Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Песочная терапия для детей
0 0

Психология

Песочная терапия для детей

Стоит только взглянуть на малышей, с упоением играющих в песочнице, как становится понятно, насколько интересно им это занятие. Да и взрослые порой не прочь погрузить руки в песок. Однако не все знают, что это не только развлечение, но еще и возможность справиться с психологическими проблемами.


психолог, Яхрома

Пока ребенок еще мал, он не может объяснить родителям причины своего плохого настроения или душевного дискомфорта. Даже взрослым порой сложно осознать источники своих тревог и страхов. Что уж и говорить о малышах, которые беспокоятся не меньше, но еще не владеют ни речью, ни самосознанием в должной мере, чтобы поведать о своих чувствах. Поэтому состояние ребенка, как правило, выражается в его деятельности и поведении.

Вот почему, анализируя психологическое здоровье малыша, большое значение придается наблюдению за его игрой, а также результатам деятельности: рисункам, поделкам, постройкам и т. д. Песок в этом смысле – универсальный материал, позволяющий и рисовать, и лепить, и строить, что, конечно, психологи смогли поставить себе на службу.

Как все начиналось
Песочная терапия как игровой подход возникла в конце 1920-х годов. Тогда английский психолог Маргарет Ловенфельд впервые предложила детям, с которыми она работала, создать свои композиции в подносе, заполненном песком. Маленькие пациенты могли дополнительно использовать понравившиеся им миниатюрные фигурки с полок. Ребятишки увлеклись и стали строить на песке то, что они потом назвали «мой мир». Позже эта техника заинтересовала К. Г. Юнга, который посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить внимание на терапевтические возможности игр на песке. Она и стала родоначальницей классической песочной терапии.

В чем смысл песочной терапии?

Знаменитый ученый и психолог Карл Густав Юнг впервые открыл тот факт, что наше бессознательное общается с нами посредством символов, сновидений, что нередко позволяет решить какие-то сложные вопросы. Картины, созданные на песке, также являются отражением бессознательного. С их помощью выводятся наружу  внутренние конфликты и переживания. 

Песочная терапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с четырехлетних детей. Особенно эффективен этот метод в работе с дошкольниками: во время игры ребенок как бы переносится в свой вымышленный мир, где он фантазирует, выстраивает сюжет, в результате чего появляются образы и символы, которые рассказывают о нем. Но суть метода не столько в том, чтобы понять душу ребенка, сколько в том, чтобы помочь ему справиться с внутренними проблемами. Работая с песком, ребенок переносит вовне то, что не может выразить словами, тем самым освобождая себя самого, приходя к гармонии. 

В кабинете песочного терапевта

Песочная терапия для ребенка дошкольного возраста – один из самых простых и доступных видов психологической помощи. С песком можно проводить множество манипуляций, в то же время он не требует каких-то особых навыков, и ребенок не будет переживать, что у него что-то не получится.

В кабинете у песочного терапевта малыша будет ждать песочница размером 50 на 70 см, с бортиками высотой 8 см (поскольку такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия), заполненная особым, кварцевым песком, очень приятным, чистым и безопасным. Дно и бока деревянной песочницы окрашены в голубой цвет, что символизирует воду и небо. Рядом с песочницей ставится кувшин с водой, которую ребенок может использовать в игре, если захочет. Также ему будут предоставлены наборы миниатюрных фигурок, различных по цвету, фактуре и материалу: деревья и другие растения, фигурки людей и животных, монстров и сказочных персонажей, различные постройки, домашняя утварь и природные объекты (семена, камни, ракушки и т. д.). Психолог предлагает ребенку построить свой мир – такой, какой он хочет, используя песок, воду и фигурки, показывает, как можно это делать, и далее предоставляет полную свободу действия малышу. 

Сеанс песочной терапии длится около часа, и в это время психотерапевт не вмешивается в процесс игры. Он может делать записи о значимых моментах и выборе игрушек, фотографировать песочницу после каждого сеанса на протяжении всей терапии, сравнивая, какие изменения происходят в игре.

С каждым сеансом песочная «картина мира» меняется вместе с изменениями во внутреннем мире ребенка. На протяжении этого процесса он проходит три стадии:

  1. Хаос. На этом этапе малыш может выбирать большое количество игрушек, иногда просто сваливая их в кучу и перемешивая с песком, без всякого сюжета. Так ребенок переживает тревогу, и эта стадия может занять несколько занятий.
  2. Борьба. В песочнице появляются противоборствующие силы. Мир представляет собой войну, причем погибать могут сразу обе стороны. Так проявляются внутренние конфликты ребенка, его агрессия, обиды. Важно, чтобы он в своем темпе проработал ситуацию и самостоятельно ввел героя или силы, побеждающие зло.
  3. Исход. На этой стадии песочная картина приобретает упорядоченность, могут появиться простые геометрические фигуры, символизирующие цельность и завершенность (круг, квадрат, треугольник). Ребенок изображает мир и покой.

В чем разница?

С песком ребенку полезно играть и во дворе, и на берегу моря. Песок развивает тактильные ощущения, снимает напряжение и усталость, снижает агрессию и тревожность. Именно в детской песочнице малыши учатся налаживать отношения друг с другом, сотрудничать и решать первые конфликты.

Однако, если вы замечаете у своего ребенка эмоциональные проблемы, то лучше довериться исцеляющему воздействию песочной терапии. Ведь это не просто игра, а глубокая психологическая работа, позволяющая решить множество проблем. Главное, что достигается в кабинете психолога, – это создание условий, при которых ребенок может быть самим собой. 

Особая безопасная среда

Специалист, в отличие от родителей, не стремится изменить малыша, научить его чему-то, он лишь создает свободную безоценочную атмосферу, позволяя ему проявлять собственную активность. 

Свобода самовыражения

Во время сеанса ребенок может проявлять любые эмоции, как позитивные, так и откровенно негативные, и психолог не будет его останавливать, не испугается, а, скорее, обрадуется тому, что малыш раскрывается.

Дополнительные «отмычки»

В кабинете малыш найдет коллекцию разных предметов и фигурок, которые в полной мере способны выразить его душевные переживания на символическом языке.

Объективная оценка

В отличие от родителей, психолог интерпретирует картины малыша свободно от каких-либо установок по отношению к нему. При необходимости во время песочной терапии может задаваться определенная тема, вводиться дополнительные игры и задания, призванные решить ту или иную проблему.

А если у ребенка все нормально, то с целью профилактики вполне можно обойтись песочницей в домашних условиях. Надо лишь выделить для нее место, смастерить ящик нужных размеров, покрасить его дно и стенки в голубой цвет и засыпать песок. Важно, чтобы он был чистый, прокаленный и заменялся раз в год. А дальше – собирать коллекцию! Фигурки от киндер-сюрпризов, безделушки, старые украшения, пуговицы… В игре малыша все может пригодиться и обрести смысл.

Варианты песочной терапии

Помимо классической игры в юнгинианской песочнице существует несколько форм песочной терапии.

  • Игровые методы. В зависимости от потребностей и уровня развития ребенка ему предлагается серия игр, направленных на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, фантазии. Кроха учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что развивает его речь, произвольное внимание и память, умение понимать себя и других.
  • Рисование песком. Заниматься песочной арт-терапией могут даже самые маленькие: само рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, избавлению от негативных эмоций, развивает оба полушария головного мозга (так как рисование происходит двумя руками). Песочные картины позволяют выразить свои эмоции и чувства без слов.
  • Логопедические игры на песке. Развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи, к тому же использование многочисленных фигурок и предметов дает массу возможностей для постановки звуков, отработки фонематического слуха и решения других логопедических задач. Кроме того, песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, снимает возбуждение. 

Песочная терапия помогает разрешить внутренние конфликты, развить мелкую моторику, речь, воображение. А для родителей игра с песком предлагает информацию о том, как их ребенок воспринимает окружающий мир, что его по-настоящему волнует. 

Особые условия

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и ряд противопоказаний. Ее не стоит использовать, если у ребенка есть:

  • кожные заболевания и порезы на руках;
  • легочные заболевания и астма;
  • аллергия на пыль и мелкие частицы;
  • психические заболевания.

Источник фото: Shutterstock

Теги: дети от 1 до 3 лет дети от 3 до 7 лет развитие ребенка
Читайте также:
Песочница. Игры с песком

Свободное время

Песочница. Игры с песком

Сегодня у наших детей есть много современных игрушек. Но игры в песочнице не устарели. Песочница по-прежнему излюбленное место малышей. Трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количеств...

Нестандартные игры с песком для детей

Развитие

Нестандартные игры с песком для детей

Пожалуй, самая популярная игра с песком – это лепка «куличиков». Но существует и множество других игр с этим замечательным природным материалом. Итак, чем же могут заняться мама с малышом в песочнице или на пляже?...

Игры на развитие тактильных ощущений

Развитие

Игры на развитие тактильных ощущений

С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество игр и упражнений, помогающих малышу совершенствовать чувствительность пальчиков....


Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.




Конкурсы

Фотоконкурс "Мама и малыш"
Екатерина Чухарева
У каждого своя ляля
У каждого своя ляля
Алевтина
Эвелиночка
Эвелиночка
Настасья
Мои сокровища
Мои сокровища
Виктория
Семья
Семья
Ольга
любим позировать
любим позировать
Janna
Чудо - ребенок
Чудо - ребенок
кристина
ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!!!!
ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!!!!
Светлана
Моя жизнь, моя Вселенная
Моя жизнь, моя Вселенная
Все конкурсы

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый