Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Развивающие игры для детей
0 5

Развитие

Развивающие игры для детей
Что выбрать - игры или игрушки

Некоторые родители считают, что основное условие успешного развития малыша – большое количество игрушек. Между тем главное для ребенка – научиться играть. Как кроха приобретает это важное умение и чем ему могут помочь взрослые?


Детский психолог,г. Екатеринбург

Что такое игра?

Игра – это самый важный труд для ребенка. Под игрой подразумевается любая активность, в которой есть место спонтанным открытиям и превращениям. Родители, а также бабушки и дедушки могут играть с ребенком практически в любой ситуации, а большинство детей делают это при выполнении повседневных дел. Если крохе не мешать, он будет играть спонтанно, просто следуя своей генетической программе. И до сегодняшнего дня не придумано лучшей возможности для развития интеллекта и формирования характера малыша, чем игра.

Многие современные родители, в силу своей занятости и вечной усталости, редко уделяют время играм с ребенком. Они полагают, что дорогие развивающие игрушки, а потом – компьютерные игры и различные приставки могут заменить то общение, которое малыш мог бы получить из игры и личного взаимодействия с ними. Дети в возрасте 3–6 лет почти перестали играть в ролевые игры, в «семейные» игры типа «лото», в прятки и т.п. В «живой» игре всегда есть элемент несовершенства, хаотичности и недисциплинированности, поэтому она требует от детей увлеченности, активизирует их творческий потенциал и способность самостоятельно находить решения и принимать на себя ответственность.

Часто бывает, что родители, покупая своей дочери огромный красивый дом для кукол, считают, что теперь девочка будет занята игрой много вечеров подряд. Каково же бывает их удивление, а иногда и разочарование, когда, открыв коробку и посадив в каждую комнату по кукле, девочка оставляет всю эту красоту и перестает подходить к ней. И дело не в том, что девочке не интересно. Она просто не знает, что же ей делать дальше, как играть. Современные дети не умеют играть друг с другом и со своими игрушками. Родители не учат их овладевать навыками игры. А потом жалуются, что ребенок совершенно не умеет сам себя занимать, что ему все время скучно, а огромное количество игрушек просто пылится в шкафах.

 

Как правильно играть

Сможет ли ребенок сам овладеть навыками игры? Есть однозначный ответ: детей обязательно нужно учить играть. Сначала ребенок будет просто подражать взрослому, копируя его движения и слова. А потом он станет проявлять самостоятельность в выборе своей роли в игре, он станет учиться оценивать собственный вклад в игру, будет развиваться в игре гораздо быстрее и гармоничнее. В игре «взрослый – ребенок» дети получают необходимое им количество общения и эмоциональной поддержки от взрослых, они приобретают колоссальный опыт социального общения. Не говоря о том, что в игре могут быть развиты восприятие и речь, внимание и память, мышление и остальные познавательные процессы.

Мы предлагаем несколько советов и рекомендаций для родителей, которые хотят научиться взаимодействовать с ребенком посредством игры.

Во что играть в каком возрасте?

Давайте посмотрим, что происходит с ребенком на разных этапах его взросления.

Годовалый малыш еще неуклюж, движения его рук и ног не вполне скоординированы, он произносит пока 10–15 слов, но с удовольствием будет смотреть ваши спектакли, показанные с помощью кукол. Любые пальчиковые игры, потешки, песенки, спетые и рассказанные ему, будут восприняты с восторгом. В этом возрасте ребенок подражает игровым действиям сверстника или взрослого, радуется заводным игрушкам.

К 1,5 годам малыш уже уверенно самостоятельно ходит, переступает через препятствия, более умело обращается с игрушками. Он также имитирует действия взрослых в игре, копирует эмоциональное состояние взрослого человека в той или иной ситуации.

Двухлетний ребенок уже умеет подпрыгивать, ловить мяч и бросать его в цель. Малыш начинает отличать предметы по цвету, форме, величине, проявляет интерес к изобразительной деятельности, умеет сооружать из кубиков целые постройки.

К 3 годам ребенок может различать предметы по их основным признакам (например, может найти большой, маленький или средний предметы, назвать основные геометрические фигуры, сложить одну в другую формочки). Малыш становится более инициативным в игре: начинает фантазировать, умеет следовать простым правилам игры, включается в ролевые игры.

 

Поэтому, если до 2 лет ребенку для игр прежде всего был нужен взрослый для определения правил, придумывания чего-то нового, помощи, то к 3 годам к взрослому могут присоединяться и другие дети.

Различные виды игр помогут взрослому и ребенку стать эмоционально ближе друг другу, а также будут способствовать развитию у ребенка разных сфер (познавательной, мыслительной, эмоциональной). Родители могут придумать массу игр и вставить их в контекст жизненных событий и ситуаций. Например, развитию внимания и памяти будут способствовать игры «Найди место» (для какого-то предмета), «Что и где живет» (где в квартире находится та или иная вещь). Мышление ребенка развивается в процессе манипулирования различными предметами. И наверное, маме не сложно дать малышу несколько разных кастрюлек или баночек, чтобы ребенок мог сам подобрать к ним крышки по размеру, цвету, форме и т.д. Стимулировать мышление будут также игровые моменты типа: «А сейчас мне нужна синяя кастрюлька для волшебной каши...»

Ребенка стоит учить не только правилам игры, но и правилам обращения с игрушками, уметь быть заинтересованным одной игрушкой, а не несколькими сразу. Выбирая игрушку малышу, следует учитывать его возрастные особенности. И замечательно, если игрушка будет куплена на возраст «чуть-чуть постарше», но буквально на 2–3 месяца. А вообще, каждому возрасту должен соответствовать свой набор игрушек.

Выбираем игрушку

Итак, какие правила существуют при выборе детской игрушки? Игрушки для детей раннего возраста должны способствовать развитию ходьбы, бега, крупной и мелкой моторики, речи. Это могут быть большие шары и мячи, различные игрушки на колесиках (на длинных палках), каталки, устойчивые детские коляски или большие грузовики (для возможности удержать равновесие). Позже можно покупать игрушки на веревочках, чтобы ребенок учился оглядываться назад.

Для развития крупной и мелкой моторики будут полезны строительные кубики, пирамидки, матрешки, баночки. Также необходимы будут сюжетно-образные игрушки: куклы, резиновые и мягкие животные, кукольная мебель, машинки, различные коробки, бруски разных размеров, кубики.

 

Примерно с двухлетнего возраста родители могут начинать играть со своим ребенком в настольные игры.

Не стоит забывать, что чем меньше возраст ребенка, тем меньше игрушек должно быть у него перед глазами. А чтобы привычные игрушки не надоедали, их можно прятать. Хранить игрушки можно не в одной коробке, а в нескольких маленьких, чтобы ребенку было удобнее пользоваться ими и переносить их из комнаты в другие помещения.

Замечательно, если родители сделают несколько игрушек самостоятельно. Такие игрушки будут любимы вашим малышом и принесут ему радость. Из любого ненужного материала (пробки, картон, ткань, пластиковая бутылка, кусочки меха и т.д.) вы можете смастерить такую игрушку, которая будет обращена сразу к нескольким органам чувств. Например, меховой мячик, сшитый мамой, может быть приятен на ощупь, внутри него может быть твердый пластмассовый шарик, наполненный мелкими предметами, издающими гремящие звуки. Этот же мячик может быть сшит из разноцветных кусочков меха и ткани, тогда он будет полезен для развития восприятия цвета, моторики и сенсорного восприятия.

Как и во что играть?

Детям раннего возраста родители могут предлагать различные моторные игры: бег, прыжки, лазанье, различные подвижные игры, направленные на телесное взаимодействие взрослого и ребенка («возня», «куча-мала»). Детям очень понравятся «языковые игры» – игры-эксперименты со словами, со звуками. Особенно когда родители не будут ругать ребенка за бесконечные «каляки – боляки – коряки», а сами подключатся к игре, придумывая новые звуковые или словесные рифмы.

В возрасте 2 лет, как мы уже говорили, ребенок может освоить правила игры, которые также будут стимулировать развитие восприятия, внимания, памяти и мышления. Правила не должны быть сложными, но, следуя им, ребенок будет учиться слышать и выполнять инструкции.

Выбирая игру для ребенка, родителям следует помнить, что она должна соответствовать возможностям малыша и быть для него привлекательной. Тогда любая совместная игра окажется полезной и будет способствовать эффективному развитию ребенка, а также сделает отношения в контексте «ребенок – родитель» более теплыми и значимыми.

 

Родители могут играть со своим ребенком везде, где только захотят! Например, утром по дороге в детский сад (это могут быть подвижные игры, игры на закрепление каких-то новых навыков, развитие умения фантазировать и придумывать короткие истории). Во время прогулки можно использовать игровую форму для развития общей координации движений, чувства равновесия, ловкости, согласованности движения рук и ног (бордюры, пенечки, поваленные деревья, бросание камешков в воду и т. д.). Можно на улице крошить хлеб птицам, с одной стороны, развивая мелкую моторику, с другой, приучая ребенка быть более чутким и внимательным. Купая малыша, можно экспериментировать с разными предметами (некоторые будут тонуть, а другие останутся на поверхности). Также там можно учиться выдувать мыльные пузыри, не боясь их пролить.

Пока мама готовит на кухне ужин, ребенок может рассказывать вместе с ней сказку «Три медведя», подбирая ложку, миску для каждого из медведей. Можно придумать много игр с расположением магнитов на холодильнике (из нескольких магнитов мама будет прятать один, два, потом добавлять, развивая тем самым память и внимание ребенка). Можно играть на пляже, зарывая и отрывая предметы из песка, выкладывать из камешков различные фигуры. А можно играть в огороде, рассказывая и разыгрывая любые известные сказки, героями которых будут овощи и фрукты.

Все приемы обучения игровым навыкам очень просты. Надо всего лишь хотеть помочь малышу научиться играть, включить собственную фантазию. Взрослому хорошо бы ненадолго самому стать маленьким, вспомнить, какое общение хотелось получать от собственных родителей. Ведь родителям, которые много разговаривают со своим ребенком и играют в детские, пусть даже самые простые, игры, в дальнейшем гораздо легче справляться с трудностями, подстерегающими каждого на пути воспитания.

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 0 до 1 года дети от 1 до 3 лет Игры развитие ребенка

Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Сейчас читают

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый