 – со спины на живот, с 6 – с живота на спину, легко формируются условные рефлексы

9–10 месяцев

Ползает, стоит с поддержкой, подражает движениям взрослых

1–1,5 года

Ходит самостоятельно, понимает запрет, знает название частей тела и отдельных предметов, приучается к опрятности, очень подвижен и любопытен

2–3 года

Подбирает по образцу предметы четырех цветов, перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу, одевается почти самостоятельно, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки.


Внимание! Допустимые колебания для сроков освоения навыков по любому из подуровней могут быть в пределах одного возрастного интервала. Если различия укладываются в два возрастных интервала, говорят об отставании или опережении развития, если более двух интервалов – о задержке или значительном опережении психомоторного развития. 

Цифры и факты

  • Пик усвоения знаний и развития эмоциональной сферы приходится на 3–4 года, в дальнейшем эта способность быстро снижается.
  • Характер человека также обозначается довольно четко к 3–4 годам. 
  • Позже формируется умение управления своими эмоциями и особое значение приобретает воспитание ребенка.
  • Грамотное, постоянно и постепенно усложняющееся общение с ребенком ускоряет его психическое развитие.
  • Дефицит общения вызывает задержку развития сначала психической, а затем и моторной деятельности ребенка.
  • Единственная эмоция новорожденного ребенка – отрицательная, проявляющаяся в виде крика, причем всегда рационального, сигнализирующего о каком-либо неблагополучии и регулирующего поведение матери. 
  • Эволюция идет всегда за положительными эмоциями. 
  • Для ребенка важно первое впечатление от информации. Его нельзя изменить. Будьте осторожны, вводя в жизнь карапуза любые новшества, занятия, людей, вещи. 

Источник фото: Depositphotos

Теги: дети от 0 до 1 года дети от 1 до 3 лет дети от 3 до 7 лет развитие ребенка мелкая моторика
Читайте также:
Игра в «ку-ку» – важный тест развития ребенка

Развитие

Игра в «ку-ку» – важный тест развития ребенка

Игра в «ку-ку» – это упрощенный вариант пряток. Пока ребенок маленький, мама просто закрывает лицо руками и говорит «куку». А потом малыш и сам так делает, а научившись ползать или ходить, прячется от мамы под столом или...

Гимнастика для ребенка: 6 важных упражнений для физического развития

Развитие

Гимнастика для ребенка: 6 важных упражнений для физического развития

Ребенок готов сидеть примерно тогда же, когда у него появляются первые зубки, – в 6–8 месяцев. Но если появление зубов зависит в основном от того, хватает ли карапузу витамина D, то для развития опорно-двигательного аппа...

Физическое развитие ребенка: считаем с калькулятором

Развитие

Физическое развитие ребенка: считаем с калькулятором

Ну кто из мам и пап не задавал себе вопрос: «Правильно ли развивается мой ребенок?» А уж сколько раз за день про это спрашивают педиатров, и не сосчитать. А что вообще включает в себя понятие «нормальное развитие»? Погов...


Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Сейчас читают

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.9months.ru
1 пиксель белый