Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Что должен уметь ребенок в 2 года
117 4.7

Развитие

Что должен уметь ребенок в 2 года

В предыдущих номерах мы говорили о том, что должен уметь ребенок к концу 2-го года жизни и как развивать его знания, умения и навыки. В качестве своеобразного итога предлагаем вашему вниманию таблицу, с помощью которой можно составить себе представление обо всех важных направлениях детского развития, продумать собственную роль в этом процессе и оценить успехи малыша.


Ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, к. псих. н.
Ведущие линии развития
Познавательное развитие Социальное развитие Речевое развитие Моторное развитие Воспитание культурно-гигиенических навыков
Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Сюжетно – отобразительная игра

Эмоциональное воспитание в процессе общения

Ознакомление с окружающим. Развитие речи

Развитие основных движений

Навыки в быту

Выполняет усложняющиеся дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку предметов (игрушек):

анализ (раскладывание на части);

синтез (соединение частей в системе поставленной задачи);

сравнение (по форме, цвету, величине и др. признакам);

обобщение (по выделенным признакам).

1. Собирает самостоятельно двухместные дидактические игрушки: маленькую игрушку (матрешка, бочонок) складывает и вкладывает в большую.

С помощью взрослого и при непосредственном его участии собирает трехместные игрушки.

2. Подбирает соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2 деталей. При помощи взрослого -- из 3 деталей.

3. Подбирает к коробкам крышки подходящей формы (круглой, квадратной, треугольной).

4. С помощью взрослого раскладывает предметы по убыванию или возрастанию величины. Понимает слова "побольше" и "поменьше".

5. Самостоятельно собирает пирамидку из 2--3 колец контрастных размеров.

С помощью взрослого -- из 4-5 колец разной величины.

6. Выполняет "поручения" взрослого по подбору предметов того или иного цвета (сначала взрослый показывает нужный цвет).

7. Выполняет задания по ориентировке на 2 свойства одновременно: цвет и величину (большой и маленький красные шарики), форму и цвет (красные шарики и кубик). При этом используются дидактические и народные игрушки, бытовые предметы.

8. В игре с картинками и дидактическими игрушками выполняет задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4 цветов (красный, желтый, синий и зеленый), выбирает один из 2 предметов, запоминает названия и повторяет за взрослыми.

9. С помощью взрослого "выстраивает" в практических действиях с предметами и игрушками систему "большой-поменьше-маленький".

Понимает и практически устанавливает величинное соотношение "поменьше" и "побольше".

Игры с предметами-орудиями

1. Самостоятельно вылавливает из воды (бассейна, ванны или таза) сачком понравившуюся игрушку.

2. Возит за веревочку (за собой) игрушки на колесиках: тележку, машинку, платформу с кубиками и пр.

3. Забивает молоточком втулки в "верстачок", в песок.

4. Умеет играть с песком. Самостоятельно делает "куличики", используя разные формочки и совочек.

Строительные игры

 

1. Выполняет (по просьбе взрослого) большое количество построек для сюжетов развернутого содержания. Например, комната для матрешки ("стол", "стульчик", "кроватка", "диванчик") или домик для петушка с заборчиком и т.п.

2. Легко усваивает название строительных деталей, прибегая к условной терминологии:

"кубик" (куб), "кирпичик" (параллепипед), "крыша" (призма), "досочка" (пластина) и пр.

Настольные игры типа "Лото", игры с картинками

 

1. Подбирает парные изображения из большого набора предметных картинок, располагает их рядом.

2. С помощью взрослого собирает и складывает изображения на разрезных кубиках (вначале из двух, потом из четырех).

3. Самостоятельно работает с разрезными картинками: собирает целостное изображение из двух идентичных половинок ("матрешка", "мяч", "огурчик", "апельсин", и т.п.).

 

Сюжетно-отобразительная игра

1. Разыгрывает с образными игрушками более развернутые сюжеты: кормление куклы, сборы на прогулку и пр.

2. Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой: заворачивает куклу в пеленку и баюкает; моет кукле руки и сажает за стол; кормит из ложки, поит из чашки и пр.

3. Выполняет более точные игровые действия с игрушками и предметами бытового назначения. Например, подносит ложку от тарелки ко рту куклы, или при ее купании трет губкой, кладет полотенце на личико, ручки и другие части тела куклы.

Социальные контакты обогащаются на основе продолжающегося познавательного развития и ознакомления с окружающим.

1. Ребенок обнаруживает потребность в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним.

2. Ожидает от взрослого общения по поводу действий с предметами, осуществления игровых замыслов, раскрытия новых свойств знакомых предметов и экспериментирования с ними.

3. Дорожит вниманием любого взрослого и дружбой с ним.

Переживает, если возникают конфликты в отношении с близкими.

4. Проявляет свою волю в ситуациях "хочу" или "не хочу", но легко откликается на "уговоры" взрослого проявить немного терпения, уступить в чем-то.

5. Эмоционально предвосхищает результаты собственного действия и действия взрослого.

6. К 2 годам слово взрослого становится регулятором поведения ребенка.

7. Ребенок во многих игровых ситуациях обнаруживает не только собственную инициативу, но и готовность следовать за взрослым, подчиняться его требованиям.

8. К 2 годам начинает проявлять некоторую сдержанность, умение "немного подождать", т.е. некоторую способность к элементарной самостоятельности и самоорганизации.

9. При соответствующем воспитании может вступать в непродолжительный контакт со сверстниками.

а). Ребенок наблюдает за действиями других детей, проявляет желание подражать им, делиться сладостями, сообщать о своих переживаниях ("хочу к маме", "боюсь волка" и т.п.).

б). Может испытывать ревность и даже проявлять негативизм, если контакт со сверстниками строится на противоречиях и осуждении малыша как личности. (Ни в коем случае нельзя давать малышу подобные оценки, говоря "Все дети хорошие, а ты плохой!")

в). Среди сверстников появляется "любимый" товарищ (подруга), кому малыш симпатизирует.

г). Ребенок узнает себя, знакомых взрослых и детей на фотографии.

д). Знает свое имя, может называть себя сам. Например, на вопрос: "Кто это сделал?" может ответить в третьем лице: "Коля сделал".

е). Запоминает имена близких (баба Катя, мама Оля и др.) и сверстников.

10. Начинает понимать свою половую принадлежность: "мальчик" или "девочка".

Мальчик проявляет больший интерес к мужскому составу семьи, особенно к человеку, владеющему традиционно-мужскими видами деятельности (починка техники, работа с молотком и отверткой и пр.). С удовольствием наблюдает за работой старшего брата, отца, деда. Стремится войти в контакт с ними, желает "помогать".

Девочка проявляет интерес к шитью, вязанию, украшению дома и т.п.

Знакомство с окружающим миром

 

Имеет первые представления о предметах и явлениях.

О самом себе. Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице. Например: "Коля хочет гулять" или "Дай Коле шарик" и т.п.

О своем внешнем виде. Может отвечать на вопросы: "Где у Коли ручки, а где у Коли ножки?" (глазки, носик и т.п.).

О своих действиях. Комментирует свои действия. Например: "Коля моет ручки" (ест, играет, одевается, кушает и т.п.).

О своих желаниях.

Высказывает свои потребности. Например: "Коля хочет лошадку" или "Коля хочет попить" и т.п.

О близких людях. Имеет представление о том, кто и кем ему приходится: "Моя мама" (бабушка, сестра, брат и др.).

О пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и т.п.).

О блюдах (суп, каша, кисель и т.п.).

Об игрушках (мишка, зайка, кукла, машина, кубики, барабанчик и т.п.).

О предметах быта (стол, стул, кровать, чашка, ложка и т.п.)

О личных вещах (полотенце, носовой платок, штанишки и т. п.).

О природе

(животные, живущие рядом: собака, кошка, рыбка, попугай и т.п.).

О домашних растениях (растения в горшках, цветы в вазе).

О природных явлениях (солнце, дождик и т.п.).

О некоторых конкретных ситуациях общественной жизни. Имеет представление о том, кем работает тот или иной человек ("дядя-доктор", "тетя-дворник" и т.п.)

Развитие речи:

 

1. Понимание речи.

а). Понимает короткий рассказ о недавнем прошлом (куда ходили, что видели, кого встретили и т.п.).

б). Понимает речь, не сопровождаемую показом (знакомые ситуации, бывшие в опыте ребенка).

в). Выполняет по просьбе взрослого поручения, состоящие из 2--3 последовательных действий (возьми, принеси, положи и т.п.).

г). Знает название частей лица (губы, уши, щеки и пр.) и тела (руки, ноги, спина) и др.

2. Активная речь

а). Активный словарь (слова, которые ребенок использует в собственной речи) увеличивается до 200--500 слов.

б). В 2 года умеет строить предложения из 2--3 слов.

в). Владеет выразительными средствами речи: может менять интонацию, силу голоса, темп речи –при условии, что взрослый уделяет этому соответствующее внимание.

г). Запоминает четверостишья, вслед за взрослым читает наизусть любимые потешки, слушает с интересом свои первые сказки.

д). Проявляет интерес к книге; просит повторить любимые произведения; вступает в диалог по поводу иллюстрации, рассматривая их в книге.

Ползание и лазание

1. Переползает через бревно.

2. Влезает со страховкой на лесницу высотой 1--1,5 м. и слезает с нее.

Ходьба и бег

 

1. Хорошо ходит во всех направлениях.

Удерживает равновесие при ходьбе по ограниченной площади опоры (доске, дорожке);

поднимается по наклонной доске и сходит с нее;

входит и сходит с опоры (высотой 12-15 см.);

Ходит по неровной дорожке, взбирается на бугорки, перешагивает канавки.

2. Пытается бегать в прямом направлении.

Катание, бросание

 

1. Катает мяч в паре с взрослым или сверстником:

а) Бросает малый мяч вдаль (одной рукой).

б) Подбрасывает мяч вверх двумя руками.

в) Бросает мяч вниз.

2. Самостоятельно выполняет двигательные действия с предметами на колесиках (каталки, машины, велосипед и пр.).

Общеразвивающие упражнения

Может выполнять упражнения с атрибутами (флажками, мячами, кольцами, обручами и пр.) для всех групп мышц, повторяя за взрослым или следуя его инструкциям.

Подвижные игры

С радостью принимает предложение взрослого поиграть вместе.

Можно использовать игры:

"Проползти по мостику", "Собери кольца", "Догони веревочку", "Догони мяч", "Принеси игрушку", "Пойди – не упади", "Поднимай ноги выше", "Передай мяч", "Брось подальше", "Брось мяч и догони", "Птицы машут крыльями" и др.

1. Проявляет стремление к самостоятельности ("Я сам!") во всех бытовых ситуациях.

2. При приеме пищи садится за стол, знает назначение столовых и чайных приборов: большая ложка -- для первого и второго блюда; маленькая -- для третьего (компота, киселя, чая и др.).

2. Может обходиться без нагрудника.

3. При соответствующем воспитании ест аккуратно, не обливаясь, пользуется салфеткой.

4. В 2--2,5 года после приема пищи полощет рот (при напоминании взрослого).

5. Моет руки перед едой и вытирает своим полотенцем – "каждый пальчик" (с помощью взрослого).

6. Проявляет самостоятельность при раздевании и одевании.

7. Знает последовательность использования предметов одежды. В некоторых случаях нуждается в помощи взрослого (завязать шнурки, застегнуть молнию, пуговицы и пр.).

8. Самостоятельно натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого).

9. Пользуется носовым платком (при напоминании).

10. Знает место одежды, обуви, посуды игрушек.

11. Убирает игрушки на место (при напоминании).

12. Контролирует свои физиологические потребности.

13. Эмоционально-положительно реагирует на новую одежду (красивую шапочку, бантик и пр.);

радуется, если его наряды замечают посторонние.

14. Дает себе положительную оценку: "хороший", "красивый", "большой" и т.п.

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 1 до 3 лет развитие ребенка секреты воспитания

Рассказать друзьям

Оцените статью:

117 комментариев

Подписаться на отзывы RSS
Версия для печати

Комментарии

1—10 из 117

Мы всё это делаем в 1,3. Не дотягиваем речевое развитие (мало слов говорит) и гигиену (ест ложкой неаккуратно и не ходим на горшок, это я сама не учу как следует). Ребёнок киборг родился. Очень мне трудно её развивать (точнее воплощать все её просьбы). Я сама наоборот рано заговорила, но умом не блистала. А дочка молчунья почти но в остальном просто гений какой-то.

28 августа 2016

Отличная статья! Сравнила - мы все умеем и соответствуем.
У меня ребенку-мальчику 2 года. Говорит предложениями сложными из 5-7 слов, предложений много, получаются целые рассказы на тему: что делал на площадке, что видел в цирке и т.д Рассказываем стихи. В 1 год 11 мес без подсказок рассказывали " НАша Таня громко плачет", кстати вот ссылка, кого заинтересует
https://www.youtube.com/watch?v=3WcuRkwjd-c&feature=youtube_gdata_player
Знаем буквы алфафита, цифры, цвета, фигуры, Прыгаем с большой высоты с поддержкой за руку мамой, висим на перекладине, делаем уголок и выход на руки (с помощью мамы) Одеваем сандали, трусы, иногда штанцы.
Просимся на горшок всегда, ходим давно без памперса (только на ночь).
вообщем, надо заниматься и детки покажут большие успехи, чем в статье. занимаемся с 8 мес по методике Домана
https://www.youtube.com/watch?v=4ycPQA6v_ok https://www.youtube.com/watch?v=lrL6rkDKUy8.
Причем заниматься заставляем ребенок меня.
Тащит книги, бывает приходится читать "/Айболита" или еще чего-нибудь по 2-3 раза, смотрим карточки с картинками вместо положенного одного комплекта по 3-4,
Еще раз повоторюсь, никто не заставляет занимться, все делается в игре и по просьбе и желанию реьбенка
Удачки все мамам в развитии малышей

16 июля 2013 23:45

Дочери 1,8. Делает многое из того, что тут написано. Пирамидку сама собирает полностью правильно (до 5-ти колец), башни из кубиков, напяливает шапку,шарф, обувь, варежки.
Выполняет составную просьбу, например, "найди и принеси бутылочку, я тебе сок налью".

Зато почти не разговаривает (пи-пи, ки-ки, мама, ням-ням - не в счет, тут аж предложениями говорить надо), столовый прибор у нее один на любую еду - это ложка! Стихи не слушает - не хватает концентрации внимания.
Вместо кукол играет с котом. Живым, пушистым и говорящим) Которого можно кормить, поить, с ним можно играть или просто сидеть на подоконнике. И все по-настоящему. А дай ей куклу, и она ничего не сделает, не интересно. Это же не значит, что ребенок тупой, недоразвитый и социально неадаптированный.

Что-то из описанного уже не делает - надоело, что-то не делает, потому что у нас так не принято (например, маманька не шьет и не вяжет, кучу приборов к трапезе не подает и салфеткой, свинина такая, после еды не пользуется, а идет мыть себя и ребенка в ванну), соответственно, интерес к этому взять неоткуда. Зато есть многое, что в этой таблице не упомянули, но дочь умеет и делает с удовольствием.
В общем, как ориентир эту таблицу брать можно и нужно. Но диагноз своему ребенку на ее основании ставить глупо, как минимум, детей своих пожалейте.

23 мая 2013 15:10

Ужас... Вторую дочку воспитываю, разные они совершенно, каждый по своему развивается. Но чтобы по таблицам!!! Нормам!!!! Шаблонам??!!! Ой, мамочки, какие вас сюрпризы ждут в старшем возрасте ваших деток! Заглянуть бы в таблицу, да нет пока, слава богу, таблиц для аналогичной оценки подростков...

8 мая 2013 22:47

Отличная

11 декабря 2012

Спасибо за Ваши статьи, Любовь. Отличное руководство к действию, т.к. самой трудно учесть все нюансы воспитания и развития, и страшно что-нибудь упустить. А я уверена, что успех наших детей зависит в первую очередь от нас самих!

17 ноября 2012

Что радует, что мамы у всех разные, а многие - читать не умеют, но зато всех могут научить, обо всех рассуждают, умеют осуждать, хотя многие - ноги перед сном не моют. А зачем? От грязи еще никого не разорвало... :)))

2 ноября 2012

Статья, конечно, "супер". А, давайте-ка все взрослые и себя под одну гребёнку подбреем. А чего? Детей же можно! У меня сыну 1,11 - умеет примерно половину из этого. Но знает правая-левая рука-нога, включает свет, открывает-закрывает за собой дверь, ключом открывает входную дверь, знает горячее-холодное, и многое другое, чего нет в этой статье. И на улице не бегает - боится ещё (очень осторожный, был опыт падения), а рассматривает все камешки, цветочки, деревья и восхищается!!! Так что, мамы, не заморачивайтесь - любите своих детей такими, какие они есть и не калечьте им детство постоянными уроками! Я сама читать стала в 3 года, папе газеты читала, когда он с работы приходил, но Нобелевской премии у меня нет. Поэтому своему ребёнку позволяю делать то, что ему нравится и развивать это, а всему остальному научится со временем!

9 сентября 2012

статья понравилась

13 августа 2012

Да, кстати, забыла добавить. (из записи Юлии)"и самое главное-это то, что это все ей нравится самой-"почитай мне книжку," "а это какая буква?" и так далее. Ну вот и здорово, что ребенку нравится, ведь Ей нравится все, что делает с ней мама и все, что мама рассказывает, это же познание окр. мира. Но самостоятельное осознание того, что она такая маленькая, а уже столько всего знает, придет попозже к ребенку,маме зато какая радость) А если рада мама - рад и ребенок. Ну и закончу на этом свое, как всегда, отличающееся от всех мнение)))

13 июля 2012

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Сейчас читают

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый