Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Ребенок-олигофрен.
238 4.8

Здоровье

Ребенок-олигофрен. "Неизлечим" не значит "обречен"

Олигофрения (или умственная отсталость) - патология, которую невозможно вылечить, она проявляется при рождении и сопровождает ребенка всю его жизнь. Это особенность развития, с которой маленькому человеку предстоит научиться жить в мире, увы, не приспособленном к потребностям людей с ограниченными возможностями. И основная задача, которая стоит перед родителями, врачами и педагогами -- максимально адаптировать такого ребенка в обществе.


психолог Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики»

Термин «умственная отсталость», или «олигофрения» (дословный перевод – «малоумие»), применяется в психиатрии с 1915 года. Согласно определению, принятому в отечественной психиатрии, олигофрения – это нарушение психического развития (в первую очередь, интеллектуального), связанное с органическим поражением нервной системы.

Проявления патологии и ее диагностика

Существуют разные виды классификации умственной отсталости. В американской психиатрии выделяют четыре ее степени: легкая, средняя, тяжелая и глубокая. По структуре нарушений олигофрения делится на 5 видов, в зависимости от того, чем еще осложнено нарушение интеллекта.

Среди отечественных психиатров распространено деление умственной отсталости на три степени: дебильность(легкую), имбецильность (среднюю) и идиотию (тяжелую), а определяется она в зависимости от коэффициента интеллекта (IQ). Ребенок проходит тестирование и набирает определенное количество баллов, в соответствии с которым специалист (врач, психолог) делает заключение о той или иной степени умственной отсталости. Но взгляды на надежность такого способа диагностики у разных специалистов и в разных психиатрических школах расходятся.

Принято считать, что дети с легкой степенью умственной отсталости – дебильностью – способны овладеть речью для общения с окружающими, но испытывают трудности при решении интеллектуальных задач, понимании причинно-следственных отношений, обобщения.

Те, у кого отмечена имбецильность, овладевают речью в очень небольшом объеме, достаточном для выражения простейшей просьбы. Кроме того, у них можно сформировать простые навыки самообслуживания.

Что же касается детей с идиотией, они не в состоянии овладеть даже простейшими навыками самообслуживания и нуждаются в уходе в течение всей жизни.

Однако, несмотря на жесткую классификацию, поставить четкий диагноз здесь весьма сложно. Дело в том, что редко можно говорить об изолированной умственной отсталости, когда ребенок отстает в умственном развитии и при этом не испытывает трудностей во всех остальных сферах психики/

Чаще всего недостаточность интеллекта обычно сочетается с речевыми, эмоциональными, моторными нарушениями, внутренними заболеваниями. При этом отставание речевого развития может быть обусловлено именно особенностями интеллекта, поскольку развитие речи и мышления ребенка происходит по двум параллельным, взаимосвязанным линиям, которые в определенный момент пересекаются и дают начало такому образованию как речевое мышление (или интеллектуальная речь).

Под термином «интеллект» понимают способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Если для первобытных людей актуальной была задача приспособиться к окружающей природе, избежать встречи с хищными животными и добыть себе пищу, то в современном мире на первый план выступает приспособление с социальной среде: по мере взросления ребенок учится общаться с окружающими, сообщать им о своих желаниях, а также осваивает игры, свойственные его возрасту.

Позднее перед ним ставятся другие задачи (усложняется игра, появляются обязанности по дому, начинаются занятия по подготовке к школе). Малышу, который не пользуется речью, невозможно предложить стандартные тесты и задания, с ним нельзя побеседовать, трудно поиграть. Специалист делает заключение о том, что у ребенка олигофрения, но не может определить ее степень, структуру нарушения, а это необходимо, чтобы правильно оказать помощь ребенку.

Возможные ошибки

Часто картина, характерная для умственной отсталости, оказывается связана с совершенно другими, неинтеллектуальными нарушениями. Например, ребенок не может продемонстрировать свои возможности из-за нарушения речи (зная правильный ответ на вопрос, он не может выразить свою мысль, объяснить, что и зачем он делает) или особенностей эмоционально-волевой сферы (ему неинтересно взаимодействовать со специалистом, он не отвечает на вопросы, или говорит, что ничего не знает).

В последнее время признано, что для точного диагноза недостаточно результатов теста – важно оценить такие факторы, как степень адаптации ребенка к жизни в обществе, его способность к самообслуживанию, общению. Не менее важен уровень образования ребенка: многие дети не показывают высоких результатов при тестировании из-за недостаточности знаний и простого неумения выполнять задания педагога.

В силу этих, а также некоторых других причин, в группу умственно отсталых попадают дети с разными нарушениями, например, с алалией (нарушением речи) или ранним детским аутизмом (особенность эмоционально-волевой сферы, при которой трудности общения могут сочетаться с высоким интеллектом и творческими способностями). Разграничение нарушения развития и педагогической запущенности, которая может приводить к значительной дезадаптации и отставанию в развитии, не обусловленному биологическими причинами, -- очень важная задача диагностики. Ведь в каждом из таких случаев ребенку необходима определенная помощь, которая зачастую неэффективна при других нарушениях.

Только не изоляция!

В нашей стране с советских времен существовала система отделения «особых детей» от «нормального» общества. В итоге даже дети с относительно легкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Малыши с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые малыши тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.

Сейчас можно утверждать, что традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определенные рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребенок с подобной патологией живет дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что малыша с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в обычный детский сад, школу, хотя право на образование имеет каждый ребенок, и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

Зачастую такой ребенок попадает в больницу. На госпитализации настаивает участковый педиатр, да и администрация детских учреждений требует заключения врачебной комиссии. Для любого специалиста, имеющего дело с таким малышом, характерно стремление помочь ему, используя для этого все доступные способы. Поэтому если с ребенком работает врач, то основной, привычный и доступный ему способ помощи – госпитализация для обследования и лечения сопутствующих заболеваний (в том числе, и нервной системы), которые, как правило, встречаются у детей с олигофренией. Но при этом ребенок попадает в замкнутый мир больницы, где его окружают такие же малыши, не способные самостоятельно овладеть необходимыми навыками. От степени тяжести нарушения зависит, будет это способность полноценно общаться со сверстниками и осваивать школьную программу или ребенок не сможет сам научиться есть ложкой из тарелки, одеваться. 

Основное, что предлагает ребенку медицинское учреждение, это лечение. Квалифицированной педагогической помощи, своевременного обучения он не получает. А если и получает, то в минимальном объеме. В семье малыш может наблюдать за старшим братом или сестрой, за соседскими детьми и стремится научиться играть, говорить, читать так же, как они. В больнице у ребенка нет такого примера, и он вместе другими детьми довольствуется примитивными играми и общением с помощью жестов. Конечно, если малыш попал в больницу на определенное время (для проведения курса лечения или диагностики), то по возвращении домой у него будет возможность в некоторой степени восполнить недостаток общения, заботы и правильного обучения. Но есть дети, которые живут в такой замкнутой системе постоянно – это те, от которых отказались родители, узнав, что ребенок родился «больным» «не таким, как все».

Семья и школа

Существовавшая в СССР система изоляции «особых детей» приводила к тому, что даже малыши с относительно легкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Если ребенок живет дома, то эта ситуация сама стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. В последнее время наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье.

Если раньше (20-30 лет назад) маму еще в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребенка, сдать его в учреждение собеса, то теперь все больше детей-олигофренов оказывается под опекой любящих родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребенок имеет возможность претендовать на образование, лечение (в случае, если это необходимо), общение со сверстниками. Практика показывает, что даже самые «тяжелые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Малыши, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом – обучение ребенка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

Конечно, нельзя рассчитывать, что малыш с тяжелым нарушением интеллекта сможет преодолеть эту проблему полностью. Работа разных специалистов (педагога, психолога, врача и других) направлена на то, чтобы дать ребенку шанс максимально развить те способности, которые возможно. Замечательно, если ребенок с неглубоким нарушением интеллекта сможет поступить в массовую школу около дома, где внимательная учительница с пониманием отнесется к его проблемам и поможет освоить доступную ему часть программы, удержаться в коллективе одноклассников, не превратившись в изгоя и «классного дурачка». Хорошо, если малыш, не говоривший до семи лет, научится пользоваться речью для общения, сможет объяснить маме, чего он хочет. Неплохо, если ребенок, долгое время не обращавший внимания на окружающих его людей и предметы, начнет смотреть и доступным ему способом реагировать на происходящие события – тогда мама сможет понять, что нужно ее малышу, что он любит или почему вдруг заплакал.

Профессиональная адаптация

Согласно существующему законодательству, все граждане имеют право на труд. Инвалиды – не исключение. Действительно, они имеют право получить рабочее место, выполнять ту работу, на которую способны, и получать за это зарплату. На практике это очень трудно реализовать. Действительно, для того, чтобы человек с ограниченными возможностями мог работать, нужны специальные условия. То, что обычные люди выполняют легко, с минимальными затратами времени и сил, инвалид будет делать гораздо дольше, возможно, сделает больше ошибок, ему надо будет чаще отдыхать. Естественно, работодатели предпочитают брать на вакантные места здоровых людей. Значит, кроме права инвалида на труд нужен еще и механизм реализации этого права. Например, рабочие места, на которые охотно будут брать людей с ограниченными возможностями.

Существует точка зрения, что инвалиду не нужно работать – он не такой, как все, ему трудно выполнять простейшие действия, поэтому общество должно предоставить ему не работу, а содержание, льготы и освобождение от различных обязанностей.

Такой подход может только дискриминировать человека с ограниченными возможностями. Все дети, с раннего возраста стремятся вырасти и стать кем-то, они мечтают о карьере космонавта, учителя и т.д. Потом стремления детей меняются, и в определенный момент они выбирают себе профессию. Общество, дающее инвалиду только льготы, стремится лишить его этой мечты, а вместе с ней возможности личностного роста, уважения к себе. Он обречен навсегда оставаться ребенком, потребителем, получающим от общества жилье, пищу, одежду и ничего не давать взамен. Такую ситуацию необходимо изменить, и начать надо с отношения общества к «другим» людям. Заключение медицинской комиссии «нетрудоспособен» не означает, что инвалид не имеет права работать. Нет, оно скорее указывает, что он не способен трудиться на обычном рабочем месте, и ему необходимы особые условия для работы.

Важно, чтобы для каждого ребенка – «нормального», одаренного, с ограниченными возможностями – был заранее определены вехи, которые он пройдет в жизни. Родители должны быть уверены, что для их малыша существует детский сад, в котором он будет играть и учиться общению с детьми, школа, где он получит необходимые ему знания, работа, которую он будет выполнять с удовольствием и с ощущением, что он нужен обществу. А разделение людей на так называемых «нормальных», «одаренных» и «инвалидов» должно быть не критерием «отбраковывания» одних и продвижения других, а способом выбора их жизненного пути.

Источник фото: Shutterstock


Рассказать друзьям

Оцените статью:

238 комментариев

Подписаться на отзывы RSS

Комментарии

1—10 из 238

У моего сына УМО легкой степени. Ему 14 лет. Есть конечно некоторые особенности в поведении, но не смотря на это это лето он проведет с детьми из обычных школ в детском летнем лагере в Москве. А там столько всего интересного! И шахматы , и японский язык, и клоунада, и оригами, и керамика, и авиамоделирование. Первый свой самолет он сконструировать уже успел. Родители особых детей, не вешайте нос! Ваши детки самые прекрасные, самые одаренные, самые талантливые! Не ограничивайте их возможности! Не давайте им сидеть дома, не стесняйтесь окружающих!. УМО это не проблема! Если слишком сильно комплексовать из-за этого, то это да. Используйте все возможности инклюзивного образования!

6 июня 2018 14:10

Всем же "здравомыслящим" писавшим здесь комментарии про стерилизацию хотелось бы сказать:
1) Подобное решение проблемы лиц с ОВЗ уже кажется предлагалось в истории много раз. Кстати последние авторы этой затеи были из нацисткой Германии, насколько я помню. И я не шучу. Мы живем в цивилизованном мире и это надо осознавать.
2) Извините , конечно, но ум. отс. получается далеко не всегда из-за ГЕНЕТИЧЕСКОГО фактора. Пренатальные, натальные и постнатальные причины. Женщина может заболеть во время беременности (УЗИ ДИАГНОСТИРУЕТ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА), может случиться родовая травма, в конце концов кроме олигофрении например есть деменция, когда абсолютно здоровый малыш может заболеть и остаться умсв. отст. (менингит тот же). Так, что во многом это дело случая! И подобная грубость на мой взгляд, отягощенная полнейшей некомпетентностью в данном вопросе, неуместна в чате, полном родителей лиц с ОВЗ. Легкая степень УО вообще зачастую обнаруживается в 1м классе. А вы тут затираете какую то ересь.

2 февраля 2018

Почитала ваши коментарии, уважаемые родители и, на мой взгляд, некоорые проблемы не такие уж и страшные.
1) Дети с ЗПР. Если вам на комиссии ставят данный диагноз не стоит паниковать. Подобные проблемы считаются в современной педагогике РЕШАЕМЫМИ. Интеллект у таких детей не поврежден и при грамотной работе специалистов и ваших стараниях отставание от детей с нормой будет преодолено к концу начальной школы. Ребенок снимут диагноз на ПМПК сможет учится с детьми без диагноза. Вы так же сможете оставить его в коррекционном классе и получить ЦЕНЗОВОЕ образование. Это не станет вам преградой в дальнейшей учебе. Программа в таких классах и школах по таким же учебникам с такими же предметами как и у всех деток в обычных школах. Отличие лишь в наличии логопедов, психологов, учителей-дефектологов. Если же считаете необходимостью учить ребенка в массовой школе сразу , вы так же имеете на это право, однако это может создать для него много стрессовых ситуаций. В любом случае, такие дети успешно социализируются и выравниваются при своевременной помощи.
2) Дети с легкой умст. отсталостью так же не безнадежны. Многие из них не имеют даже внешних особенностей и проблем с речью. Эти ребята ни нуждаются в нашей жалости и сочувствии. И никакие они не "бесполезные". В шк 8 вида их обучают как учебным предметам так и трудовой деятельности. Многие из них становятся отличными мастерами ремонта, швеями, поварами, и др. Все эти профессии оплачиваемы и востребованы. Многие увлекаются спортом, рукоделием, рисуют. За свою жизнь видела не мало бравых красавцев и красавиц, которые не пропадут в жизни, на мой взгляд. Женятся и заведут семьи и станут неплохими родителями. Хочется добавить, что ОНИ СОВЕРШЕННО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ПСИХОПАТОПОДОБНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ. НЕТ, НЕТ И ЕЩЕ РАЗ НЕТ. Но пожалуйста, если вы понимаете что ваш ребенок не может вытянуть программу НЕ НАСИЛУЙТЕ ЕГО в массовой школе, оставаясь на второй год по нескольку лет. Вы только навредите его психике и лишите его друзей. Лучше дайте ему возможность нормально жить и развиваться в доступной среде со сверстниками. И вы получите нормального ребенка, который сможет создать семью и станет вам помощником в старости. Ум. отс. в легкой степени это не приговор, а рекомендации к маршруту обучения.Таких детей очень много и общество принимает их а порой и не замечает никаких особенностей)))
3) К сожалению про более тяж. степень ничего сказать не могу, т.к здесь у меня есть лишь теория, на практике не сталкивалась

1 февраля 2018 01:30

У меня тоже дочь с заболеванием олигофрении в стадии имбецильности. Ей уже 35 лет. Я научила ее чему смогла обслуживает себя сама,читать писать не может.Сварить может очень малое и я боюсь за нее.я уже не молодая муж погиб 14 лет назад родственников близких нет и что будет потом даже боюсь представить. Как будет жить?

22 января 2018 11:06

Прочитала все комментарии под этой статьей , хочу выразит своё восхищение родитедям,таких деток . Это огромный труд , не опускайте руки .

14 июля 2017 13:16

Елена. Не Вам судить матерей и их больных детей. Такие как Вы считают себя элитой,а вот люди не такие,как Вы - идиоты с мозгом с "куриную какашку". У нас пол страны с куриными мозгами: отпрыски богатеньких родителей,которым мамики и папики готовые дипломы покупают,алкоголики,наркоманы да проститутки. А нынешняя молодежь жестокая,садисты и извращенцы, которые за школами избивают и насилуют одноклассников своих же издеваются над животными,а потом все это снимают на камеру и выставляют в на всеобщее обозрение в социальные сети. Чем эти отморозки лучше или отличаются от психически больных? Они еще хуже скажу я Вам!!! Посмотрите среди какого общества мы сейчас живем и обратите лучше свое внимание на так называемых здоровых,которые будут пострашнее больных!!!!!

5 декабря 2016 15:07

Тем, кто считает, что умственно-отсталым людям незачем жить, хочется сказать только одно - когда станете старыми немощными и больными (деменция,инсульты...), не забудьте сразу покончить жизнь самоубийством, чтобы не доставлять проблем своим близким, государству, да и вообще окружаюшим вас людям

3 ноября 2016

Здраствуйте! А возможна постановка данного диагноза в возрасте 21 года? И может сам человек заметить у себя эту болезнь?

12 сентября 2016 11:59

Добрый день. Мне 64 года,и у моей сестры 45-ти летний сын олигофрен. Он владеет речью,говорит,но неразборчиво и нередко приходится переспрашивать даже по 3-4 раза чтобы понять,что он сказал. В родном окружении ведет себя спокойно,улыбается,если пошутят смеется,разговаривает. Сестра его никогда не обучала,не водила никуда. Сейчас выходит с ним на улицу:сама сидит на лавочке,а он ходит вокруг да около. Со мной он ходит в магазин,сначала боялся входить в здание,а потом привык и сам уже выбирает,что ему нужно купить,гуляет со мной по улицам,ведет себя абсолютно спокойно. Но в чужой обстановке становится замкнутым,молчит и смотрит в пол,никому не отвечает. Проблема в том,что он совершенно не обучаем. Когда было ему 13 лет пыталась я его читать научить и писать. Буквы совершенно не запоминает-показывала ему,говорила как произносится,он вроде понимал все. Но стоило мне спросить его о той же букве через 2 минуты,так он сразу же все забывал. В общем,вот что: он не агрессивный,спокойный,с родными общительный,умеет себе сварить что-нибудь,кровать заправляет,прошу прощения:в туалет ходит как положено,не под себя,помогает в огороде-копает,поливает,за котом убирает,память у него феноменальная,все помнит что скажешь(но почему то буквы не мог запомнить),и готовить помогает-чистит что попросишь,посуду моет. В общем,все хорошо,но он не обучаемый. Я не могу только понять:у него дебильность или имбецильность? Я люблю своего племянника,и мои дети и внуки его любят,а он в нас вообще души не чает. Нет у него агрессивности,сексуального влечения к кому-либо. Но логического мышления никакого-ни математику,ни русский не может понять.
Ни жены,ни детей у него нет,да и не будет никогда. Я вот что знаю: нельзя таких людей изолировать,и пока вы можете надо пытаться их обучать. Читаю я комментарии:почти у всех на стадии дебильность,а таких деток можно,и нужно любить,учить,есть даже комментарии от самих людей с олигофренией,что впечатляет и дает надежду. Желаю всем удачи,пусть ваши детки всему научатся!

2 июля 2016 04:57

Елена, признайтесь честно, вы против не только олигофренов и людей с психическими отклонениями от которых пользы нет, но против и неполноценных людей вообще, от которых тоже в общем-то нет никакой пользы для общества , то есть нетрудоспособные лица: тяжело больные, инвалиды, наркоманы, парализованные больные, и даже у кого просто старческое слабоумие. Они ведь тоже неполноценные люди от которых пользы нет, на их содержание ведь тоже нужно тратить деньги. Елена, признайтесь вы бы хотели избавиться и от них? В таком случае, одной стерилизацией здесь явно не обойтись, государству придется построить дома эвтаназии, в которые принудительно будут отправлять всех "неполноценных"...

20 июня 2016

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Сейчас читают

Интересное в сети


@




Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый