Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Как привить ребенку любовь к чтению
1 5

Воспитание

Как привить ребенку любовь к чтению
Детские книжки

В книжном магазине вам на глаза попалась очаровательная детская книжка со сказками или стихами. Вы тут же покупаете это чудо, приносите домой.

Достаточно часто родители сталкиваются с категоричным детским «не хочу!» в самых разных случаях. И  никакие доводы не помогают изменить ситуацию. В чем может быть причина такого поведения ребенка и как переубедить маленького «нехочуху»?

В книжном магазине вам на глаза попалась очаровательная детская книжка со сказками или стихами. Вы тут же покупаете это чудо, приносите домой, предвкушая, как ваш маленький ангелочек будет сидеть рядышком, уютно прижавшись к вам, и слушать волшебные истории. Но не тут-то было! Малыш ни в какую не хочет слушать сказку. И даже не желает смотреть картинки! И с криками «Не хочу! Не буду! Убери!» убегает. Знакомая ситуация?

Детские книжки

Но ведь в книгах и журналах о воспитании обычно пишут, что малыши просто обожают «читать» детские книжки: с удовольствием рассматривают картинки, слушают мамино чтение, подсказывают знакомые словечки и даже выдумывают свои собственные истории по картинкам. Выходит, что с вашим ребенком что-то не так?

Не стоит переживать! У вас самый замечательный, самый умный малыш на свете! А вы – прекрасная мама! Нелюбовь сына или дочурки к книгам явление временное. И если мы попробуем определить ее причины и станем действовать верно, все очень скоро встанет на свои места.

Для чего вообще ребенку детские книжки, какую пользу они приносят маленькому слушателю? Прежде всего, книги – это замечательная почва для развития. Кроха пока не очень много знает, его жизненный опыт мал. Но слушая всевозможные сказки и истории в мамином исполнении, ребенок узнает новое, переживает в процессе чтения самые разные ситуации, в которые попадают сказочные герои. Кроме того, у крохи лучше развивается речь, он запоминает новые слова и их значение. Хорошие сказки и стихи развивают малыша не только умственно, но и эмоционально. Кроха учится сострадать, слушая про «зайку, которого бросила хозяйка», получает первые уроки любви, жалея мишку с оторванной лапой, становится смелее вместе с котиком, отбившим у лисы петушка, и радуется за Машу, обхитрившую медведя. Значение такого развития трудно переоценить.

Если вы сможете сделать чтение книг своеобразным ритуалом, это внесет в жизнь ребенка определенную стабильность. Для него будет очень важно не только само чтение, но и все, что его сопровождает: ласковый мамин голос, ее присутствие рядом, ощущение комфорта и безопасности, любви и уюта. Все это формирует у ребенка так называемое базовое доверие к миру – важный элемент психологической защиты в периоды будущих жизненных неурядиц…

А теперь попробуем вместе разобраться в причинах нелюбви малыша к книжкам. Их может быть достаточно много. Но чаще всего причины кроются в том, что…

Детские книжки: не интересно

Очень даже может быть! Для маленького ребенка в любом занятии очень важна мотивация. Иными словами, любое дело должно быть ему интересно. И чтение книжек не исключение. Если кроха систематически отказывается слушать ваше чтение, возможно, ему просто не интересно то, что вы ему читаете. И если вам в детстве невероятно нравилась, скажем, книжка про путешествия Элли и ее друзей по Изумрудному городу, совершенно не обязательно, что и ваш кроха будет слушать эту историю затаив дыхание.

Наверняка, разговаривая с другими мамами об их ребятишках, вы обращали внимание на то, что у каждого ребенка, даже совсем еще маленького, уже есть свои собственные предпочтения в игрушках, цветах, еде. И детские книжки – не исключение. Постарайтесь разобраться, какие темы больше всего интересуют именно вашего карапуза. Кого-то – машинки (причем, часто, не только мальчиков, но и девочек), кого-то – зверята. Одним малышам интересно слушать истории про природу, другим – про детей, третьим – про всякую технику… Встречаются малыши, которым не нравятся стихи. А есть такие, у которых стихи идут «на ура», а вот слушать прозу они отказываются. Разобравшись с пристрастиями крохи, вам будет легче подобрать книгу на его вкус. Пробуйте, экспериментируйте, ищите – и все получится!

 

Детские книжки

Чтение: возраст ребенка

Подбирая книги для чтения, очень важно ориентироваться на возраст малыша. Возможно, кроха отказывается слушать ваше чтение лишь потому, что предлагаемые книги не подходят ему по возрасту. Ребенок может просто не понимать того, что вы ему читаете. А какой смысл слушать, если ничего не понятно? Для самых маленьких слушателей замечательно подходят совсем короткие, ритмичные, простые по содержанию стишки об игрушках, зверятах, машинках, солнышке и т. п. То есть о том, с чем малыш уже сталкивался в своей повседневной жизни. Ориентир – стихи об игрушках А. Барто. Такие незатейливые сюжеты будут понятны и близки ребенку, и он станет слушать стихи с большей охотой. Также попробуйте читать крохе коротенькие сказки и истории, написанные простыми словами, с несложным сюжетом. Особенно такие, в которых герои многократно повторяют одни и те же действия (Колобок поет свою песенку, жители теремка перечисляют себя и т. п.).

Для самых маленьких слушателей лучше подбирать сказки и рассказы, в которых главными героями являются животные («Колобок», «Теремок», «Рукавичка»). Ребятишкам постарше, у которых уже есть определенный опыт общения со сверстниками, могут прийтись по вкусу истории и сказки не только о животных, но и о детях («Маша и медведь», «Пряничный домик», «Гуси-лебеди»). А к 3 годам, когда малыши превращаются в выдумщиков и фантазеров, придет время первых волшебных сказок, в которых происходят самые невероятные чудеса. Понятно, что подобное деление весьма условно. Но в целом этой последовательности стоит придерживаться. Она отвечает физиологическим особенностям ребенка в каждом конкретном возрасте и станет для вас ориентиром в подборе литературы для сына или дочурки. Хотя и здесь совершенно не возбраняется пробовать, искать и экспериментировать.

Если кроха соглашается послушать сказку, но сидит рядом с вами всего минутку, а потом вскакивает и слушать чтение больше не желает, возможно, причина в недостаточной концентрации внимания. И это совершенно нормально! Это тоже возрастная особенность вашего малыша. Маленький шустрик может сосредотачивать внимание на каком-то одном занятии очень непродолжительное время. Обычно, всего несколько минут. А кто-то и того меньше. Так уж он устроен.

Конечно, бывают ребятишки с разным темпераментом. Есть малыши, которые с раннего детства отличаются особой усидчивостью. Они могут подолгу заниматься одним и тем же делом: рисовать, рассматривать картинки, собирать пазлы, слушать книжки. Но если ваш шустрик не принадлежит к этой категории, не ждите, что он стает спокойно сидеть рядом с вами и слушать сказку от начала до конца. И в этом нет ничего страшного. Читайте малышу часто и понемножку. Минутку утром, минутку перед дневным сном, минутку вечером… Пусть за один раз вы прочитаете всего один стишок. Но зато в течение дня вы «одолеете» целую книжку. Неплохо! Подрастая, ваш кроха будет становиться все более усидчивым и станет слушать книжки гораздо дольше и с большим удовольствием. Просто нужно чуть-чуть подождать.

 

Детские книжки

Ошибки воспитания

Бывает и такое! Иногда мы сами можем отбить у малыша охоту к книжкам своим не совсем верным поведением. Прежде всего, когда вы читаете крохе, не удерживайте его возле себя насильно. Хочет слушать и одновременно бегать по комнате или прыгать – пусть двигается! Не сердитесь на него. Рано или поздно он и сам не захочет отрываться от захватывающей истории. А вот если насильно удерживать малыша возле себя, это еще больше оттолкнет его от книжки. В конце концов, подвижная игра – тоже очень полезное занятие! И еще неизвестно, что для крохи в этом возрасте важнее!

Не затевайте чтение, когда ребенок занят каким-то другим интересным делом. Вот, скажем, сидит кроха на полу и увлеченно строит дом из кубиков. А освободившаяся от домашних дел мама решает, что пришло время почитать книжку. Малыш бурно протестует, но мама непреклонна. И, возможно, в другое время кроха с удовольствием поддержал бы мамино начинание. Но именно сейчас ребенок занят тем, что ему интересно, что хочется делать! Не нужно его принуждать. Пусть книги и все, что с ними связано, ассоциируются у крохи только с положительными эмоциями! Ведь отыскать минутку для чтения можно и позже, когда строительство будет окончено, правда? Возможно, тогда кроха и сам будет не против спокойно посидеть вместе с мамой и книжкой…

Если раньше малыш с удовольствием «читал» книжки, а потом вдруг перестал, проанализируйте ситуацию. Может, вы «перекормили» его чтением, используя книжки для игры и занятий слишком часто? Все хорошо в меру. Если это так, просто сделайте перерыв. Спустя время малыш вновь с удовольствием вернется к книгам.

Обратите внимание на то, как именно вы читаете малышу и с каким настроением. Чтобы заинтересовать кроху, важно, чтобы и мама испытывала заинтересованность. Если мама монотонно бурчит стишок себе под нос, воспринимая чтение как досадную необходимость, вряд ли малышу это понравится. А вот если мама полна энтузиазма, читает стих или сказку эмоционально, с выражением, меняя тембр голоса в зависимости от того, зайка это говорит или волк, или даже инсценирует сказку, показывая малышу самые разные действия и движения, шансов заинтересовать кроху чтением будет куда больше.

Есть и еще один немаловажный момент. Очень тяжело привить ребенку любовь к книгам, если он не видит читающих родителей. Маленькие человечки во всем подражают взрослым. Иногда маме бывает достаточно просто взять книгу в руки и начать увлеченно читать, как кроха тут же захочет проверить, чем же таким интересным занимается мама. Пусть в вашем доме будет много книг! Не нетбуков, планшетов и прочих электронных «читалок», а именно книг. Ведь даже если мама увлеченно читает каждую свободную минутку электронную книжку, малыш никак не свяжет гаджет с бумажным аналогом. Он просто не поймет, что это по сути одно и то же. И несмотря на то, что электронные «читалки» все увереннее входят в нашу жизнь, не станем забывать о традиционных методах чтения, показывая малышу хороший пример.

Может быть так, что ребенку просто надоели, «приелись» какие-то конкретные книжки? Особенно, если до этого он слушал их благосклонно, а потом вдруг заупрямился. Сотое прочтение «Курочки Рябы» еще было ему интересно. Малыши вообще склонны слушать по много раз одни и те же хорошо известные истории. Такие уж они консерваторы. Но вот на сто первый раз «ряба» им уже не в удовольствие. И «Репка» надоела, и вот эта книжка-картонка с мишкой тоже! Время от времени обязательно предлагайте малышу новые книжки. А старые убирайте на время с глаз долой. И когда спустя месяц или два вы вновь достанете с дальней полки такую когда-то любимую «Курочку Рябу», очень может быть, что малыш обрадуется книге, как старой знакомой, и вновь с удовольствием послушает сказку…

А еще бывает, что малыш не постоянно отказывается слушать книжки, а периодами. И здесь тоже нет ничего страшного. Бывают моменты, когда для полноценного развития малышу необходимы книжки. А потом наступает период, когда для него гораздо важнее конструирование или творчество. А может именно сейчас крохе нужно бегать, прыгать, лазать по канату… Вот и получается, что малыш может какое-то время вдохновенно черкать карандашами по бумаге, потом потеряет к рисованию интерес и будет каждый день требовать у мамы пластилин, затем забросит пластилин и вновь вернется к рисованию. То же самое может происходить и с интересом к книгам. И если кроха вдруг ни с того ни с сего отказывается слушать ваше чтение, не расстраивайтесь, а просто сделайте небольшой перерыв. Скорее всего, интерес к книгам снова вспыхнет с новой силой.

 

Детские книжки

Советы по чтению

В раннем возрасте не стоит читать крохе длинные сказочные повести с «продолжением». На следующий день малыш уже может забыть то, о чем вы с ним читали вчера. Для длинных книжек придет время чуть позже. А пока лучше подбирать коротенькие истории, которые читаются за один раз. Хотя, если малыш с удовольствием слушает длинные сказки, то, конечно, читать их нисколько не возбраняется.

Дайте возможность ребенку самому выбирать книги для чтения. Быть может, ему не очень хочется слушать не чтение вообще, а ту книгу, которую предлагаете вы. Положите перед крохой несколько разных книжек, пусть покажет ту, которая больше всего его заинтересует.

Старайтесь вырабатывать у малыша уважительное отношение к книгам с самого раннего возраста. Не разбрасывайте их по комнате, не бросайте в одну кучу с игрушками, даже если это книжки-картонки. Выделите для детских книжек специальную полочку и складывайте туда книги всякий раз после чтения. Приучайте кроху делать это самостоятельно.

Если малыш сам принес вам книгу и просит почитать, отложите ненадолго свои дела и выполните его просьбу. После нескольких отказов он может потерять к книжкам всякий интерес.

Если ребенок не хочет слушать книжки, но охотно рассматривает картинки, пойдите ему навстречу. Это тоже хорошая возможность для развития. Расскажите крохе о том, что нарисовано на картинке. Можно пересказать сказку по картинкам своими словами. Или даже придумать новую историю. Задайте малышу вопросы по иллюстрациям и обязательно ответьте на его вопросы, если они возникнут. Возможно, малыш начнет пересказывать сказку на новый лад, придумывая свои повороты сюжета. И это тоже неплохо! Пусть развивает фантазию и воображение.

Создавайте вместе с крохой свои собственные «книжные» ритуалы. Может вы будете всегда читать перед сном. Или станете брать книжку на прогулку, чтобы усесться на скамеечку в парке и прочитать стихи о солнышке, лесе, цветах, пчелках… А в зоопарк будет уместно взять книжку о животных. Одним словом, для любой прогулки можно подобрать «свою» книжку.

Если малыш временно отказывается слушать чтение, попробуйте рассказывать ему стихи и сказки наизусть. Может по какой-то причине у него сформировалось негативное отношение к книжке, но просто послушать сказку в мамином исполнении он будет не против. Параллельно пробуйте по чуть-чуть приобщать кроху к книжкам. Просто читайте вслух, пока он играет возле вас. Или вместе рассматривайте картинки, называя то, что на них нарисовано. Или расскажите малышу какую-то совершенно новую историю по картинке. Постепенно кроха станет относиться к книгам с большей любовью. Важно только вводить книги в его жизнь постепенно и без давления.

Книжки для малышки

Но, наверное, есть какие-то особенности выбора книг для самых маленьких читателей (точнее, слушателей)? Ведь издается этих книг сейчас великое множество. И ориентироваться в таком многообразии порой бывает очень сложно. Выше мы уже чуть-чуть коснулись этой темы, говоря о том, что самым маленьким слушателям ближе и понятнее сказки про животных, а подросшие ребятишки станут с удовольствием слушать истории о детях и людях вообще. Но есть и другие критерии выбора книжек для малыша, на которые стоит обращать внимание. Если мы сделаем правильный выбор, будет больше вероятности того, что книга малышу понравится.

Прежде всего, не стоит забывать, что для малышей в книге важнее не содержание, а форма. Именно поэтому в магазинах так много всяких книжек-игрушек. Они бывают самых разных форм, со всевозможными мягкими, пищащими, гремящими вставками, с ленточками, бусинками, глазками. Есть книжки-пазлы, книжки-погремушки, книжки-калейдоскопы и даже книжки для купания. Все они замечательно подходят в качестве самых первых книжек, являясь чем-то средним между игрушкой и книгой. С одной стороны, на страничках можно почитать стишки, рассмотреть картинки. С другой, книжкой можно поиграть: повозить, как «машинку», или уложить спать, если книжка сделана в виде зверушки. Кроме того, такие книжки нелегко порвать, что очень актуально, когда речь идет о самых юных читателях. В раннем возрасте любые книги, будь то стихи или сказки, лучше приобретать в картонном исполнении. И «проживут» дольше, и маленьким непослушным пальчикам будет легче самостоятельно переворачивать толстые странички.

 

Детские книжки

Обязательно полистайте книжку, почитайте текст. Если это стихи, они должны быть простыми, но при этом содержательными, со смыслом, с короткими строчками, четким, одинаковым ритмом и хорошими, легко угадываемыми рифмами. Избегайте читать малышу откровенное рифмоплетство. Очень важно с самого раннего детства формировать у крохи вкус к качественной литературе. А сделать это с помощью плохих стихов будет сложно. Если вы подбираете книгу со сказками или рассказами, не поленитесь и здесь прочитать пару историй. Вы, как никто другой, знаете своего малыша. Наверняка вам сразу станет понятно, что эта книга ему понравится, а вот та – вряд ли…

Малыши любят всевозможные секреты и сюрпризы. В этом смысле хороши книжки с окошками. Пока мама читает текст, крохе будет интересно заглянуть в окошко и узнать, кто же там спрятался. Еще вам может пригодиться книжка-театр. Она позволит одновременно и прочитать сказку, и устроить представление на столе с помощью картонных героев. Одним словом, для того, чтобы заинтересовать малыша, все средства хороши…

Но самое главное в книжке для малышей – это, конечно, картинки. Когда мы, взрослые, читаем книгу, то мысленно рисуем себе иллюстрации к прочитанному, представляя по описанию героев и обстановку, в которой происходит действие. Для этого нам совершенно не нужны картинки. У маленьких ребятишек образное мышление развито слабо. Для того чтобы лучше понять смысл сказки или стишка, им непременно нужно увидеть иллюстрацию. Без картинок им не интересно. Поэтому, выбирая книги для своего крохи, отдавайте предпочтение тем, где картинки занимают не менее 50?% от текста. В идеале – 70?%. Кроме того, обратите внимание на качество иллюстраций.

  1. Они должны соответствовать возрасту малыша. Для самых маленьких читателей персонажи на картинках должны быть крупные, а сами картинки не изобиловать мелкими деталями. Чтобы все было предельно четко и понятно. Для ребятишек постарше, напротив, необходимы насыщенные иллюстрации, с большим количеством мелких деталей, которые малышу будет интересно рассматривать.
  2. Избегайте книжек с абстрактными иллюстрациями, которые нередко встречаются у современных художников. Обращайте внимание на пропорции тела персонажей. Они не должны быть нарушены. Необходимы картинки, понятные ребенку и не искажающие реальную картинку мира. Чтобы малыш сразу сообразил, что в книге нарисован, скажем, зайка, а не какая-то «неведома зверушка».
  3. Отдавайте предпочтение книгам с яркими, насыщенными иллюстрациями. Если картинки в книге слишком темные или имеют «грязный» цвет, лучше от покупки такой книги отказаться.
  4. Картинки должны быть добрыми, с милыми, симпатичными мордашками. Даже волк или медведь на них не должны вызывать у маленького ребенка неприятных ассоциаций или быть агрессивными. Обычно, взяв в руки книгу, мы сразу ощущаем какие?то эмоции. И если эмоции не слишком позитивные, если в картинках что?то неуловимо смущает, лучше вернуть книгу обратно на полку.
  5. Картинки должны соответствовать тексту. Если на страничке написано, что к теремку подбежала мышка, именно она и должна быть изображена на иллюстрации. А то что же получается: мама читает про мышку, а ее-то на картинке и нет! Не будем запутывать малыша!

Иллюстрации некоторых художников давно стали проверенной временем классикой и образцом, на который стоит ориентироваться при выборе книги для малыша. Непревзойденный мэтр детской иллюстрации – В. Сутеев. Он иллюстрировал и сказки Чуковского, и «Чиполлино», и «Теремок», и множество других замечательных книжек. Покупая сказки или потешки для малыша, поищите книги с иллюстрациями художника-сказочника Ю. Васнецова. Его рисунки помогут ребенку познакомиться с изобразительным искусством в понятной форме ярких, запоминающихся образов. Удивительно добрые, по настоящему детские иллюстрации Л. Владимирского многие родители помнят по книге «Волшебник Изумрудного города» и «Приключения Буратино».

И если мы станем подходить к выбору книжки для малыша со всей ответственностью, наверняка каждая из них станет у крохи суперхитом!

Что читать ребенку

На этот примерный список можно ориентироваться при выборе книги, подходящей малышу по возрасту.

Детское чтение: 1-2 года

  • Народные сказки («Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка», «Рукавичка» и др.)
  • Народные потешки
  • А. Барто. «Игрушки», «Ути-ути», «Про Машеньку» и др.
  • З. Александрова. «Мой мишка»
  • В. Берестов. Стихи
  • С. Маршак. «Детки в клетке»
  • И. Токмакова. Стихи
  • Л. Толстой. «Три медведя»
  • Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка»

Детское чтение: 2–3 года

  • Народные сказки. «У солнышка в гостях», «Гуси-лебеди», «Пряничный домик», «Два жадных медвежонка», «Кот, лиса и петух» и др.
  • В. Сутеев. «Сказки в картинках»
  • С. Прокофьева. «Машины сказки»
  • К. Чуковский. «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» и др.
  • Е. Благинина. Стихи
  • Э. Мошковская. Стихи
  • С. Козлов. «Как львенок и черепаха пели песню»
  • С. Маршак. «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»
  • Г. Остер. «Котенок по имени Гав»
  • Ш. Перро. «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»
  • Г. Цыферов. «Жил на свете слоненок», «Паровозик из Ромашково»
  • Г. Лагздынь. Стихи
  • Т. Крюкова. «Автомобильчик Бип», «Паровозик Пых»
  • М. Пляцковский. «Разноцветные зверята»

Возможно, вам будут интересны статьи "Чтение с пеленок" и "Раннее обучение чтению и счету" на сайте mamaexpert.ru

Источник фото: Shutterstock


Рассказать друзьям

Оцените статью:

1 комментариев

Подписаться на отзывы RSS
Версия для печати

Комментарии

1—1 из 1

Мой личный опыт о том, как привить ребенку любовь к книгам [Ссылка удалена]

2 июля 2016 10:12

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Сейчас читают

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый