Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Мы растем! Все о развитии ребенка от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
0 4.4

Развитие

Мы растем! Все о развитии ребенка от 2 лет 6 месяцев до 3 лет

Микропериод второго полугодия от 2 лет 6 месяцев до 3 лет имеет свою яркую выраженность и заслуживает особого внимания. Успешность воспитания малыша в этом возрасте обеспечивается в основном микроклиматом семьи. Его благополучие определяется культурой семейного быта и гармонией общения взрослых с ребенком.


Ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство»им. А.В. Запорожца, доцент, канд. психол. наук

Малышу исполнилось два с половиной года. Как многому он научился за последние 6 месяцев!Кроха самостоятельно собирает пирамидку, складывает матрешку, конструирует из кубиков, любит книги и картинки, строит предложения, согласовывая слова в роде, числе, падеже, употребляет почти все части речи. Малыш бегает, прыгает, смело осваивает окружающее пространство. А главное, ребенок обнаруживает исключительную любознательность. Он проявляет самостоятельность: « Я сам!» - звучит как победный клич в этот период его жизни.

У истоков развития личности

Во втором полугодии ведущие линии педагогики остаются прежними: сенсорное, познавательное, речевое, моторное, художественное развитие (пение, танец, рисование, лепка ), игра и, конечно, продолжается совершенствование навыков посильной самостоятельности. В возрастной период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет при значимости всех сторон воспитания на первый план выступает линия социального развития: начало формирования личности малыша. Имеется ввиду социализация - вхождение в мир человеческих отношений на новом, более осознанном уровне. Малыш начинает приобретать свой взгляд на мир, поступки людей и пытается дать им оценку. Конечно, все это проходит на уровне его детского восприятия. Ребенок хочет понять взрослых, а главное, делает свои наблюдения основой подражания. Это важно, потому что социальное развитие ведет за собой формирование интересов, способностей, индивидуальности, яркого самовыражения. Следует заметить, что вначале малыш осваивал в основном практические стороны жизни: шло копирование, творческое интерпретирование того или иного умения, навыка, той или иной деятельности.. Что же нового происходит во втором полугодий 3-ro года? В этот период детства, малыш наряду с практическим опытом действий с предметами, начинает приобретать (конечно, на своем возрастном уровне) опыт социальных отношений, овладевая практикой общения. Теперь освоение окружающего акцентируется не столько на предметах и действиях (это малыш уже умеет!), сколько на тех чувствах, которые вызывают те или иные действия человека. Иными словами, освоение окружающего мира перемещается в сферу душевных состояний, эмоций и чувств людей. Ребенок начинает познавать социальный мир как бы «изнутри», осваивая палитру человеческих чувств, отношений, правил поведения, поступков: «хорошо или плохо», «правильно или неправильно», «можно или нельзя» и т.п. Малыш по-новому начинает воспринимать сказку. Ему не безразлична судьба героев сказок - Курочки, Зайчика, Мышонка и др. Вот почему, кроха «уговаривает» Колобка не садиться на носок Лисе, может даже расплакаться в конце повествования о Глупом Мышонке.

И сказка и ... жизнь

Именно бытовые (а не волшебные !) сказки - первые сказки раннего детства, потому что они раскрывают отношения людей в жизни. Не случайно герои всех бытовых сказок, потешек действуют как люди: «Собака на кухне пироги печет, кот в углу сухари толчет, кошка в окошке платье шьет, курочка в сапожках избу метет и т.д.» Персонажи разговаривают, наряжаются, общаются, поют, танцуют, дарят подарки, проявляют заботу, но иногда обижают друг друга, обманывают... Какие сюжеты для раздумий, осознания радостей и огорчений, темных и светлых сторон человеческого бытия! Активное восприятие детьми 2,5-3,5 лет сюжетов сказок проявляется в том, что они «вмешиваются» иногда в ход действий, пытаясь изменить судьбу полюбившегося героя. Так, например, мальчик 3 лет утверждал, что Лиса не съела Колобка: «Он сел на носок Лисе, показал ей язык и лизнул. Лиса чихнула, а Колобок прыгнул на землю и покатился дальше. И еще пел песенку». О чем говорит творчество малыша? О том, что у него развито воображение, память, имеется достаточный опыт. Малыш «выручает» любимого Колобка и оставляет «с носом» Лису: зло не должно торжествовать! Разве не чувствуется в поведении малютки благородство помыслов? Разве не ищет его душа добра и правды? Глубоко ошибаются те, кто считают, что мир раннего детства слишком далек от реалий жизни. В том-то и дело, что малыши познают его очень рано, не понимая многого, учатся видеть, сравнивать, выбирать «с кем быть», «кого любить», «кого защищать», «кому подражать» и т.п. «Я не Глупый Мышонок», - сквозь слезы доказывает мальчик, -«Я не буду слушать Кошку» А, далее идет последействие сюжета: «Я спрячу Мышонка, а в кроватку положу морковку», - решает малыш. Сказанное позволяет заметить, что сказка в фантастических образах раскрывает ребенку всю гамму эмоций, чувств и отношений, делая для него понятным то, что дитя не в состоянии освоить пока в реальной жизни. Но, именно это и интересует кроху, важно понять как действуют люди, и как ребячьи поступки воспринимают взрослые. К концу раннего детства малыш должен «вписаться» в окружающий его социальный мир! Иначе может возникнуть кризис отношений со взрослыми! А этого допускать не следует. Не случайно к концу 3-го года ребенок четко осознает свое «Я», у него появляется ролевая игра, то есть способность в ролевом поведении отражать эпизоды социальной жизни (доктор, шофер, парикмахер, продавец, дворник и др.). Все игровые сюжеты проходят с долей нравственно-этического отражения в зависимости от той атмосферы, в которой малыш «подсмотрел» их у самой жизни. Ребенок выражает своим поведением понимание мира, который разворачивается перед его глазами. Вот почему, можно утверждать, что вторая половина 3-го года предъявляет особые требования к родителям. Именно они создают атмосферу любви, заботы, доброты в семье, достойную подражания не только в игре, но и всей настоящей будущей жизни их ребенка.

Смех сквозь слезы

«На что следует обратить внимание в первую очередь?» - спросят заботливые родители. Вопрос не праздный, потому что начало формирования личности малыша совпадает с определенными трудностями объективного характера: малыш не имеет представления об игровом поведении взрослых. Ему очень многое не понятно в их словах и поступках: говорится одно, а делается другое. Порой домашние «сюжеты» выглядят и комично, и грустно. Например, мама учит кроху: «Нельзя лгать! Говори всегда правду!» Звонит телефон и мама просит домашних: «Скажите, скажите, что меня нет дома!» Малыш переводит взор с одного взрослого на другого и спрашивает маму: «А ты где?». Или пример второй. Бабушка и мама плохо отзываются о соседке, но когда та заходит, к удивлению ребенка встречают радостными возгласами, не знают куда посадить, чем угостить. Называют её по имени и отчеству. Но, тут свое слово вставляет внучок:" Страшная ты и подлая ! Гнать тебя метлой"!" Женщины в ужасе бросаются к мальчику, шлепают и требуют извиниться перед «такой хорошей тетей». Малыш горько рыдает. Приведенные выше ситуации известны многим., кто имел или имеет маленьких детей: они могут «подвести». Но, посмотрим на проблему с точки зрения ребенка. Действительно, как ему разобраться в том, что он видит во взрослой среде, где поступки полны противоречий, эмоции притворны, а слова не совпадают с действиями! Конечно, это бывает не всегда, изредка, но... все же случается. В социуме игровое поведение явление объективное. Оно вызвано не желанием злословить, говорить за глаза, обусловлено поисками каких-то путей выхода из затруднительных ситуаций, эмоциональностью и разными точками зрения. Конечно, люди должны сдерживаться в высказывании своих эмоций, нельзя «выплескивать» свои настроения. Сдержанность - признак культуры. Игровое поведение во взрослой среде как необходимое условие контактов людей, умения ладить друг с другом. Й все же, эта ситуация «закулисной» игры, не должна выводиться на сцену жизни в присутствии ребенка, который не понимает такое поведение взрослых. Разговаривая с кем-либо в присутствии малыша, необходимо помнить, что он слышит и запоминает каждое ваше слово. Думайте о том, как кроха воспринимает ваши слова и действия. Не стоит делать его свидетелем двойной игры .

Высокие идеалы «с молоком матери»

«Как все нелегко в воспитании ребенка, если вдуматься в суть происходящего», - вздохнув, скажут родители. Особенность восприятия маленьких детей предъявляет высокие требования взрослым. Взрослые несут в себе определенные духовные ценности, обогащая, гуманизируя мир ребенка. Именно своим обликом, своими чувствами, своими конкретными делами, отношением к окружающему они формируют личность ребенка по своему образу и подобию: учат видеть красоту, благородство поступка, доброе отношение ко всему живому и т.п. Все перечисленные выше черты соответствуют высоким гуманистическим идеалам. Неслучайно они свойственны только человеку. Только человек способен понимать и откликаться на красоту окружающего мира. Только человек способен созидать, творчески совершенствовать цивилизованный мир, в котором он живет. Только человеку свойственно безграничное стремление к познанию и всепоглощающая познавательная потребность. Именно человеку присуще нравственно-этическое сознание, того что называется совестью,а также высокие человеческие чувства любви и преданности, самопожертвования и осознание своей ответственности за все, что его окружает. Ученые доказали, что именно ранние годы являются исключительно благодатным периодом развития. И все, что вначале входит в подсознание, как говорится «с молоком матери», находит свое отражение в сознании в более зрелом возрасте. Если все же обратиться к 3-му году жизни ребенка, то практическое применение принципа гуманизации, прежде всего, важно сочетать с высокой культурой жизни семьи, заботой о малыше, с организацией его жизни и в частности, окружающей среды по законам добра и красоты.

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 1 до 3 лет развитие ребенка секреты воспитания развитие ребенка по месяцам

Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Сейчас читают

Интересное в сети


@
Notice: Undefined index: HTTP_USER_AGENT in /home/h/ssl/habicasa/engine/lib/internal/ConfigSimple/Config.class.php on line 38




Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый