У вас, Дмитрий, такая большая семья... Как зовут ваших детей и сколько им лет?
Старший – Ваня, ему 16, Наташе – 14, Кате – 12, Оле – 10, Саше – 7, Мише – 5, Соне – 3 года.
Семь детей – на это сложно было решиться?
Детей посылает Бог. Самое сложное – это решиться на третьего ребенка. На первого все обычно решаются. На второго – многие, а вот решиться на третьего – это скачок. Я долго жену убеждал. Она говорила: давай подождем лет пять. А что за эти пять лет изменится? Здоровья больше будет? Или кто-то наследство оставит? Да потом и расхочется уже. Нельзя себя расслаблять.
Что изменилось в жизни после рождения детей, чем пришлось пожертвовать?
Конечно, ради детей приходится от чего-то отказываться. Нет уже такой свободы в перемещениях, зато приобретается огромный опыт. У нас были трудности, особенно когда мы ждали третьего ребенка, – денег не было вообще. В стране всякие кризисы, платят за книги мало. Но потом словно подарок какой-то от неба получили! Книги стали успехом пользоваться, заработки выросли. И так, я заметил по знакомым, происходит не только у нас. Это волшебный рубеж – кого-то повышают в должности, другим судьба дарит приятные сюрпризы.
Вы с Марией строгие родители?
Нет, не строгие. Но какие-то вещи уже поняли. Например, не практиковать «качели». Допустим, вы сказали ребенку, что не сделаете того-то и того-то потому-то и потому-то. Он начинает вас раскачивать, искать слабину, пытаться хитрить, продавливать. И если тут уступить, то он будет понимать, что всегда сможет добиться своего через крик или через нытье. Тут главное – стоять на своем и быть твердым. Если вы уступите, то ребенок поймет, что таким поведением у вас можно выпросить многое. Очень важно, чтобы сфера манипуляции у ребенка не закреплялась.
И каков ваш главный секрет воспитания?
Мне кажется, что самое важное – это любить своих детей и не принуждать их в мелочах. Например, не хотят есть – не надо. Проголодаются – поедят. Необходимо привить человеческие качества. А всему остальному можно научить. Например, читать. Главное – это «вчитать в ребенка» первые 300 часов. Любым усилием. Любой хитростью. Иначе машинка под названием «запойный читатель» не запускается. И еще, наверное, не менее важно воспитать себя, а дети уже потом скопируют и будут подражать родителям. Например, Маша, моя жена, очень творческая личность: лепит из глины и керамики. Иногда дети кидаются ей помогать. Нужно, чтобы родители были сами увлечены. Нельзя научить ребенка тому, что не знаешь и не любишь сам.
Как развиваете детей?
Сейчас нашим детям от 3 до 16 лет. Разный возраст – разные трудности и радости. Когда мы видим, что у кого-то хорошо получается рисовать и ему это нравится – отдаем в художку. У нас в семье есть правило: раз начал чем-то заниматься, то должен это продолжить до 100-го занятия. Потому что обычно у ребенка сильный стартовый интерес, а к 8–10-му занятию он угасает. Ребенок говорит, что устал, начинает ныть, пытается бросить секцию, кружок. И так потом будет всю жизнь. А к 100-му занятию уже жалко бросать, понимаешь, что достиг многого. Формируется привычка.
Вы разделяете домашние обязанности между детьми? Не возникает на этой почве ссор?
Мы выписываем домашние обязанности на листочках и развешиваем их, а дети сами выбирают и вычеркивают. Конечно, иногда они ссорятся, мол, я помыл сковороду, а с нее жир оттирать сложнее, а ты помыл только тарелку.
Ладят ли они между собой?
В целом у нас дружная семья. Дети хорошо ладят между собой. Но бывает, что и дерутся, и отношения выясняют очень громко, и вещи делят, и комнаты. Но это дело такое… Поругаются, а потом снова друзья!
Вы переехали жить к морю, в Крым. Как принимали такое решение?
Если совсем коротко, в квартире нам стало тесно. Вот и переехали поближе к морю. Тут много удобнее большой семье. К тому же у нас куча животных: крысы, две кошки, три собаки, попугаи. Наташа, которой сейчас 14, хочет стать ветеринаром-кинологом, и она заботится сразу о нескольких животных и никого к ним не подпускает.
Дети мечтают последовать вашему примеру и стать писателями?
Оля с Ваней стараются писать, но результат пока неясен. Да я и не требую от них писания. Главное, чтобы читали. Для нас с Машей главное то, кем дети сами себя видят в будущем. Пусть сами себе прокладывают дорогу. Большое наследство им явно не светит.
Ваш комментарий: