Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 2mm.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


13 мифов о родах в кино
0 4

Роды

13 мифов о родах в кино
Достоверно ли показаны роды в кино?

Каждому из нас не раз приходилось видеть, как рожают героини кинофильмов, но может ли опыт «кинематографических» родов чем-то помочь в реальных жизненных ситуациях.


Врач акушер-гинеколог, г. Москва

Нередко наши представления о том или ином процессе, событии формируются под влиянием художественных образов. И самым «влиятельным» модератором для современного человека, пожалуй, является кино. Этот вид искусства обладает способностью комплексного воздействия практически на все уровни восприятия зрителя, формируя на неосознанном уровне шаблоны поведения в различных жизненных ситуациях. В результате нередко в реальной жизни мы подсознательно подражаем любимым киногероям, думаем, как бы они поступили на нашем месте, принимая важное решение, строим отношения с друзьями, близкими и коллегами, во многом руководствуясь киношаблонами. И конечно, мечтаем, чтобы и в нашей жизни все было «как в кино» – красиво, ярко и насыщенно.

Однако есть один расхожий кинообраз, кочующий из фильма в фильм, который нисколько не вызывает желания воплотить его в жизнь. Это образ роженицы – женщины, у которой по ходу сценария начинаются роды. К сожалению, данный киносюжет обладает не менее отталкивающим и пугающим эффектом, чем качественный полнометражный триллер. Многие современные женщины признаются, что панический страх перед родами у них сформировался именно после просмотра какой-нибудь безобидной мелодрамы с минутным эпизодом родов в сюжете. «Роженицы» на экране показывают такую гремучую смесь чувств, эмоций и действий, что единственной реакцией на увиденное может остаться лишь изумление: как же героиня выжила после всего этого ужаса и почему вообще женщины идут на такие неимоверные страдания?

На самом деле в кино все не так, как в реальной жизни. Это утверждение, вполне очевидное и не новое, распространяется и на «кинороды». Авторам любого фильма нужен «экшн» – яркое действие, захватывающее воображение зрителя. Поэтому, показывая роды, режиссер укомплектовывает минутный видеообраз одновременно всеми действиями, событиями и ощущениями, которые хотя бы теоретически могут возникать на разных этапах родовой деятельности; при этом для большего эффекта и убедительности все элементы сюжета умышленно преувеличиваются. В результате образ-страшилка, получающийся на экране, не имеет подчас ничего общего с настоящим процессом родов. Причем это касается не только последовательности событий и поведения роженицы, но и обстановки в «палате», а также действий и высказываний «медперсонала».

Сюжет 1. Роды начинаются с приступа внезапной и сильной боли

Этот сюжет знаком всем кинозрителям. Беременная героиня фильма, минуту назад лучезарно улыбавшаяся в камеру, неожиданно начинает буквально корчиться от боли. Она падает на пол или на руки к подоспевшим родным с гримасой невыносимого страдания и душераздирающими криками, сгибается пополам и держится обеими руками за живот. Этот эпизод чрезвычайно популярен у сценаристов, однако в настоящих родах ничего подобного не бывает.

Классическое начало родовой деятельности – возникновение незначительных по длительности и ощущениям схваток. Так называются регулярные сокращения мускулатуры матки, которые ощущаются как напряжение внутри живота. Первые схватки не связаны с болью или ощущением, похожим на судорогу; их нельзя сравнить даже со значительным дискомфортом. Описывая свои ощущения в этот момент, роженицы говорят, что живот как бы «каменеет» на 5–10 секунд, а затем полностью расслабляется до следующей схватки. Единственным субъективным ощущением будущей мамы в начале родов может быть незначительное потягивание внизу живота и в области поясницы. Аналогичные ощущения большинство женщин испытывают в предменструальный период (ПМС).
Схватки наступают периодически, через определенные интервалы времени. В паузу матка расслабляется и будущая мама отдыхает, не испытывая вообще никаких необычных ощущений. Каждая схватка развивается в определенной последовательности. В начале схватки сокращение мышечной стенки минимальное; затем оно постепенно нарастает, а после так же равномерно и постепенно спадает. В конце схватки матка расслабляется. В начале физиологических, т.е. естественных, родов каждая схватка обычно продолжается не более 10–15 секунд, а интервалы между первыми схватками длятся около 20 минут. Так что единственным ощущением в начале родов может быть чувство напряжения в животе в течение нескольких секунд и волнение, связанное с предстоящими родами. В общем, никакого «экшена»!

Сюжет 2. В начале родов у героини всегда отходят воды

В кино это происходит так: под тревожную музыку за кадром на глазах у изумленной публики из беременной выливается никак не менее пяти литров жидкости. При этом повторяется предыдущий сюжет: испуганная героиня патетически произносит: «Кажется, началось!», хватается за живот, ложится и начинает стонать от боли.

Не только сценаристы художественных фильмов, но и большинство зрителей считают, что роды всегда начинаются с отхождения вод. Это утверждение неверно: при физиологическом течении родов плодный пузырь разрывается при полном или почти полном (5–6 см) раскрытии шейки матки. При таком своевременном разрыве плодных оболочек малыш находится без вод чуть дольше, чем длится потужной период. Своевременный разрыв плодных оболочек не только способствует нормальному процессу сглаживания и раскрытия шейки матки, но и сохраняет максимально благоприятные условия для плода во время схваток. При наличии околоплодных вод и целого плодного пузыря малыш чувствует себя комфортно, он защищен от попадания инфекции и чрезмерного давления сокращающейся матки, кровоток в сосудах матки, плаценты и пуповины не страдает, и процесс раскрытия шейки матки протекает благополучно. Излитие околоплодных вод до развития регулярной родовой деятельности или одновременно с появлением первых схваток нельзя считать даже вариантом нормы. Эта ситуация носит название «преждевременный разрыв плодных оболочек» и, к сожалению, является распространенной патологией развития родовой деятельности. На фоне преждевременного отхождения вод гораздо чаще наблюдается стремительное усиление схваток или развитие слабости родовых сил, инфицирование полости матки и плода, выпадение петли пуповины, дискоординация родовой деятельности – нарушение ее нервной регуляции. Для малыша столь резкая и преждевременная смена условий окружающей среды тоже является стрессом.

И наконец, главный кинообман: отхождение околоплодных вод никогда не сопровождается болью или любыми другими субъективными признаками. Воды не изливаются бурным потоком, как это демонстрируют на экране. В норме к концу беременности в матке находится около 1,5 л амниотической жидкости; при разрыве плодного пузыря выливается примерно пятая часть этого объема, то есть около 250–300 мл. В дальнейшем по мере увеличения раскрытия шейки матки воды понемногу подтекают в течение всего процесса родов. Так происходит потому, что к концу беременности плод закрывает головкой отверстие в шейке матки, выполняя роль своеобразной «пробки», и не дает вылиться всем водам сразу.

Сюжет 3. Причиной для начала родов служит резкий поворот сюжета

Поводом для появления схваток на экране всегда является какое-то событие, вызвавшее испуг или травму героини. Раскаты грома или звуки выстрелов, страшное известие, падение, ушиб или ДТП – в кино роды практически никогда не начинаются сами собой. В результате у зрителей формируется впечатление, что начало родов непременно что-то должно «вызвать». В реальной жизни роды начинаются тогда, когда организм будущей мамы оказывается полностью готов к началу родовой деятельности. Родовая деятельность – это схватки, периодические сокращения матки, раскрывающие шейку и продвигающие плод по родовым путям. Начинаются схватки благодаря специальным сигналам, посылаемым к матке центральной нервной системой. Перед родами в организме будущей мамы уменьшается выработка прогестерона – «гормона беременности» и нарастает количество эстрогенов – женских половых гормонов, задача которых – подготовить мать и малыша к родам. На фоне увеличения эстрогенов в центральной нервной системе беременной формируется родовая доминанта – нервный центр, который регулирует начало и развитие родовой деятельности. В тот момент, когда количество эстрогенов в организме беременной достигнет необходимого уровня, родовая доминанта начнет посылать нервные импульсы к матке, вызывая начало схваток. Таким образом, за начало родов «отвечает» нервная и гормональная система будущей мамы; а повороты сюжета здесь не причем.

Сюжет 4. В течение всего процесса родов героиня лежит и мучается от боли

По вине этого популярного кинообраза большинство зрителей уверены, что с начала схваток и до самого конца родов роженице нельзя вставать. Однако это совершенно неверно; напротив, при нормальном развитии родовой деятельности будущей маме даже рекомендуют применять активное поведение в родах. Этот термин обозначает свободное поведение роженицы, постоянную смену поз и передвижение по палате, поиск наиболее удобного положения тела.
Сами по себе движения значительно снижают общее ощущение боли. И не только потому, что любое действие отвлекает. Уровень болевых ощущений зависит от кровообращения. Во время схватки мышечные волокна матки сокращаются, тратя при этом энергию. Основным «энергетическим топливом» для работы всех клеток нашего организма является кислород; клетки мышцы матки – миометрия – не исключение. Как известно, кислород содержится в артериальной крови; следовательно, дыхание клеток зависит от уровня и скорости артериального кровотока. При неподвижном положении тела общий кровоток снижается, замедляется поставка кислорода к мышце матки и болевые ощущения нарастают. Если роженица ходит по палате или двигается в рамках удобной позы, вследствие движения уровень кровотока повышается и клетки матки лучше обеспечиваются кислородом. Кроме того, движение во время схваток помогает роженице избавиться от лишнего напряжения и максимально расслабиться; как известно, уровень боли зависит от напряжения. Поэтому при активном поведении в родах болевые ощущения от схваток гораздо слабее, чем при неподвижном положении. Даже в случае, когда по медицинским показаниям роженице нельзя вставать, она может активно вести себя во время схватки – покачиваться, пружинить на кровати, разводить и сводить колени. Эти незначительные движения ощутимо снижают боль от схватки.

Сюжет 5. Роженица в течение всего процесса лежит на гинекологическом кресле

Во-первых, для родов используется не гинекологическое кресло, а рахмановская кровать – специальная медицинская кушетка с упорами для стоп и поручнями. В некоторых современных роддомах на смену рахмановской кровати пришло акушерское кресло – более удобная модификация родовой кровати с анатомической спинкой, регулирующейся высотой и углом наклона. Кроме того, существуют так называемые кровати-трансформеры, которые на этапе потуг преобразуются из обычной кровати с ортопедическим матрасом в удобное приспособление для родов. Гинекологическое кресло в роддоме можно увидеть только в смотровом кабинете приемного покоя или отделения патологии беременных.
Во-вторых, в том ракурсе, который нам демонстрируют на экране – полулежа-полусидя с разведенными коленями – роженица оказывается только на самом заключительном этапе родов. Такая поза удобна для потуг и используется в последние 10–15 минут до рождения малыша. Большую же часть родов будущая мама проводит, перемещаясь по палате и выбирая удобные позы для схваток. Даже если по медицинским показаниям роженице приходится лежать (например, при стремительном развитии родов), она располагается на обычной кровати в положении лежа на боку, а не на гинекологическом кресле с поднятыми ногами.

Сюжет 6. Родовая палата в кино очень похожа на операционную

Героиня лежит, опутанная клубком проводов и датчиков, окруженная мониторами, с капельницами в обеих руках, под неусыпным наблюдением двух-трех врачей. На самом деле палата, в которой находится будущая мама во время родов, отличается от палаты любого другого отделения только одним – наличием рахмановской кровати. Во всем остальном это обычная комната с кроватью, прикроватной тумбочкой для гигиенических принадлежностей, парой стульев и умывальником. Никаких стеклянных шкафов с лекарствами, операционных столов с хирургическими инструментами, изобилия сложной медицинской аппаратуры и постоянно дежурящего у постели роженицы персонала на самом деле нет. Роды – не тяжелая болезнь, требующая особых мер помощи и неусыпного медицинского наблюдения; это нормальный физиологический процесс, и для контроля за его развитием достаточно периодического появления в родовой палате врача или акушерки. При необходимости дополнительных исследований, например контроля сердцебиения плода и сокращений матки – кардиотокографии – или УЗИ, их производят прямо в палате роженицы: вся аппаратура в родильном отделении портативна и легко перевозится в нужное место. Однако при нормальном развитии родов нет необходимости в проведении мониторинга – постоянного отслеживания состояния матери и плода с помощью спецаппаратуры и персонала.

Сюжет 7. С первыми признаками родов героиню экстренно увозят в роддом... где она через минуту после приезда рожает ребенка.

В кино такой прием называется монтажом эпизодов: два ярких этапа развития сюжета соединяются, а все, что с точки зрения режиссера второстепенно, остается за кадром. В жизни так не бывает: от начала родов до рождения малыша в норме проходит от 6 до 12 часов. Да и выезжать в роддом с первыми схватками нужно не всегда; прежде чем произнести: «Кажется, началось» и отправляться на роды, как это делают «кинороженицы», стоит убедиться в реальности своих ощущений. Дело в том, что накануне родов у будущей мамы могут появляться тренировочные схватки. Иначе такие схватки называют ложными, или предвестниковыми. Тренировочные схватки по ощущениям схожи с настоящими, но интервалы между ними могут значительно отличаться друг от друга, тогда как родовые схватки идут регулярно и повторяются через равные интервалы. Например, «настоящие» первые схватки возникают четко через каждые 20 минут. А при «ложной тревоге» интервал между соседними схватками будет неравномерным, скажем: 20 минут – 15 минут – 30 минут – 10 минут – 45 минут и т.д. Не характерна для тренировочных схваток и динамика процесса: они не станут ни усиливаться, ни удлиняться, а промежутки между ними так и останутся неравномерными. Главное же их отличие от «настоящих» схваток в том, что они не дают ощутимого результата, то есть не ведут к раскрытию шейки матки.
Тренировочные схватки могут иметь два различных варианта исхода. В первом случае они прекратятся сами собой.

В норме такие тренировки могут повторяться несколько раз в течение последней недели перед родами; длятся они обычно не более 2–3 часов и особого дискомфорта не доставляют (за исключением, конечно, волнений будущей мамы и ее близких). Однако нередко «репетиция» схваток может оказаться генеральной. Тогда нерегулярные поначалу интервалы между схватками постепенно упорядочатся и тренировочные схватки перейдут в регулярную родовую деятельность.
В любом случае, пока схватки не станут регулярными, а интервал между ними не сократится до 10 минут, при условии хорошего самочувствия будущая мама может оставаться дома.

Сюжет 8. Во время потуг и рождения малыша роженица мечется по кровати и истошно кричит

В конце родов во время схваток роженица испытывает ощущение, сходное с необходимостью освободить кишечник. Такое чувство вызвано тем, что малыш давит головкой на стенки влагалища и раздражает расположенную рядом прямую кишку. В ответ на это ощущение у будущей мамы возникает сильное желание потужиться, т.е. напрячь пресс. Потуга дополнительно продвигает ребенка по родовому каналу, приближая момент его рождения. Она представляет собой напряжение диафрагмы и мышц брюшного пресса, по ощущениям напоминая аналогичные действия при освобождении кишечника.

Потуги связаны с большими усилиями, и для того чтобы они были эффективны, необходимо правильно группироваться и использовать дыхание. Если в этот момент роженица будет вести себя так, как это показывают в кино – метаться по кровати и кричать – у нее не получится тужиться, ведь для того чтобы напрячь пресс и продвинуть ребенка, необходимо задержать дыхание и замереть, максимально напрягая пресс. В начале схватки роженица делает глубокий вдох ртом, затем задерживает дыхание, прижимает подбородок к груди и тужится, напрягая диафрагму и мышцы пресса. При этом руками и ногами она упирается в специальные поручни по бокам кровати; такая поза помогает сгруппироваться и направить все усилия в одном направлении. За схватку женщина успевает потужиться два-три раза; после каждой потуги следует плавный выдох и затем вдох перед новой потугой. Персонал в этот момент подсказывает роженице, что ей делать – вдыхать, выдыхать, тужиться или расслабляться.
Сам момент рождения малыша сопровождается для мамы скорее сильным физическим напряжением, чем болью. Дело в том, что ребенок головкой настолько растягивает ткани промежности, что в них на время нарушается кровоснабжение. Без кровоснабжения невозможна передача нервного импульса, каковым является и болевой сигнал. Поэтому боли в промежности, которой так боятся будущие мамы, в этот момент нет!

Сюжет 9. На родах присутствуют все остальные герои фильма, включая второстепенных и эпизодических персонажей, в той одежде, в которой они приехали в роддом

На самом деле в родовой палате может присутствовать только один близкий роженице человек. Кроме того, потенциальный партнер по родам обычно должен заранее сдать некоторые анализы. И конечно, перед родами его «экипируют» соответственно случаю: в роддоме ему выдают стерильный халат или хирургический костюм, бахилы, шапочку и маску.
В некоторых роддомах, помимо партнера из числа близких роженицы, допускается присутствие профессионального помощника в родах – перинатального психолога или врача сопровождения. Остальные друзья и родственники, приехавшие в роддом в качестве группы поддержки, коротают время в холле приемного отделения и непосредственно на родах не присутствуют.

Сюжет 10. Во время потуг врач садится между ног роженицы на стульчик, накрывается стерильной простыней и извлекает ребенка хромированными инструментами неопределенного вида и назначения

Справедливости ради надо отметить, что этот сюжет встречается в основном в западных фильмах. На самом деле во время рождения плода врач или акушерка, принимающая ребенка, не садится на стул, а стоит. При этом в руках у «принимающей» стороны нет никаких инструментов, а на ногах у роженицы нет простыни, под которую «ныряет» врач во время потуг. Во-первых, рождение плода не требует никаких дополнительных усилий от персонала: малыш появляется на свет в результате сокращений матки и потуг своей матери. Все действия, осуществляемые медиками в процессе появления плода, направлены на защиту промежности матери от разрывов, а вовсе не на «извлечение» малыша. Мероприятия по защите промежности заключаются в постепенном растяжении тканей вокруг выхода из влагалища по мере появления головки плода; растяжение осуществляется исключительно руками в стерильных перчатках, без использования каких бы то ни было инструментов. Во-вторых, для того чтобы правильно и своевременно оказывать роженице помощь во время потуг, поддерживать малыша и растягивать ткани промежности, оберегая их от разрывов, врач должен хорошо видеть область промежности и появляющуюся головку плода. Это труднодостижимо при наличии простыни, которой укрыта героиня в кино: в этом случае, чтобы что-то разглядеть, врачу придется заглядывать под простыню с фонариком.

Сюжет 11. Новорожденный появляется на свет причесанным, умытым розовощеким трехмесячным бутузом

В реальной жизни младенец, только что появившийся на свет, выглядит совсем не так, как на экране. Кожа новорожденного в первые секунды после рождения имеет синюшный оттенок, особенно выраженный на стопах, ладошках и лице плода. Это связано с сильным сдавлением поверхностных сосудов во время продвижения малыша по родовому каналу. Через 10–15 секунд сосуды кожи расправляются, наполняются кровью, и младенец на несколько десятков секунд становится багрово-красным. Затем кровообращение мягких тканей нормализуется, и к первой минуте самостоятельной жизни кожа малыша приобретает приятный розовый оттенок.
На коже и волосах новорожденного находятся частички первородной смазки, напоминающей плавленый сыр. Кроме того, на голове, спине или конечностях малыша могут оказаться остатки слизистой пробки, кровь от повреждений слизистой родовых путей и интимные выделения матери. Первичный туалет новорожденного осуществляют только после пересечения пуповины и внимательного осмотра неонатолога. До этого момента (около 15–20 минут) малыш не слишком похож на новорожденного с киноэкрана!

Сюжет 12. Муж героини на протяжении всех родов попеременно мечется по палате, падает в обморок и ругается с персоналом

Пожалуй, мужья в кино представляются самыми нелепыми и комичными персонажами, от которых во время родов могут быть одни неприятности. На самом деле супруг, присутствующий на родах, может оказать неоценимую помощь и поддержку роженице, не мешая и даже помогая работе персонала родильного отделения. Чтобы эффект от партнерских родов был максимальным, помощнику понадобятся знания о самом процессе и навыки помощи роженице – специальные партнерские позы, массаж и т.п. Теоретическая информация о родах необходима партнеру для того, чтобы адекватно реагировать на самочувствие роженицы и действия персонала. Партнер по родам должен иметь общее преставление о длительности родов, изменении ощущений роженицы на разных этапах, о ситуациях, когда надо позвать врача, о смысле различных врачебных манипуляций во время родов. Также он должен владеть приемами немедикаментозного обезболивания схваток. К таким методам относится массаж, приемы расслабления, позы – поддержки и правильное дыхание для будущей мамы. Для подготовки к партнерским родам лучше всего вместе прослушать лекции на курсах для будущих родителей. Если такой возможности нет, потенциальный партнер сможет приобрести необходимые знания и навыки из книг и специальных фильмов – конечно, не художественных, а документальных обучающих видеосюжетов.

Сюжет 13. Сразу после рождения малыша героиня принимает посетителей и поздравления, пьет шампанское

В первые часы после родов новоиспеченная мама находится в родовой палате под наблюдением акушеров. По статистике, именно в первые два часа, или ранний послеродовый период, происходит наибольшее количество осложнений. Чтобы снизить риски для здоровья и побыстрее восстановить силы после родов, в этот период женщине рекомендуют строгий постельный режим, холод на низ живота и полный покой. Так что толпа родственников с цветами и бокалами, оказывающаяся в палате сразу после рождения малыша, – всего лишь красивый кинообраз. А вот партнер по родам действительно находится в эти часы рядом с родильницей, оберегая ее покой и наблюдая за ее самочувствием.

Кино, безусловно, является важнейшим из искусств, но буквально воплощать кинообразы в жизнь все-таки не стоит. Особенно если речь идет о таком важном событии, как роды! К «родам» в кино надо относиться как к невероятной истории любви в мелодраме или головокружительным спецэффектам в блокбастере. А для того чтобы получить правильное представление и практическую информацию о родах, лучше записаться на курсы для будущих родителей. Кстати, там тоже иногда показывают видеосюжеты о родах – только,
в отличие от художественных фильмов, они реалистичны, поучительны и совсем не похожи на триллер.

Источник фото: Shutterstock


Рассказать друзьям

Оцените статью:

0 комментариев

Комментарии

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.





Сейчас читают

Интересное в сети






Самое популярное


Партнеры
www.konliga.biz www.9months.ru mamaexpert.ru mamaexpert.ru samaya.ru
1 пиксель белый