Заметив плохое отношение со стороны сверстников к своему ребенку, родители часто задаются вопросом: как возникла эта проблема? Неужели малышу так не повезло с компанией? Или просто современные дети стали злыми?
На самом деле дразнилки и обзывалки в детском коллективе – явление вполне обычное, если посмотреть на него глазами самих детей. Практически в любом возрасте, объединяясь в группы, ребята начинают «играть» друг с другом: провоцировать, вызывать интересные, с их точки зрения, реакции. Ведь если один ребенок обзывает другого, а тот плачет, или кинулся драться – началась веселая «игра»! И лишь потом дети начинают использовать слабые места друг друга, причиняя боль и манипулируя чувствами. Конечно, такое явление в развитии детского общения является очень неприятным для тех малышей (и их родителей), которых дразнят. Однако паниковать по этому поводу не следует. Лучше постараться понять особенности отношений «преследователь – жертва» и разобраться, почему именно вашего ребенка дразнят.
Что провоцирует возникновение «дразнилок» среди детей?
- Индивидуальные особенности, ярко выделяющиеся на общем фоне (внешний вид, одежда, поведение, речь и т. д.). Такие малыши объективно приковывают повышенное внимание.
- Особенности детского возраста – эгоцентричность, из-за которой они не могут «встать на место» другого ребенка, но зато очень восприимчивы к отличиям своих сверстников, непосредственность и несформированность понятий моральных норм.
- Индивидуальные психологические характеристики «агрессора» и «жертвы». Чаще всего дразнят детей, которые внутренне не готовы за себя постоять: робких или чрезмерно обидчивых, испытывающих трудности в детском общении. Нередко в формировании таких черт не последнюю роль играют и сами родители, неосознанно культивируя то или иное поведение.
Почему дети обзывают других?
Для того чтобы стать обидчиком, тоже необходимы определенные внутренние качества и мотивация. Обычно стремятся задеть другого малыша дети, сами испытывающие трудности в установлении близких, искренних отношений (а это качество формируется в семье), многие хотят таким образом привлечь к себе внимание, другие – выплеснуть агрессию. Исправить ситуацию можно, только изменив восприятие «пострадавшим» ребенком себя и окружающих, ну и частично поработав над его данными, которые дают повод для дразнилок.
Дразнилки на все времена
Рассмотрим основные обидные формулировки и попробуем найти правильный способ реагирования в каждом конкретном случае.
«Пузо Пети-карапуза словно 33 арбуза!»
Нестандартная внешность ребенка – традиционный повод для сочинения дразнилок. Объектами для прозвищ становятся и слишком полные, и слишком худые малыши, высокие или низкие, рыжеволосые, с выделяющимся носом или оттопыренными ушами. Собственно, любая особенность телосложения может вызвать у некоторых малышей желание посмеяться.
Что делать? Важно вовремя научить ребенка принимать свою внешность в позитивном ключе. Пусть малыш знает, что у него не рыжие, а золотые волосы, не длинный нос, а императорский профиль. Помогите ребенку превратить обидные прозвища в свои достоинства. Тогда на «Бегемот!» он сможет ответить «Хорошего человека должно быть много», а на «Рыжая-бесстыжая!» – «Меня любит солнце». Не помешает, помимо этого, отдать ребенка в спортивную секцию, где он смог бы приобрести уверенность в себе, особенно если его особенности пойдут там в плюс. Например, если мальчик полный, но занимается борьбой, то такого ребенка дразнить остерегутся.
«Очкарик!»
К сожалению, дети в детском коллективе не щадят друг друга и тогда, когда выделяющаяся особенность относится к заболеванию. Предметы, сопутствующие этим проблемам, часто запускают фонтан обзывалок. Очки, брекеты, слуховые аппараты, корректоры осанки – все это непременно подчеркивается задирами, особенно если сам малыш чувствует себя не таким, как все, ущемленным.
Что делать? Надо формировать у ребенка адекватно высокую самооценку, найти сферы, в которых он был бы успешен. Особенно тщательно подбирайте аксессуары, необходимые малышу: они должны быть красивыми и удобными. А обидчика может привести в замешательство попытка спокойно объясниться. Пусть малыш покажет «взрослую» реакцию – пожмет плечами и громко спросит: «Что ты привязался к моим очкам? Ты хочешь меня обидеть? Интересно, почему?»
«Архип похож на гриб!»
Имя и фамилия всегда были темой для прозвищ. Если ребенка дразнят, в принципе, нейтрально, то можно помочь малышу отнестись с юмором к ситуации.
Что делать? Иногда имеет смысл самостоятельно придумать для себя прозвище и пропагандировать его, чтобы предупредить другие, более обидные варианты. Например, у мальчика фамилия Марусяк. И надо настаивать на прозвище Моряк, чтобы предупредить обзывание девчоночьим именем Маруся. Натренируйте не только сами высказывания, но и улыбку, прямой взгляд малыша. Если же ребенку неприятно, что его имя коверкается, предложите отзываться только тогда, когда к нему обращаются правильно. Можно также выучить односложную реплику («Надоело»). Она не дает обидчику тех эмоций, которые ему нужны.
«Жадина-говядина!»
Дети быстро подмечают особенности поведения и характера друг друга и придумывают дразнилки тем, кто ведет себя недостойно по мнению коллектива. Вот и появляются «жадины», «плаксы», «драчуны» и т. п.
Что делать? Если за малышом закрепилось такое прозвище, нужно помочь ему наладить детское общение со сверстниками: делиться, адекватно реагировать на поражение в игре, не противопоставлять себя другим, дожидаться своей очереди. Попробуйте разыграть ситуации, в которых ребенок слышит обзывалки в свой адрес, с помощью игрушек и смоделировать адекватное поведение. Самостоятельно организуйте развлекательные мероприятия с детским коллективом, в котором находится ваш малыш: экскурсии, праздники на природе, приглашайте к себе в гости, интересно отмечайте детский День рождения. В вашем присутствии и обидчики будут вести себя скромнее, и ваш малыш почувствует себя увереннее и спокойнее. К тому же вы сможете направлять процесс детского общения, помогая ребятам договариваться без ссор и неадекватных реакций.
Главное, что от вас требуется, – положительный настрой и вера в вашего ребенка, в его успех превращения из «жертвы» в уверенного и способного противостоять негативу человека.
Совет психолога
Большинство мам и пап, чьих детей дразнят, делают распространенные ошибки. Сами стремятся наказать обидчиков (отругать задиру, выяснить отношения с его родителями и др.), отгородить малыша от проблемы (забирают из кружка, переводят в другой детский сад). В итоге ребенок принимает жертвенную позицию и надеется, что взрослые всегда будут его «спасать». Но неправильно и отмахиваться от жалоб малыша – мол, ерунда, не из-за чего обижаться. Тогда он чувствует себя непонятым. Что предпринять? Прежде всего разобраться в подробностях, побеседовать с педагогом. Ведь нередко родные воспринимают свое чадо идеализированно, а такой разговор позволит взглянуть на проблему со стороны.
Ваш комментарий: