Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Что такое диспраксия, или Почему мой ребенок такой неуклюжий?
0 0

Здоровье

Что такое диспраксия, или Почему мой ребенок такой неуклюжий?

Как слон в посудной лавке! Как корова на льду! Руки-крюки! Cколько обидных фраз приходится выслушивать нашим детям. И, как результат, ребенок отказывается выполнять даже простые задания, связанные с движениями. Почему так происходит? Может, причина кроется в загадочном слове «диспраксия»?


коррекционный педагог, учитель-логопед высшей квалификационной категории, детский сад № 38, Череповец

Малоизвестный диагноз – диспраксия – предполагает нарушение координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом. И при этом интеллектуальное развитие малышей в некоторых случаях даже опережает возрастную норму. И все же расстройство нервной системы влияет на способность ребенка выполнять движения.

Разные типы диспраксии

Выделяют несколько типов диспраксии.

  • Вербальная. Страдает координация артикуляционных движений. Малышу  не удается произносить отдельные звуки, слоги, слова, построить фразу.
  • Моторная. Нарушена координация движений при выполнении привычных действий: одевание и раздевание, шнуровка ботинок, удержание ложки, игра, прыжки, бег, выбор «правый – левый»  и др.
  • Офтальмологическая. Выявляется чаще всего в школьном возрасте. Ребенок неспособен управлять глазодвигательными мышцами. Взгляд «блуждает» по странице независимо от его воли. Как следствие – стойкая неуспеваемость в чтении (дислексия) и письме (дисграфия).

Диспраксия у самых маленьких

У каждого возраста свои признаки диспраксии. В раннем возрасте это трудности при сосании и глотании, манипуляциях с предметами. Крохе сложно взять и удержать игрушку, дотронуться до лица мамы – ребенок словно промахивается. Малышу не удается фиксировать взгляд и следить глазами за чем-то интересным. Важный показатель – замедление темпов физического развития. Ребенок позже самостоятельно садится, пропускает положенные сроки освоения ходьбы, долго не решается отпустить опору и отказаться от балансировочных движений – руки широко расставлены, как у канатоходца. 

И еще. Гуление, лепет дошкольника с диспраксией тоже отличаются от нормы, карапузу сложнее копировать движения губ взрослых. Он растет более осторожным и пугливым, чем сверстники.

Это факт
Диагностика диспраксии вызывает определенные сложности, поскольку это нарушение часто маскируется другими проявлениями. Особенно в старшем возрасте, когда ребенок пытается сознательно скрыть трудности: избегает ситуаций, в которых необходимо проявлять физические навыки, не участвует в коллективных играх, танцах, симулирует различные заболевания. Иногда дети начинают паясничать, кривляться, чтобы их трудности выглядели как преднамеренное шутовство: я споткнулся специально, чтобы всех насмешить!

Диспраксия у подросших ребят

В дошкольном возрасте кроха также не обнаруживает больших проблем с работой опорно-двигательного аппарата, зрением, слухом, интеллектуальным и психическим развитием, не имеет неврологических диагнозов. Но ему нелегко одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, молнии, шнуровать ботинки. Малыш чаще пачкается во время еды, путает правый-левый, долго не определяется с ведущей рукой, ногой (правша или левша?), не может освоить беговел, самокат и особенно велосипед. Кроха плохо рисует, конструирует, лепит,  работает с ножницами, составляет пазлы. Начиная говорить, ребенок «глотает» звуки, слоги. При беге, быстрой ходьбе, движении по прямой линии, в командных играх часто спотыкается «на ровном месте», роняет инвентарь, сталкивается с другими детьми. Получается, что он «всем только мешает». Особенно трудно ребенку выполнять цепочку последовательных действий: достать из коробки карандаш, отнести его на стол, где лежит пенал, положить карандаш в пенал. Малыш плохо ориентируется в пространстве, часто теряет вещи, медленно осваивает чтение и письмо.  Родные сетуют на его медлительность, робость или, наоборот, чрезмерную активность и даже агрессивность при попытке удержаться в игре любым способом. 

И еще. Без психологических проблем дело не обходится. Неудачи и замечания наводят на мысли о неуспешности, к несоответствиям ожиданиям близких, трудностям в общении с другими детьми, избыточному упрямству.

Идем в школу

В школьном возрасте многие трудности сохраняются, а некоторые даже увеличиваются в масштабах. А на их фоне и психологические проблемы. Самооценка снижается/падает, появляется острая реакция на любую критику. Насмешки одноклассников и неумение попросить помощи у учителя при выполнении заданий могут довести ребенка до депрессии и пропуска уроков, а также вызвать агрессию и истерику. Иногда, желая заработать статус «как все», ребенок совершает опасные поступки. Очень часто он застревает в позиции «забавный увалень» или «хамоватый клоун».

И еще. Недиагностированная диспраксия может существенно усложнить жизнь ребенка, тормозя его физическое и интеллектуальное развитие, накладывая специфический отпечаток на судьбу, профессию, круг общения. Чтобы предотвратить эскалацию проблем, необходимо при первых признаках обратиться к врачам и пройти полноценное обследование, которое позволит установить точный диагноз. 

Самое главное про диспраксию

Если в семье растет ребенок с диспраксией, в первую очередь позаботьтесь о его безопасности. Продумайте расположение мебели и предметов интерьера так, чтобы максимально облегчить передвижение: ребенку должно быть удобно держаться без риска уронить предмет на себя и достаточно пространства для маневра. Все хрупкое и травматичное уберите подальше. 

И еще. Силиконовые накладки на углы мебели, нескользкие покрытия для пола или детская обувь с нескользящей подошвой, текстильные эластичные наколенники, мягкие (пенополиуретановые) детские коврики – все эти нехитрые приспособления помогут ребенку и его родителям отделаться легким испугом в случае неожиданного падения и избежать серьезных травм. 

Кто поможет?

Варианты помощи будут зависеть от возраста и типа нарушения движений. Родителям необходимо научиться проявлять безграничное терпение и принимать своего ребенка таким, какой он есть. Медикаментозного лечения нет. Исключительно правильно организованная стратегия помощи ребенку, безусловная поддержка окружающих и время – вот слагаемые успешного будущего ребенка.

Невролог/психоневролог/педиатр смогут диагностировать проблему, определить, связано ли нарушение координации движений с диспраксией или с другими обстоятельствами. Например, ребенок плохо рисует, потому что плохо видит. А  нарушение координации движений связано со сбоем в работе  органов равновесия. И диспраксия здесь ни причем.

Инструктор по физическому воспитанию или ЛФК подберет комплекс доступных упражнений для развития координации, ловкости и согласованности движений. Детям полезны игры с музыкальным сопровождением, способствующие развитию чувства ритма и хорошему настроению.

Логопед работает над звукопроизношением и речевым развитием в целом.  Трудности с овладением чтением и письмом также помогает разрешить логопед.

Психолог поможет преодолеть тревожность, сгладить чувство несостоятельности, преодолеть комплексы, повысить самооценку. И научит, как избегать агрессивных всплесков.

Учителя, воспитатели помогают адаптироваться в коллективе, подбирают доступные задания, постепенно усложняя их с учетом диагноза. Они же создают  благоприятный психологический климат в детском коллективе, чтобы ребенок с диспраксией преодолел неуверенность в себе и был заинтересован в успехе.

Родители – основные помощники для детей с диспраксией, потому что имеют гораздо больше возможностей направлять и подбадривать своего малыша ежедневно на протяжении долгого времени. Если родители всячески способствуют развитию двигательных навыков ребенка, выполняют рекомендации специалистов, активно взаимодействуют с педагогами (делятся с ними информацией об особенностях ребенка, его потребностях и успехах), то улучшения не заставят себя ждать. 

Памятка для родителей

  • Определите, чем малыш любит заниматься вопреки трудностям, будь то бросание камешков в воду или рисование палкой на земле. Поддержите и помогите освоить игру еще лучше.
  • Всегда предлагайте задания, которые малышу под силу. Постепенно усложняйте их.
  • Если ребенок не хочет выполнять задание, не надо. 
  • Хвалите ребенка, даже если результат не достигнут.
  • Сделайте жизнь ребенка размеренной и структурированной. Режим дня и спокойный темп очень важны. 
  • Пусть он успеет меньше. Не торопите кроху. Планируйте день с учетом дополнительных временных затрат.
  • Зеркало – помощник. Когда ребенок видит, как выполняет движение, ему проще заметить недочеты и исправиться.
  • Обучая кроху навыкам, разложите их на простые действия: 1) надень ботинок; 2) вставь наконечник шнурка в отверстие для шнуровки и т. д. Тренируйте карапуза, пока он не освоит навык. И только тогда переходите к следующему. Активно помогайте, постепенно сводя свое участие на нет.
  • Оставляйте малышу возможность в выборе деятельности и в способе достижения результата.
  • Включите в процесс сверстников малыша. 
  • Используйте шпаргалки: схемы, таблички, например, рисунки с пошаговой подготовкой к прогулке или план. Умение планировать способствует повышению качества жизни ребенка с диспраксией.

Источник фото: depositphotos.com

Теги: дети от 0 до 1 года дети от 1 до 3 лет дети от 3 до 7 лет развитие ребенка физкульт-ура! массаж
Читайте также:
Домашний спортзал. Детский спортивный комплекс

Дом

Домашний спортзал. Детский спортивный комплекс

Домашний детский спортивный комплекс, купленный в магазине спорттоваров или сделанный умелыми руками папы, превратит детскую комнату в некое подобие корабельной палубы: веревочные лестницы, канаты… Какой простор для фант...

Учите ребенка плавать раньше, чем ходить

Развитие

Учите ребенка плавать раньше, чем ходить

Уже через 2 недели после рождения можно учить ребенка плавать. Малышу даже не придется заново осваивать нужные приемы, ведь он отлично помнит, как плавал в животе у мамы. ...

Делаем упражнения с ребенком: приятно и полезно для обоих

Развитие

Делаем упражнения с ребенком: приятно и полезно для обоих

Упражнения с ребенком, которые мы предлагаем, позволят молодой маме совмещать приятное с полезным: заниматься собой, не прерывая общения с крохой. Дело в том, что, наряду с мамой, в их выполнении «участвует» и малыш. ...


Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.




Конкурсы

Конкурс «Мой новогодний костюм»
ЕленаИ
Маленький Ежик
Маленький Ежик
ЕленаИ
Бесстрашный ковбой
Бесстрашный ковбой
ЕленаИ
Снежный гномик
Снежный гномик
Ольга Егорова
Наш Мышонок
Наш Мышонок
Альбина
Снегурочка
Снегурочка
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый