Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Какое слово будет первым, когда ребенок заговорит?
0 0

Развитие

Какое слово будет первым, когда ребенок заговорит?

Пополз, встал на ножки, пошел… Конечно же, родители не пропускают ни одно из достижений малыша. И первое слово тоже. Одни дети произносят его раньше, другие – позже. А когда надо?


педиатр, канд. мед. наук, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, Москва

Человек говорит, как дышит, совершенно не задумываясь о том, сколько же всего должна была «изобрести» природа, чтобы у нас была эта изумительная способность.

Ребенок начал говорить: первый этап 

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции в виде крика и плача. Уже в две недели малыш реагирует на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами, реагирует на интонацию: оживляется на ласковую, плачет на резкую. К 2 месяцам появляется гуление – набор различных гласных, произносимых крохой нараспев в ответ на голос мамы. К началу 3-го начинается лепет – сочетание звуков, неопределенно артикулируемых («агу-угу», «тя-тя», «ба-ба» и т.п.). Лепет всегда является проявлением положительных эмоций! С 5 месяцев кроха видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. С 6 месяцев произносит слоги: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «тя-тя-тя», «па-па-па» и др. Во втором полугодии кроха уже воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями («тик-так», «дай-дай», «бух»), но реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. С 8–9 месяцев повторяет за взрослыми сочетания звуков, а к 11 начинает реагировать на сами слова. В это время особо важное значение приобретает правильность речи окружающих. К концу первого года жизни ребенок произносит около десяти простых слов. Причем одно слово обозначает много разных понятий (например, «мама» – это и призыв о помощи, и жалоба, и испуг).

Подробности. Сначала дети учатся улавливать лишь общий эмоциональный смысл высказывания, не понимая при этом значения отдельных слов. К 10 месяцам ребенок все чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания. К 1 году ребенок понимает и выполняет до 5–10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и некоторые другие. Число слов, которые ребенок понимает (пассивный словарь), больше числа слов, которые он может произнести (активный словарь). 

Ребенок начал говорить: вторая ступенька

Ближе к трем годам малыш много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. 

С полутора лет начинается пополняться словарный запас ребенка: 15–20 слов в 1,5 года превращаются в 300 слов – к двум годам, и 700–1000 словам к трем. 

Подробности. На третьем году жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала он выражает свои желания, просьбы одним словом, потом примитивными фразами без согласования («мама, пить»). Далее постепенно появляются элементы согласования слов в предложении.

Ребенок говорит: полным ходом

К семи годам словарный запас ребенка значительно пополняется. К 5–6 годам в нем уже  3–4 тысячи слов. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью, их высказывания все больше напоминают короткий рассказ. 

Подробности. В начале этапа у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение, но к его завершению ребенок должен говорить совсем чисто.

Ребенок говорит: есть проблема

В настоящее время увеличилось число детей с различными видами задержки речевого развития. Как правило, отклонения сочетаются с нарушением моторного, а иногда и психомоторного развития. Задержка в развитии речи чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Причин много: поражение органов слуха, отставание в психическом и физическом развитии, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание), тяжелые заболевания (ОРВИ с осложнениями, пневмония), неполноценное питание. 

Задержку речевого развития разделяют на первичную, формирующуюся при повреждении головного мозга, и вторичную, которая возникает в результате тяжелых заболеваний при изначально здоровой центральной нервной системе. Особенно распространены: 

  1. Алалия. В основе проблемы – недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга. Дети плохо говорят, но слова, обращенные к ним, понимают. Речь при алалии замедленная, с оговорками, обедненная, словарный запас ограничен.  
  2. Афазия. Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга. Возникает как результат распада уже сформированных речевых функций, поэтому ее диагностируют только после 3 лет. При афазии наблюдается полная или частичная утрата способности говорить и понимать обращенную речь. 
  3. Дизартрия – расстройство звукопроизношения из-за нарушения иннервации речевой мускулатуры. 

В большинстве случаев причина многих аномалий речевого развития неизвестна. Чтобы обнаружить проблему, требуются время, регулярные осмотры и сравнение перемен в динамике. С возрастом многие недостатки речи компенсируются, но все же не полностью: легкая недостаточность остается на всю жизнь.

Подробности. Многих проблем с развитием речи удастся избежать, если ребенок получает  витамины и микроэлементы, необходимые для формирования головного мозга. Наиболее значимыми в этом ряду являются  жирные кислоты омега-3. 

Как заподозрить задержку речевого развития

Безусловно, дети, которые не пытаются заговорить в возрасте 1,5–2,5 лет, должны вызывать беспокойство. Предпосылки проблемы можно заметить довольно рано:

  • на первом году жизни отсутствует гуление, лепет, реакция на речь взрослых; 
  • в один год кроха не имитирует звуки и никак не реагирует на обращенные к нему слова; 
  • на втором году малыш не демонстрирует никакой речевой активности. Его словарный запас не пополняется. Он не понимает простейших вопросов;
  • в 3–4 года ребенок не обращается ко взрослым с вопросами или за помощью, не может назвать известные ему предметы, не отвечает на простые вопросы. У него ограниченный словарный запас. Речь ребенка непонятна окружающим, и он старается дополнять ее жестами либо проявляет безразличие к тому, понимают ли его другие люди. У ребенка отсутствует желание повторять за взрослыми слова и фразы, или он делает это неохотно.

Подробности. Чем раньше обнаруживается неблагополучие в развитии речи ребенка и с ним начинают работать специалисты, тем лучше будут результаты, поскольку в первые годы жизни резервные возможности мозга наиболее высоки. 

Совсем другой разговор!

Не забывайте о том, что готовность ребенка к речи зависит от физиологической зрелости головного мозга. Мощный «строительный» ресурс для мозговой ткани – омега-3 жирные кислоты. Если в первые три года жизни крохе не хватает омега-кислот, нервные импульсы передаются слабо, из-за чего процессы говорения и понимания речи могут протекать с задержкой. Примерно до года этим нутриентом ребенка полностью обеспечивает грудное молоко. А вот в рацион детей постарше целесообразно добавить всем известный рыбий жир.

Удержитесь от соблазна купить жевательные фигурки или «фруктовый» рыбий жир. В состав таких продуктов всегда входят компоненты, способствующие не прогрессу, а регрессу нейронной активности. Это вкусно, но неполезно.

По-настоящему полезен только жидкий рыбий жир без вкусовых и ароматических добавок. Восприятие вкуса у детей и взрослых часто разнится, и многие дети реагируют на такой продукт совершенно спокойно. В любом случае рыбий жир следует давать вместе с пищей. 

Источник фото: depositphotos.com

Теги: дети от 0 до 1 года дети от 1 до 3 лет дети от 3 до 7 лет развитие ребенка развитие речи
Читайте также:
Развитие речи у ребенка: 15 заданий от логопеда

Развитие

Развитие речи у ребенка: 15 заданий от логопеда

Умение выражать свои мысли – одно из важных условий для достижения успеха в любых областях. Поэтому заниматься развитием речи с ребенком надо с раннего возраста. В этом помогут специально подобранные игры и задания. ...

Маленький оратор: 5 игр на развитие правильной и красивой речи у ребенка

Развитие

Маленький оратор: 5 игр на развитие правильной и красивой речи у ребенка

Умение гладко выражать свои мысли – настоящее сокровище. Ведь если человек владеет ораторским искусством и умеет убеждать, перед ним открыты все двери. Но как добиться того, чтобы ваш ребенок говорил красиво и складно? Д...

Иностранный с пеленок: как правильно учить язык с ребенком

Развитие

Иностранный с пеленок: как правильно учить язык с ребенком

В том, что одним из важных условий успешности своих детей родители считают изучение иностранного языка, есть доля истины. И немалая. Но значит ли это, что занятия нужно начинать чуть ли не с первых месяцев жизни младенц...


Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Сейчас читают

Интересное в сети


@




Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый