Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


6 способов, с помощью которых ребенок ловко манипулирует вами
0 0

Воспитание

6 способов, с помощью которых ребенок ловко манипулирует вами

Родители обычно опасаются, что их малыш может стать объектом чьей-то манипуляции. Но вот об обратной ситуации, когда сам кроха становится манипулятором, мама с папой задумываются реже. Однако она не менее прискорбна, ведь добиваясь своего исключительно таким способом, ребенок не сможет выстраивать в будущем здоровые отношения.


Психолог, г. Яхрома

Хитрости, манипулирование, шантаж со стороны ребенка – от такого поведения малыша не застрахованы ни строгие, ни либеральные родители, когда чадо начинает пробовать устанавливать в семье свои правила. Как вовремя распознать признаки манипулирования и правильно на них отреагировать, чтобы первые попытки управления людьми не превратились у ребенка в привычную форму взаимодействия?

Ребенок манипулирует вами или выражает реальную потребность?

Родителям часто бывает сложно понять, что же является манипуляцией со стороны ребенка, ведь малыш плачет и требует внимания к себе с самого рождения, и неужели все его призывы необходимо игнорировать, чтобы не оказаться у него в «подчиненных»? На самом деле, манипуляция – это скрытая попытка воздействовать на другого человека с целью получить желаемое. Таким образом, манипуляция, во-первых, подразумевает использование некоторых уловок, приемов, и ребенок должен обладать этим арсеналом средств, которые позволяют в неявной форме играть на чувствах родителей. А во-вторых, у манипуляции всегда есть определенная цель – получение желаемого, которое обычно не имеет ничего общего с действительными нуждами малыша.

Иногда можно услышать мнение, что ребенок начинает манипулировать родителями уже в младенчестве, отсюда и возникают такие советы: «Не носи на руках, а то привыкнет», «Не подходи к кроватке, пока плачет», «Приучай к режиму с рождения» и т.д. Однако, необходимо понимать, что до года ребенок еще не отделяет себя от мамы, не воспринимает себя как отдельную личность, его желания являются насущными потребностями (в общении, тактильном контакте, сытости или устранении неприятных эмоций или внешних факторов), а крики и слезы – искренними эмоциями и одними из немногих пока средств взаимодействия с родителями. 

Истинные и вполне осознанные манипуляции возникают у детей ближе к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту, годам к 6. Однако уже после года, когда ребенок приобретает все больше самостоятельности и начинает активно изучать мир и окружающих людей, наблюдать за взаимоотношениями взрослых и других детей, появляются и первые попытки «воздействия» для собственной выгоды. Правда, малыш в этом случае обычно не отдает себе отчет в своих действиях, а просто применяет какую-то ранее удачно использованную форму поведения или действует под влиянием уже сформированных у него ассоциативных связей. Например, когда трехлетний малыш боится засыпать в одиночестве, но быстро успокаивается под мультики, он не понимает, что его переживания вызваны уже не страхом, а желанием посмотреть телевизор, но активно манипулирует родителями, используя «работающую» технику.

Часто родителям бывает сложно разделить манипулирование и поведение, вызванное вполне объективными причинами, не зависящими от желаний самого малыша, такими как гиперчувствительность, слабая нервная система или физиологические особенности. В таких случаях необходимо внимательно понаблюдать и проанализировать ситуацию. Манипулирование всегда направлено на кого-то и возникает для получения выгоды. Поэтому, если малыш ведет себя определенным образом с одним членом семьи, но с другими у него все в порядке, или его поведение приводит к какой-либо выгоде для него (будь то конфетка, уступки, отмена наказания и т.д.), то ребенок примеряет на себя роль «кукловода» и артиста. Если же реакции малыша возникают вне зависимости от присутствия «зрителей» и не сопровождаются дополнительными требованиями (явно озвученными или скрытыми), то стоит разобраться в причинах (страхи, конфликтная обстановка дома, стресс у малыша, неврологические проблемы и т.п.) и помочь ребенку с ними справиться.

Ребенок-манипулятор: истоки проблем

Некоторым родителям может показаться, что способность манипулировать закладывается от рождения, ведь некоторые малыши так рано и виртуозно начинают ее проявлять, в то время как другие удивляют своей наивностью и покладистостью характера. Безусловно, некоторая склонность к воздействию на окружающих разными способами дается от природы. Такие дети, как правило, обладают демонстративностью, артистичностью, повышенной эмоциональностью, наблюдательностью и гибким мышлением. Но эти качества обусловлены лишь склонность ребенка, т.е. имеют более высокую вероятность появления манипулирования с его стороны при благоприятных для этого условиях. А вот за возникновение подходящих условий в большинстве случаев отвечает именно мама и папа (или другие взрослые, с которыми ребенок чаще всего взаимодействует), неосознанно формируя у малыша определенные стереотипы и закрепляя нежелательную привычку реагирования.

С ранних лет ребенок наблюдает за реакцией окружающих на собственные действия и при повторяющихся моментах выявляет закономерности. Поэтому, стоит родителям несколько раз поддаться капризам малыша из чувства жалости или вины, пойти на поводу, потому что так проще, нет времени или из-за плохого самочувствия и усталости, самим прибегнуть к манипулированию по отношению к ребенку или другим членам семьи, и маленький наблюдатель получает сигнал о том, что такой способ поведения «работает» и позволяет быстро достичь желаемого. Любые родительские манипуляции негативно отражаются на психике ребенка. Такие привычные фразы «Я для вас старалась, готовила, а вы…», «Перестань плакать, а то я уйду» и т.п., часто вырываются сами собой, но являются примерами давления на чувство вины, жалости и манипулирования любовью и привязанностью. А дети легко копируют поведение взрослых. Кроме того, ребенок довольно быстро запоминает алгоритм своих действий, принесших ему результат, и, не встретив в раннем детстве сопротивления со стороны родителей, с возрастом успешно осваивает все новые и новые стратегии поведения (шантаж, симуляцию, лесть). Иногда родителям кажется, что они не поддаются на уловки малыша, и он вовсе не получает никакой выгоды от своих истерик и капризов, но вновь и вновь их повторяет. Однако, ребенок таким образом может добиваться внимания мамы или папы, и бурная реакция с их стороны (пусть и негативная: злость, крик, одергивания и длинные нотации) обеспечивает подкрепление его скрытым желаниям. 

Виды и приемы манипуляций

Что же может устроить маленький манипулятор, чтобы добиться успеха? В его арсенале немало способов воздействия на взрослых, которые к тому же могут постепенно варьироваться и усложняться. Чтобы помочь родителям сориентироваться, можно выделить их основные виды:

Слезы, истерики, агрессивное поведение. Вид детских слез – слабое место многих мам и пап, а уж когда слезы превращаются в настоящую истерику с паданьем на пол, криком и топаньем ногами или агрессию с кусанием, маханием руками и царапаньем, родительские нервы часто не выдерживают. Стыд за такое поведение, усталость или жалость к малышу заставляют родителей сдаться и уступить.

Ультиматум. «Я сделаю это, если ты…» Как часто можно услышать эту фразу от ребенка (но не менее часто и от родителей). Малыш пытается таким образом установить свои правила и проверяет границы. Если даже после некоторого сопротивления родители в результате идут на уступки, ребенок понимает, что в данном случае границы не такие жесткие и начинает торговаться и в других ситуациях, пробуя свои силы. 

Поведение «назло». Шалости, проказы, демонстративное непослушание – быстрый способ привлечь мамино внимание, пусть и негативное. Если спокойное и конструктивное поведение малыша обычно воспринимается взрослыми как само собой разумеющееся, как сигнал о том, что все в порядке и вмешательство не требуется, то хулиганство ребенка неизменно вызывает бурную реакцию. Иногда это становится для малыша единственным доступным способом получить внимание и время занятых родителей, к тому же очень простым.

Вызывание чувства вины. Ребенок может сравнивать вас с другими родителями, которые «лучше и добрее», угрожать уйти к бабушке, которая «все понимает и все разрешает», бросаться фразами, от которых у любой мамы сживается сердце: «Ты меня просто не любишь», «Тебе для меня жалко», «Ты плохая, лучше бы меня вообще не было» и т.д. Все это попытки заставить вас испытывать чувство вины и проверить, что он может у вас попросить в этом состоянии.

Лесть, уговоры, выпрашивание. Эти приемы можно отнести к стратегии «по- хорошему», когда малыш воздействует на чувства родителей и их терпение. Поцелуи и объятия часто действуют безотказно, ведь маме так приятно повышенное внимание крохи и его проявления любви. Уговоры и обещания направлены на то, что родителям надоест сопротивляться. Вот только получив желаемое, малыш тут же забывает о своих обещаниях и теряет к родителям интерес.

Болезнь. Беспроигрышное средство привлечь внимание родителей, окружить себя заботой и избавиться от неприятных обязанностей – это изобразить недомогание. Но к симулированию болезни прибегают обычно дети уже школьного возраста, малыши же чаще действительно заболевают (температура, боль в животе, расстройства пищеварения и аллергии – распространенные симптомы неосознанного манипулирования). Если родители чрезмерно опекают ребенка во время болезни, снимают на этот период требования и запреты, стремятся порадовать кроху, у него закрепляется установка «болеть выгодно».

Как правильно реагировать?

Чтобы показать маленькому манипулятору, что его поведение является не самым лучшим вариантом взаимодействия, родителям необходимо доказать его неэффективность. Чем раньше вы заметите уловки малыша, проанализируете причины их возникновения, обратите внимание на собственные привычки в общении с близкими, тем быстрее вы сможете переключить ребенка на конструктивные формы общения. Главное на этом пути – спокойствие, терпение, последовательность и согласованность действий всех членов семьи, а также соблюдение некоторых правил:

1. Контроль эмоций и уверенность в своих действиях. Родителям важно научить сохранять спокойствие при любом поведении ребенка и, что еще сложнее, при различных реакциях окружающих на это поведение. Ваше бурное выражение чувств может провоцировать малыша на «новые подвиги». Ваше главное «оружие» – уверенность, терпение и непоколебимость. Если есть возможность, исключите всех «зрителей», дождитесь, пока ребенок успокоится, и объясните, что вы его любите, но не будете выполнять его требования по первому желанию.

Ошибки: крик, гнев, обида, угрозы и обещания.

2. Четкое обозначение правил и границ. Родителям необходимо как можно раньше определить четкие правила жизни в семье и границы дозволенного для малыша, и постоянно транслировать их ребенку. Что «плохо», а что «хорошо», что в вашей семье допустимо, а что неприемлемо. Ребенок с самого начала должен понимать, что существуют определенные рамки, за нарушение которых последует вполне определенное наказание. Таким образом родители берут ответственность за контроль над поведением малыша на себя, обеспечивая ему чувство стабильности и безопасности. 

Ошибки: изменчивые правила, отсутствие наказаний, что побуждает малыша постоянно «проверять» родителей и искать новые способы воздействия на них.

3. Свобода выбора и уважение желаний ребенка. Не ограничивайте ребенка во всем, правила должны касаться только основных, принципиальных моментов, а внутри этих границ предоставьте малышу свободу выбора и принятия решений. Прислушивайтесь к его мнению, обсуждайте его желания, просите объяснить, зачем ему нужно то, что он просит. Ребенку не потребуются манипуляции, если он будет знать, что вы к нему прислушиваетесь и объективно разъясняете свою точку зрения.

Ошибки: гиперопека, «ежовые рукавицы».

4. Возможность выражения негативных эмоций. Не забывайте, что ребенок имеет право испытывать негативные эмоции, он может плакать, если расстроен или обижен, может быть испуган и зол. Не стоит его ругать за это, не замечать его состояния или переключать внимание на конфетки и мультики. Ваша задача – научить ребенка понимать свои чувства и справляться с ними. «Ты плачешь, потому что ты боишься спать в темноте. Но темнота может быть интересной. Давай я покажу тебе театр теней, посмотрим, как темнота может быть полезной».

Ошибки: подавление эмоций и «задабривание» малыша.

5. Честные и открытые отношения. Лучшее средство против манипуляций – честный и откровенный разговор. Ваша сила воли, честность и прямота помогут выстроить доверительные отношения с малышом. Не сравнивайте своего ребенка с другими, не используйте уловки, чтобы добиться от него нужного поведения, говорите о своих чувствах, когда видите, что малыш пытается вами манипулировать, и объясняйте, что его попытки не сработают. Даже если вам кажется, что ребенок слишком мал, рассказывайте ему о причинах и основаниях для своих решений. Не забывайте проявлять интерес к жизни малыша, показывайте свою любовь и заботу в обычные благополучные дни, чтобы у крохи не было необходимости искусственно создавать ситуации, в которых он смог бы ощутить близость с родителями. 

Ошибки: скрытое манипулирование, игнорирование.

Само по себе, манипулирование – это всего лишь один из способов поведения человека, который в некоторых жизненных ситуациях имеет право на существование. Попытки ребенка манипулировать вами не стоит рассматривать, как ужасное, недопустимое явление, характеризующее малыша только с отрицательной стороны. Ведь способность идти на уловки говорит о довольно развитых интеллектуальных способностях крохи, умении наблюдать и подмечать эмоциональное состояние окружающих, целеустремленности и гибкости. Родителям важно лишь научиться отслеживать первые попытки манипулирования малыша и дать ему понять, что вы контролируете ситуацию, не закреплять такую стратегию поведения, но показать другие возможные способы, более открытые и честные.

Звездные родители

Надя Ручка, певица, и Лева (1,5 года)

Думаю Левушка еще совсем малыш, чтобы говорить об особых манипуляциях. Здесь скорее всего речь идет о завоевании границ. Есть вещи, которые мы ему не разрешаем: щелкать выключателем, брать пульт от телевизора, стучать стеклянной посудой о пол (уже много чего разбил). И вот, допустим, он слышит «Нет», а фразу эту он понимает, то может начать рыдать, может лечь на пол и заплакать. Мы не реагируем на эти слезы и он быстро перестает плакать. Возможно так он пытается понять язык протеста, так как пока не пользуется обычной речью. Но в любом случае «манипуляции» эти ненавязчивы и он довольно быстро понимает, что они не работают.

Карина Мишулина, актриса, Кристина (14) и Полина (7)

Мне кажется, все дети бывают иногда манипуляторами. Например, летом старшая дочь вдруг говорит, что они с друзьями решили устроить прогулку ночью. Мы живем за городом, в частном секторе. Естественно, я сначала по-хорошему пыталась отговорить, что неприлично девочке в 14 лет гулять ночью. В итоге, когда они пришли за ней и позвонили в домофон, мы ее не пустили. И дальше она начала манипулировать. Мол, тогда я вообще не лягу спать. И больше учить ничего я не буду и т.д. И действительно, зайдя к ней через мин 30, я увидела, что она не спит. Я еще раз попыталась по-дружески с ней поговорить. Она пыталась обижаться и спорить. В итоге, легла спать. И больше эта тема ночных гуляний не поднималась у нас. Считаю, что в этой ситуации мне помог дружеский разговор, а не крики и ультиматумы с моей стороны.

Источник фото: depositphotos.com

Теги: дети от 1 до 3 лет дети от 3 до 7 лет секреты воспитания
Читайте также:
Английское воспитание: уважение и самостоятельность

Воспитание

Английское воспитание: уважение и самостоятельность

Для многих из нас в самом понятии «англичанин» уже заложена частичка аристократизма. Конечно, подобный образ сформировался у большинства по книгам и фильмам, но основу под собой он имеет вполне реальную....

Истерики у ребенка: проверьте, нет ли у крохи невроза

Здоровье

Истерики у ребенка: проверьте, нет ли у крохи невроза

Неврозы у детей возникают любого возраста, не застрахованы даже совсем крошечные. И виноваты во всем страхи. Как же уберечь от них малышей? Врачи советуют родителям для начала обратить внимание на свое поведение. ...

Ребенок шалит: это нормально?

Воспитание

Ребенок шалит: это нормально?

Засовывать горошины в ноздрю, неустанно снимать ботинки и десять раз подряд залезать под диван... Человеку, не имеющему детей, такие поступки кажутся странными. Но опытные родители знают, что все малыши так делают. А ра...


Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.




Конкурсы

Фотоконкурс "Мама и малыш"
Кристина
Левочка с мамой
Левочка с мамой
vasilina
любовь...
любовь...
Татьяна Куркина
Улыбашечка моя!
Улыбашечка моя!

Смирнова Олеся, 1 месяц, Москва
Смирнова Олеся, 1 месяц, Москва
Olena1978
Вадим в деревне
Вадим в деревне
Natka
Цветущее настроение
Цветущее настроение
Anush
Мамин мужчина.
Мамин мужчина.
Алёна Огнянникова
Наш первый Новый Год
Наш первый Новый Год
Наталья
Анечка
Анечка
Ирина
Тимофей
Тимофей
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый