Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Лови, бросай, кати! Развивающие игры с мячом
7 4.9

Развитие

Лови, бросай, кати! Развивающие игры с мячом
Продолжение. Начало см. в №5, 2007


Воспитатель по физической культуре ЦРР - д/с № 225 г. Москвы

Поиграем с солнышком

Цель игры: научить ребенка прокатывать мяч в заданном направлении. В этой игре желательно использовать мяч желтого цвета. Исходное положение (И.п.): Ребенок сидит на полу ноги врозь. Мама (взрослый) с мячом в руках располагается напротив него на расстоянии 0,6–1,0 м и, обращаясь к малышу, говорит: Солнышко желтое, Мама медленно прокатывает мяч Солнышко теплое от руки к руке и вокруг себя. По небу катилось, катилось,
К Мише (имя ребенка) в гости прикатилось.
Мама прокатывает мяч ребенку двумя руками. Ребенок ловит мяч и затем прокатывает его двумя руками обратно к маме. Вариант. В игре могут принимать участие и другие члены семьи (папа, бабушка, дедушка, старшие брат, сестра или сверстники вашего малыша, которые приходят к вам в гости). В этом случае участники игры образуют полукруг (дугу). Взрослый с мячом располагается напротив и прокатывает мяч всем играющим по очереди. При усложнении игры взрослый может направить мяч любому из играющих, вынуждая малыша быть внимательным. Исходное положение малыша тоже может меняться: сидя на полу ноги врозь, скрестив перед собой, сидя на корточках.

Мяч в кругу

Цель игры: совершенствовать навык отталкивания мяча при катании, учить ребенка ориентироваться в пространстве. В этой игре можно объединить несколько детей (сверстников вашего малыша) или попросить других членов семьи поиграть с вами. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Мама (взрослый) дает детям мяч-Колобок (на мяче нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и говорит: Колобок, Колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И ребятам улыбнись.
По просьбе мамы «Катенька, покати мячик Диме» ребенок прокатывает мяч двумя руками названному ребенку. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени. Так дети перекатывают мяч от одного к другому. Советы маме. Просьба мамы прокатить мяч тому или иному ребенку исключает катание мяча между одними и теми же детьми. Взрослый напоминает малышам, что мяч надо оттолкнуть от себя посильнее, чтобы он докатился к другому ребенку, а также подает детям мяч, если он выкатился из круга.

Передай мяч

Цель игры: научить ребенка передавать предметы (мяч, кубик, небольшую игрушку и т.п.) из рук в руки; развивать умение ориентироваться в направлении движения (вправо, влево, назад и т.д.). В этой игре можно объединить несколько детей (по возможности сверстников малыша) или позвать на помощь других членов семьи. Дети сидят на стульях или стоят (по кругу), сидят на полу (поджав ноги под себя или скрестив их перед собой), на диване на расстоянии вытянутых в сторону рук. Взрослый дает ребенку мяч со словами: Мячик ручками держи,
Да смотри не урони.
Повернись скорее к другу,
Передай его по кругу.
или
К другу руки протяни,
Мячик у него возьми.
Держи крепко, не роняй
И другому передай.
Ребенок, получивший мяч, передает его из рук в руки соседу. Мяч надо брать и передавать двумя руками. Советы маме. Перед началом игры мама (взрослый) просит детей посмотреть, кто сидит (стоит) рядом с ними. При передаче мяча мама подсказывает малышам: «Надя, дай Саше мяч пожалуйста. А ты, Саша, дай мяч пожалуйста Диме» и т.д. Взрослые следят за тем, чтобы дети, поворачиваясь, сидели или стояли на месте, не переступали ногами. «Ребятки, давайте мы с вами намажем наши ножки клеем и приклеим их к полу. Вот так (показывает, как намазать стопу клеем)! Ножки хорошо приклеились и не могут топтаться на месте». Варианты игры. В зависимости от исходного положения и способа передачи мяча эта игровое упражнение имеет несколько вариантов: 1). малыши сидят на полу на плоских кружочках (в шеренгу на некотором расстоянии друг от друга) и передают мяч двумя руками из рук в руки, поворачивая корпус тела при приеме и передаче мяча (стараясь не класть мяч на колени); 2). малыши сидят на полу друг за другом на тех же кружочках (в колонну на некотором расстоянии друг от друга) и передают мяч сзади сидящему поднятыми вверх руками или двумя руками сбоку; 3). малыши садятся в кружок на полу, скрестив ноги, и передают маленький мячик (взяв его левой рукой, нужно отдать правой) и т.п.

Прокати и догони

Цель игры: Учить ребенка катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, с усилием; развивать умение ориентироваться в пространстве. Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному мамой месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия согласно стихотворному тексту, произносимому мамой: Наш веселый, звонкий мячик Ребенок толкает мяч вдаль двумя руками и Мы прокатим далеко. смотрит, куда он покатился, затем А теперь его догоним, бежит за мячом, догоняет его и Это сделать нам легко! поднимает над головой: «Поймал!» Варианты игры. Прокатывать вдаль можно не только большой (диаметр 18-20 см), но и маленький мяч (диаметр 5-8 см). В зависимости от диаметра используемого мяча ребенок катит мяч вдаль: одной рукой (обязательно чередовать правую и левую руки), если мяч маленький, и двумя руками, если мяч большой. Советы маме. Приучайте малыша посмотреть вперед, прежде чем он покатит мяч. Прокатив мяч, не бежать за ним сразу, а дождаться речевого сигнала. Попытайтесь объяснить малышу, что мяч надо отталкивать не резким и коротким движением рук, а плавным и энергичным (при необходимости проделайте упражнение вместе, обхватив руки ребенка своими).

Сбей кегли

Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении). Это прекрасная игра для отработки меткости и навыков катания. Если в доме нет кеглей, то их прекрасно заменят пустые пластиковые бутылочки емкостью 0,5 л. Поставьте 2-3 кегли или бутылочки на расстоянии 1-1,5 м от ребенка и дайте ему большой мяч. Малыш, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч), с обозначенного мамой места (цветной кружок или шнур) прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Прокатив мяч, ребенок идет за ним, поднимает и идет обратно. Советы маме. Перед тем как дать мяч самому ребенку, заинтересуйте его, покажите, что надо сделать, сопровождая свой показ следующими словами: Посмотри, какие кегли Мама обращает внимание малыша на то, как Ровно-ровно в ряд стоят! стоят кегли. К ним направим мяч умело Толкает мяч двумя руками вперед, к кеглям. И они уже лежат! Обращает внимание на сбитые (упавшие) кегли. Следите, чтобы малыш энергично отталкивал мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучайте малыша смотреть на кегли. Хвалите его, даже если он не попадет в цель. Отметьте точки на полу, куда надо ставить кегли (мелом, кусочками пластыря), и позвольте малышу самостоятельно установить сбитые кегли на место.

Сбей пирамидку

Это игровое упражнение можно предложить ребенку, когда ему уже наскучат кегли. Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении). Содержание. Из 3-4 пластиковых кубиков строится пирамидка. Ребенок с расстояния 1,5 м пытается сбить их, прокатывая мяч двумя руками (см. «Сбей кегли»). Дети, как правило, приходят в восторг от разлетающихся в стороны кубиков.

Мяч с горки

Цель игры: учить ребенка действовать с большим мячом двумя руками: скатывать, ловить, переносить. Для этого вам понадобится доска. Закрепив доску на стуле, вы создадите дома прекрасные условия для отработки навыков отталкивания и ловли мяча. Варианты игры. 1. Мама (взрослый) скатывает мяч сверху по направлению к ребенку. Ребенок ловит мяч двумя руками. 2. Один конец доски закреплен на стуле, другой – касается пола. Ребенок самостоятельно скатывает мяч с наклонной плоскости, отталкивая его двумя руками с усилием. Сопровождайте действия малыша веселыми словами: Мячик в руки ты возьми, Мяч в руках у ребенка. Смело к горке подойди, Ребенок подходит к приподнятому концу доски. Оттолкни его руками, Ребенок скатывает мяч с горки, отталкивая его двумя руками. А теперь беги, лови! Бежит за ним и, догнав, возвращается обратно. Советы маме. Напоминайте малышу, что скатывать мяч надо двумя руками. Постарайтесь объяснить ему, что если мячик просто класть на доску или отталкивать тихонько, то он упадет на пол, не докатившись до ее конца.

Мяч в «туннель»

Цель игры: развивать умение при катании мяча к цели отталкивать его двумя руками, учить ребенка оценивать расстояние между предметами. Варианты игры: 1) поставьте 1-3 табуретки или стула вплотную друг к другу. Покажите малышу, как катить мяч через «туннель», отталкивая его двумя руками. Обратите внимание, что диаметр мяча не должен быть больше половины расстояния между ножками стула (табуретки). Ребенку интересно видеть, как мяч проходит в «туннель», а не «загораживает» проход между ножками стула. 2) вам понадобится помощь 3-4 человек. Попросите других членов семьи встать друг за другом, расставив ноги в стороны. И тоже покажите малышу, как катить мяч через «туннель» двумя руками. В обоих вариантах игры ребенок может сам бежать за катящимся мячом и приносить его обратно, чтобы снова прокатить его в «туннель». Но можно кого-нибудь из взрослых попросить встать с другого конца «туннеля», чтобы ловить мяч и прокатывать его обратно малышу. Маленькому ребенку приносит огромное удовольствие не только прокатывать, но и ловить мяч, выкатывающийся из «туннеля». Советы маме. Напоминайте малышу, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через «туннель», а не застрял в нем. Перед тем как оттолкнуть мяч приучайте малыша смотреть вперед. Хвалите его, даже если он не попадет в «туннель».

Пронеси – не урони

Цель игры: учить ребенка производить действия с предметами по сигналу: брать, переносить их, класть; ходить, сохраняя прямолинейное направление движения; развивать умение ориентироваться в пространстве комнаты (или другого помещения). На одной стороне комнаты на цветных кружочках (это «домики») располагаются мама и ребенок, в руках у каждого по мячу. На другой стороне комнаты стоит корзина. Мама вместе с ребенком производит действия, сопровождая их стихотворным текстом: Мы с тобой идем, идем, Мама и ребенок с мячом в руках проходят через Мячи разные несем: комнату и останавливаются около корзины. Зеленый, желтый, красный, синий…
Положили мы в корзину!
Кладут мячи в корзину. Мама предлагает посмотреть в корзину и задает малышу вопрос: «Какие же мячи в корзине?» Ребенок называет цвет мячей. Мама хвалит его, например: «Правильно желтый и красный мячи в корзине. А теперь, давай в домик побежим!» Убегают каждый в свой домик, где вместе с мамой выполняют имитационные движения. Мама спрашивает: Покажи мне, как мы шли? Ходьба на месте Мячик как с тобой несли? Ходьба на месте, руки имитируют несение мяча. Покажи, как мячик клали? Наклониться, руки вниз (как будто положили мяч). Покажи мне, как бежали? Бег на месте. Мама снова спрашивает малыша: «А где же наши мячи?» Ребенок обязательно покажет на корзину. «Пойдем достанем мячи из корзины», - предлагает мама. И они снова бегут к корзине, достают мячи, поднимают их над головой и возвращаются в свои «домики». После некоторой паузы игра повторяется. Советы маме. Маме (взрослому) необходимо следить за тем, чтобы малыш выполнял действия по речевому сигналу (стихотворный текст, читаемый мамой). Для переноски можно использовать и более мелкие предметы: кубики, малые мячи или шарики, шишки и др.

Брось и догони

Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками от груди (снизу, сверху, из-за головы); выполнять действия с мячом по речевому сигналу взрослого; развивать умение ориентироваться в пространстве. Мама и малыш с мячом в руках встают у обозначенного мамой места (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняют действия в соответствии со стихотворным текстом, произносимым мамой: 1.Мы обнимем мячик нежно, Приставляют мяч к груди. Оттолкнем его небрежно. Бросают мяч вдаль двумя руками от груди.
А теперь, догоним дружно: Бегут за мячом. Пожалеть его нам нужно! Поднимают мяч и, прижимая его к груди одной рукой, другой гладят мяч и возвращаются обратно. 2. Мячик вниз мы опускаем, Опускают руки с мячом вниз. А теперь его бросаем. Бросают мяч вдаль двумя руками снизу. Догоняем быстро, дружно. Бегут за мячом, поднимают его и «жалеют». Ведь поймать его нам нужно! 3. Мячик вверх мы поднимаем Поднимают руки с мячом вверх над головой. И вперед его бросаем. Бросают мяч вдаль двумя руками сверху. Мячик шустрый, озорной Бегут за мячом. Догнав, поднимают, весело кричат: Сейчас догоним мы с тобой! «Догнали!» и возвращаются обратно. 4. Мячик шустрый, озорной Поднимают руки с мячом вверх над головой. Вверх поднимем мы с тобой. Спрячем за головку, Слегка опускают мяч за голову на согнутых руках. Бросим дружно, ловко! Бросают мяч вдаль двумя руками из-за головы.
А теперь, догоним дружно.
Бегут за мячом. Догнав, поднимают, весело кричат: Ведь поймать его нам нужно! «Поймали!» и возвращаются обратно. Советы маме. Если малышу надоедает просто бросать мяч, предложите ему поиграть в мяч с большой мягкой игрушкой, которую вы можете посадить напротив малыша: «Сашенька, смотри кто к нам пришел! Медвежонок! Саша, медвежонок говорит, что ему скучно сидеть одному. Давай мы с ним в мяч поиграем! Посадим его вот здесь. Мы мячик будем ему бросать, а он пусть ловит». Покажите малышу, как медвежонок (или любая другая игрушка) «ловит» брошенный мяч. Присядьте за медвежонком, возьмите его лапы в свои руки и поймайте мяч. Малыш с удовольствием поиграет с игрушкой.

Брось через веревку

Цель игры: учить ребенка бросать мяч двумя руками вперед-вверх способами снизу, от груди, сверху, из-за головы. Для этой игры вам необходимо при помощи «подручных средств» (например, стулья со спинкой) на высоте примерно 1 м от пола (при обучении броску сверху и из-за головы) или на уровне груди ребенка (при обучении броску снизу и от груди) натянуть веревку или резинку. На одной стороне комнаты на расстоянии 0,6-1,5 м (при обучении броску сверху и из-за головы) и на расстоянии 1-1,5 м (при обучении броску снизу и от груди) от натянутой веревки на цветных кружочках (у шнура, полоски пластыря) располагаются мама и ребенок. В руках у каждого по мячу (мячи среднего диаметра: 12-15 см). В соответствии со стихотворным текстом, произносимым мамой, они вместе выполняют упражнение. Бросок сверху: У веревочки (заборчика) стоим, Мама и ребенок с мячами в руках стоят на кружочках, Мячик поднимаем. Поднимают руки с мячом вверх. Чтобы мячик ускакал, Бросают мяч двумя руками сверху через натянутую Мы его бросаем! веревку. Догоняем быстро, дружно. Бегут за мячом. Догнав, поднимают, весело кричат: Ведь поймать его нам нужно! «Поймали!» и возвращаются обратно. Во время броска из-за головы мама также говорит «Мячик поднимаем», во время броска снизу – «Мячик опускаем», во время броска от груди – «Мячик прижимаем». Советы маме. Покажите своему малышу, что стоять на кружочках следует слегка расставив ноги в стороны. Бросать и бежать за мячом только по речевому сигналу мамы. Также объясните малышу, чтобы догнать мяч, надо пробежать под веревкой и, чтобы не задеть ее, надо наклониться, а не приподнимать ее рукой вверх. Если вы играете с малышом в первый раз, то не знакомьте его сразу со всеми способами бросания мяча. Делайте это постепенно. Иногда ребенок сам «подсказывает», с какого способа бросания мяча вдаль вам начать обучение. Просто попросите ребенка бросить вам мяч, не показывая, как это сделать. По мере усвоения одного способа предлагайте ему другой. Усложнение игры. Бросание мяча можно проводить также через 2-3 стула со спинкой, стоящих вплотную друг к другу (слово «у веревочки» заменяется на слово «у заборчика»). В этом случае, догоняя мяч, малышу уже придется проползать под стульями. А возвращаясь назад, сначала прокатить мяч под стулом, а потом проползти за ним на четвереньках.

Прокати вокруг пенечка

Цель игры: учить ребенка катать мяч вокруг предмета двумя руками, класть мяч двумя руками в горизонтальную емкость, находящуюся на уровне вытянутых вверх рук ребенка. Из «подручных средств» поставьте «пенечек» (это может быть пустая коробка, мешок и т.п.). Вспомните с малышом сказку «Колобок» (от кого убежал Колобок, а кто его съел) и предложите ему поиграть с Колобком, покатать его двумя руками (одной рукой) вокруг «пенечка». Малыш с Колобком (мяч с наклеенными на него глазами, носом и ртом) в руках встает около «пенечка». Мама с мешком находится в 2-3 шагах от него и читает стихотворение: Колобок, не ленись, не ленись,
Вокруг пенечка прокатись, прокатись.
Подтолкнем тебя руками,
Поиграй немножко с нами!

Малыш катает мяч вокруг «пенечка», стараясь не выпускать его из рук. Когда мама скажет: «Зайчик идет!», малышу нужно поднять мяч двумя руками вверх («колобок» убегает от зайца). Мама приговаривает: «и от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и от зайца ушел! Молодец!» Тот же вариант игры проигрывается с другими персонажами сказки: волком и медведем, только меняется направление прокатывания мяча. Когда мама скажет: «Лисичка идет!», малышу нужно взять мяч, подбежать к маме и двумя руками положить его в мешок («лисичка съела колобка!»), который мама держит на уровне вытянутых вверх рук ребенка. Советы маме. Напоминайте ребенку, чтобы он не откатывал мяч далеко от себя. Малыш на первых порах может прокатывать мяч как ему удобно (одной или двумя руками). Когда он научится удерживать мяч около себя, задание можно усложнить: прокатывать мяч только одной (двумя) руками. Мышцы спины и позвоночник малыша еще слабы, поэтому во избежание большой нагрузки на позвоночник повторяйте игру не более 2-4 раз и обязательно после каждого прокатывания мяча просите малыша выпрямиться и поднять руки с мячом вверх (потянуться).

Снежинки

Цель игры<: учить ребенка бросать мяч двумя руками в емкость, находящуюся на полу, развивать мелкую моторику рук. Перед игрой (обязательно вместе с ребенком) нарвите небольшие кусочки белой легкой бумаги (например, салфетку) – в игре это будут «снежинки». Положите на пол большую взбитую подушку (не приминайте ее к полу). Сверху подушки насыпьте «снежинки». Отойдите от подушки на 0,7-1,5 м (в зависимости от возможностей и умений ребенка) и покажите своему малышу, как бросить мяч на подушку (двумя руками снизу). Вы увидите, в какой восторг придет ваш малыш от разлетающихся в стороны «снежинок». Пусть малыш бросает мяч пока ему не наскучит. А вот разлетающиеся снежинки вам придется собирать вместе, пусть пальчики малыша потрудятся.

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 0 до 1 года дети от 1 до 3 лет Игры развитие ребенка

Рассказать друзьям

Оцените статью:

7 комментариев

Подписаться на отзывы RSS
Версия для печати

Комментарии

1—7 из 7

Очень замечательная подборка

9 июня 2012

оЧЕНЬ КЛАССНЫЕ ИГРЫ! МЫ С РОДИТЕЛЯМИ ТОЛЬКО ИГРАЕМ С МЯЧОМ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

7 июля 2011

очень познавательно, а то некоторые родители сразу берутся за книжки минуя самые необходимые бытовые навыки

12 января 2011

спасибо большое!

16 марта 2010

Замечательные игры!

21 января 2010

Спасибо! Обязательно применю и на работе!

27 февраля 2009

Спасибо! Очень хорошая нужная статья! Ребенок обожает играть мячом, но у мамы фантазии не хватало. А теперь есть где развернуться! :)

12 февраля 2009

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый